Сообщения американских СМИ о госпитализации Уго Чавеса прозвучали как ещё один сигнал, настойчиво посылаемый из Вашингтона: «время Чавеса прошло». Ещё летом Роджер Норьега, бывший представитель США в ОАГ, опубликовал статью “Венесуэла смогла бы жить без Чавеса и дальше”, лейтмотив которой - президент болен раком, он не контролирует ситуацию, существующий в Венесуэле политический режим нежизнеспособен: “Борьба за Венесуэлу без Чавеса, кажется, уже началась”. Норьега призвал венесуэльских оппозиционеров ускорить подготовку программы действий на “переходный период” от диктатуры к демократии.
Нынешнее руководство венесуэльской оппозиции, входящей в Блок демократического единства (MUD), старается, чтобы избиратели позабыли о предшественнике Блока – Демократическом координационном центре, который 2001-2004 гг. в тесном «оперативном контакте» с ЦРУ, Военной разведкой США и Госдепартаментом предпринял несколько попыток государственного переворота и физической ликвидации президента Уго Чавеса. Однако позорные страницы экстремистско-террористической предыстории MUD неизбежно вспоминаются, когда лидеры Блока наперебой заявляют о своей приверженности идеалам демократии. Оппозиционеры спешат: на 7 октября 2012 года в Венесуэле назначены президентские выборы. Началась борьба за избирателей, а примитивный лозунг “Долой Чавеса!” утратил привлекательность. От соискателей власти требуют конструктивной предвыборной программы. Много лет оппозиция отговаривалась: вот сбросим Чавеса, тогда и программу разработаем. Сейчас этот трюк не пройдёт.
По последним опросам, Чавес сохраняет лидирующие позиции среди венесуэльских политиков, в его поддержку высказывается от 55 до 60 % респондентов. Сомнительно, что в обозримом будущем к нему сможет приблизиться кто-то из потенциальных конкурентов. Сейчас их около дюжины – Энрике Каприлес Радонски, губернатор штата Миранда; Мария Корина Мачадо, депутат Национальной ассамблеи; Пабло Перес, губернатор штата Сулия; столичный алькальд Антонио Ледесма и другие. MUD ещё предстоит в феврале 2012 года выдвинуть из их числа единого кандидата. Пока можно только гадать, насколько безболезненно для показушного единства «антидиктаторских сил» пройдёт это избрание. Без драматических коллизий не обойтись: оппозиционные политики авторитарны, эгоистичны, неспособны к конструктивному взаимодействию. На это не раз указывали американские дипломаты и разведчики, объясняя начальству в Вашингтоне причины своей неэффективной работы в Венесуэле.
Сейчас посольство США в Каракасе занято реализацией комплексного плана мероприятий, которые должны обеспечить переход власти в стране к оппозиции…Предусматриваются два варианта действий. Важнейший аспект одной из операций - пропагандистско-косметический: Блок должен предстать в виде истинно демократического объединения, отражающего интересы всех без исключения слоёв населения. Особое значение придаётся использованию лозунгов и программ боливарианского режима, продвижению в массы тезиса о том, что в случае победы правительство MUD сохранит социальную направленность политики Чавеса, сумеет с большей пользой, чем он, распорядиться нефтяными доходами. Разумеется, это лишь пустые обещания. Вся верхушка MUD – сторонники неолиберализма. Однако в фактически начавшейся избирательной кампании публично признаваться в своей приверженности к либерализму чревато потерей части голосов, хотя демагогические обещания MUD, в том числе о создании «правительства национального единства», и находят отклик среди определённой части населения, уставшей от политической конфронтации.
Организационная работа в оппозиционном Блоке возложена на исполнительного секретаря Рамона Гильермо Авеледо. Он - профессор, специалист по вопросам международной политики и права, член руководства демохристианской партии COPEI. Трижды избирался в парламент, был личным секретарём президента Луиса Эрреры Кампинса. Автор более десяти книг, в том числе монографии на тему диктаторов ХХ века, к которым Авеледо причисляет Гитлера, Муссолини, Сталина, Франко, Мао и Фиделя Кастро. Через Авеледо и его ближайших соратников американские спонсоры решают вопросы финансирования MUD, налаживания сотрудничества с теми тайными оппозиционерами, которые работают на ответственных постах в правительственных структурах, полицейских органах, вооружённых силах. «Пятая колонна» в боливарианских рядах действует активно и изощрённо.
