Украина – Россия: время собирать камни

telegram
Более 60 000 подписчиков!
Подпишитесь на наш Телеграм
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться
dzen
Более 120 000 подписчиков!
Подпишитесь на Яндекс Дзен
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться

Политических и экономических «завалов»  в отношениях между Россией и Украиной за последние годы накопилось немало. Бывало и так, что стороны иногда не были готовы слушать и слышать друг друга.

Наивно полагать, что  все эти сложности, элементарное недопонимание намерений соседа-партнера, накопленный негатив взаимных упреков и недоверия можно легко и быстро устранить. Чтобы вывести двусторонние отношения  на новый, более высокий уровень, придать им глубокое, необратимо положительное содержание, необходимы политическая воля и желание (они, похоже, есть у обеих сторон), а также поиск новых нестандартных путей разрешения возникающих проблем.

Если взглянуть на эти вопросы предметнее и масштабнее, вычленить из общей динамики двусторонних отношений торгово-экономическую составляющую,  кооперационную интеграцию между регионами и предприятиями, которые во времена  Советского Союза  прочно скрепляли  российско-украинские производственные, научные, технологические, торгово-экономические отношения, ещё раз проанализировать, в чём же заключаются и какими могут быть взаимные интересы сторон, то по-другому - гораздо более оптимистично - представляются и перспективы взаимоотношений наших государств.

Совокупный потенциал Украины и России таков, что наши страны могли бы совместно и успешно преодолевать мировые и внутренние финансовые неурядицы и даже глобальные кризисы, если только внимательно учитывать глубину украинско-российских  отношений (даже на их нынешнем уровне), умело использовать их характер и специфику. Ведь  Россия и Украина являлись - и в значительной мере остаются - частями единого экономического пространства, сформировавшегося в советское время. Естественно, их производственная и транспортная инфраструктуры объективно ориентированы друг на друга.

Российские и украинские предприятия в силу  сложившейся специализации являются  друг для друга монопольными поставщиками многих важнейших промышленных изделий в рамках межгосударственной кооперации.  Разрыв этих связей негативно повлиял бы на ситуацию  как в российской, так и в украинской экономиках, ибо создание аналогичных или параллельных производств в обеих странах потребует громадных финансовых затрат и времени. Взаимозависимость двух экономик не вызывает сомнений.

Для России стратегически важным является вопрос транзита через украинскую территорию российских грузов, направляемых в Европу. Кроме того, у России, к сожалению, не осталось  современных глубоководных незамерзающих коммерческих портов на Балтике. Нет их и на Севере, если не считать Мурманского торгового порта. Единственный глубоководный  порт в европейской части России – Новороссийск, но и там есть ограничения, связанные с пропускным потенциалом железной дороги и территориальными  ограничениями для развития структуры порта. Отсюда особое значение для России приобретают порты Одессы, Ильичевска, Южного,  Мариуполя, через которые ещё во времена Советского Союза проходили значительные объемы внешнеторговых грузов.

В свою очередь, Украина также находится в прямой зависимости от северного соседа: ведь это энергодефицитная страна, удовлетворяющая топливно-энергетические потребности за счёт собственных ресурсов  лишь на 47-49 процентов. За счёт российских энергоносителей покрывается 100 процентов потребностей Украины в ядерном топливе, около 75 процентов в сырой нефти и около 50 процентов в природном газе.

Очевидная взаимозависимость России  и Украины выражается ещё и в том, что вследствие сложившейся специализации многие украинские предприятия являются монопольными поставщиками в Россию важнейших изделий. Например, 100 процентов собираемых украинцами  свеклоуборочных и кукурузоуборочных машин, полевых жаток, паровых, поршневых и других видов насосов, 80 процентов кранов на пневмоколёсном ходу реализуется на российском рынке.