Венесуэльцы «эпохи Чавеса» приобрели политический опыт, хорошо знают, что неолиберальные реформы не несут народу ничего хорошего. Если оппозиция добьётся успеха, в стране начнётся хищническая приватизация, наступит диктатура олигархов. Будет сведена к нулю программа индустриализации, модернизации сельского хозяйства. Шаг за шагом будут сворачиваться программы бесплатного образования, здравоохранения, обеспечения жильём. Снова, как в период Четвёртой республики, в государственные дела – на всех уровнях и, прежде всего в президентском дворце, - начнёт вторгаться плутократия. Не надо удивляться, если в свете таких «перемен» народ окажет сопротивление попыткам лишить их привычных социальных благ, а MUD, придя к власти, заставит армию и полицию вернуться к исполнению прежних карательных функций. В вооружённых силах и органах правопорядка проведут беспощадную идеологическую чистку. Никакого кастрокоммунистического влияния! Никакого братания армии и народа!
Р. Норьега предупреждает оппозицию, что “коррумпированная боливарианская верхушка”, генералы и идеологические кадры, “подготовленные на Кубе”, не откажутся от власти без сопротивления, в том числе путём “срыва запланированных президентских выборов”. По сценарию Норьеги видно, какие аргументы использует венесуэльская оппозиция в “час Икс” для обращения к Соединённым Штатам с призывом об “оказании помощи в восстановлении демократии”. Сейчас рано предсказывать, сумеет ли MUD в октябре 2012 года достичь успеха “мирным путём”. Ясно одно: если Чавес не добьётся убедительной победы, заговорщики приступят к реализации второго плана действий. Через СМИ, контролируемые оппозицией, с помощью электронной аппаратуры, подключений к каналам связи и т.д. будут распространяться “свидетельства” о фальсификации результатов. Для дестабилизации положения в стране будут привлечены радикальные группировки оппозиции, имеющие опыт организации уличных беспорядков, отставные офицеры, студенты, бывшие члены AUC (отрядов самообороны в Колумбии), скрывающиеся в Венесуэле, городской люмпен.
Чавес знает о намерениях лидеров оппозиции, “поджечь страну и спровоцировать международную интервенцию”. Он часто вспоминает апрель 2002 года, когда “империя янки, Пентагон, Белый дом, крайне правые круги США и Европы” провалились: осуществлению государственного переворота помешал народ, поддержавший законно избранного президента. И вот, десять лет спустя, Империя вновь готовится к решению “проблемы Чавеса” с помощью силы.
Рассчитывая на кризисное развитие событий, руководство MUD уже направило в Конгресс США послание с просьбой «оказать содействие», в том числе финансового характера, «для обеспечения переходного периода в Венесуэле». Чавес назвал это «верхом лакейства и наглости», «демонстративным нарушением национальной конституции». В ряде интервью президент предупредил, что «ни при каких обстоятельствах не допустит реализации в Венесуэле ливийского сценария».
Следуя совету Норьеги, группа экспертов MUD подготовила проект «Закона о переходном периоде», которым предусматривается регламентация обязанностей новоизбранного президента в период между его победой и вступлением в должность. Депутаты-чависты в Национальной ассамблее негативно отнеслись к возможности принятия такого закона, усматривая в нем стремление MUD обеспечить себя рычагами влияния на политический курс страны до инаугурации победителя. Полемика с боливарианскими депутатами по поводу целесообразности принятия такого закона была истолкована руководством MUD как «неверие сторонников Чавеса в его победу».
Для Чавеса и его окружения победа кандидата MUD на выборах означала бы реванш сторонников неолиберальной модели в стране с неизбежной ликвидацией социальных достижений боливарианского правительства. Во внешнеполитической сфере начнутся не менее тревожные