Стремление украинского капитала к экспансии на постсоветском пространстве приветствуется в Москве. Сколько ведется разговоров, плодится небылиц об «экономическом засилии москалей» на Украине, а если посмотреть на факты, то убеждаешься в широком проникновении украинских компаний в Россию. Мало кому известно,  что российское  ОАО «Останкинский молочный комбинат» с 2010 года  на 94 процента принадлежит украинской компании «Милклэнд». Индустриальный союз Донбасса контролирует металлопрокатный завод в Армавире, корпорация «Богдан» вкладывается (700 миллионов долларов) в строительство автомобильного завода в Нижегородской области. Группа «Приват» контролирует Алапаевский металлургический завод. Концерн «Энерго» владеет угольной шахтой «Заречная» (Кемеровская область), а Group DF – Астраханским нефтегазовым комплексом.

Россиянам пришлись по душе  кондитерские изделия, конфеты и прочие сладости, из соседней страны, и  корпорация «Рошен» сразу же воспользовалась новым спросом и приобрела кондитерскую фабрику ЗАО «Кондитер-Курск».  Особое слово об украинской горилке: 52 процента крепкого алкоголя Россия импортирует из Украины, у «Немиров Холдинга» - четверть российского импортного рынка. Компания «Союз-Виктан» имеет два ликёроводочных завода в Московской области.

В общей сложности украинские инвестиции в российскую экономику составляют пока 100 миллионов долларов. Есть большие возможности для увеличения этого показателя. Если же говорить о российских инвестициях в экономику Украины, то они направляются главным образом в новейшие отрасли – мобильную связь, авиастроение, производство алюминия, нефтепереработку. Российский бизнес участвует в создании  новых рабочих мест в пяти украинских регионах    – в Полтавской области, Крыму, Киеве, Ровенской области и Севастополе. Очень интересны проекты в производстве медицинского оборудования, энергосбережении, дорожном и жилищном строительстве, в сфере железнодорожного транспорта, горнодобывающей промышленности.

Что касается торговых связей, то приходится признать, что Россия по-прежнему остается  крупнейшим торговым партнёром Украины. Только за январь-октябрь 2010 года внешнеторговый оборот  соседей составил 36,170 миллиардов долларов, увеличившись на 150 процентов к аналогичному периоду 2007 года. Объём украинского экспорта в Россию увеличился на 36,5 процента, а объём российского импорта в Украину - на 30,2 процента. По общему объёму российский экспорт вплотную приблизился к докризисному уровню, а импорт уже давно превысил этот уровень. Причём это без учета того факта, что произошло сокращение экспорта нефти из России на 6 процентов. Если же посмотреть динамику взаимного товарооборота, то даже в самые сложные 2002-2008 годы он  вырос в четыре раза.

Россия остается  крупнейшим импортёром украинских товаров (в общем импорте России – это почти 24 процента, пятое место в общем товарообороте).  Для сравнения: вторым импортёром  Украины является Турция (6,9 процента от общего импорта страны). Несмотря на то, что Украина вступила в ВТО, в ее отношениях с  Россией сохраняется режим свободной торговли. Поэтому таким выгодным для Киева было бы присоединение республики к Таможенному союзу России, Белоруссии и Казахстана.  «Приварок» от такого шага  может составить, согласно предварительным прогнозам, более 10 миллиардов долларов.

Когда имеешь дело с такими красноречивыми фактами, закономерно возникает вопрос: а справедливо ли звучащее порой утверждение, что Киеву «заграница поможет»?  У Евросоюза своих проблем достаточно, чтобы ещё начинать «с нуля»  развивать экономические связи с Украиной. Кроме того, в Европе не ждут  украинский экспорт. Чего греха таить, украинская продукция  по сопоставлению цены и качества пока остается не конкурентоспособной на западных рынках.  А вот, скажем,  запорожский автозавод в 2010 году реализовал в России  более 20 тысяч своих автомобилей   ZAZ Chance. О подобных объемах реализации украинских товаров на европейских рынках не может быть и речи.
 
Если взять кооперационные связи предприятий обеих стран, то выясняется  любопытная закономерность. Часть российских заводов, оказывается, не готова собирать свою продукцию без поставок комплектующих деталей и узлов из Украины. Уральский завод химического машиностроения имеет более 20 украинских партнёров, а корпорация «Пумори-СИЗ», импортируя продукцию украинских производителей,  в свою очередь поставляет сложные инструменты собственного производства 15 партнёрам Украины. Уральский завод тяжёлого машиностроения ведёт переговоры о восстановлении кооперационных связей с ОАО «Запорожсталь» и Запорожским титаномагниевым комбинатом. А Каменск-Уральский металлургический завод поставляет алюминиевый прокат по заказам  украинских партнеров, которые, в свою очередь, проявляют интерес к предложениям Уральского турбинного завода принять участие в модернизации турбинных установок на теплостанциях Украины.
 
Большое внимание развитию  кооперации  в экономике, укреплению производственных связей между отдельными  регионами и предприятиями уделяет руководство обеих стран. Так, президент России Дмитрий Медведев подчеркивает, что для развития диалога, возрождения полноформатных отношений между Россией и Украиной необходимо активизировать все связи, прежде всего на уровне министерств и ведомств. Россия заинтересована в политической и экономической стабильности на Украине, отметил Д.Медведев, и готова поддержать её интересы «на различных международных площадках, включая площадки «большой восьмёрки»,  «большой двадцатки» и международных финансовых организаций». Со своей стороны президент Виктор Янукович  считает, что сотрудничество с Россией помогает решать и многие социальные проблемы его страны.

Дмитрий Медведев предложил украинской стороне рассмотреть формы сотрудничестве и в космической сфере. «Полагаю, - сказал он, - что вполне можно было бы подумать об использовании единого навигационно-временного пространства наших стран на базе российской системы ГЛОНАСС».

С учетом результатов последних встреч   Д.Медведева и В.Януковича глава Объединённой авиастроительной  корпорации (ОАК) Михаил Погосян предложил, чтобы ОАК и ГП «Антонов» на Украине приступили к строительству новых сверхтяжёлых транспортных самолётов Ан-124 «Руслан». Он подчеркнул, что для реализации этого проекта специалисты ОАК вместе с украинскими коллегами уже создали рабочую группу. Спрос на эти самолёты будет большим, убежден М.Погосян. Поэтому для реализации проекта предусматривается привлечение как государственных, так и частных финансовых ресурсов.

Примерно в таком же формате партнеры намерены действовать и в процессе  создания нового военно-транспортного Ан-70. Эксперты обеих стран считают,  что принципиальных и  непреодолимых препятствий для реализации намеченных  программ нет. «ОАК заинтересована в широкой кооперации российских и украинских предприятий при реализации этих программ, использовании производственных и технологических  мощностей Киевского, Харьковского, Ульяновского и Воронежского авиационных заводов», - подчеркнул     М. Погосян.
 
Такого рода объединение усилий и потенциала партнеров уже дает хорошие результаты, например при сборке  грузовых железнодорожных вагонов. С украинской стороны в этом процессе участвуют рабочие и инженеры известного  «Азовмаша» (Мариупольский завод тяжёлого машиностроения и «Днепровагонмаш»), с российской – Армавирского  завода тяжёлого машиностроения. Между прочим, 8 из 10 собираемых вагонов поставляются в Россию.

Сейчас у политиков и деловых людей Москвы и Киева горячая пора. Идёт подготовка к заседанию российско-украинской Межгосударственной комиссии, возглавляемой лидерами двух государств. Комиссия обсудит широкий перечень вопросов экономического и торгово-экономического сотрудничества на длительную перспективу, даст новый импульс многогранным и  взаимовыгодным связям наших братских стран.
______________

Владимир КУЗНЕЦОВ - эксперт Российского Союза промышленников и предпринимателей.
 

По материалам: Одна Родина

Оцените статью
0.0
telegram
Более 60 000 подписчиков!
Подпишитесь на наш Телеграм
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться
dzen
Более 120 000 подписчиков!
Подпишитесь на Яндекс Дзен
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться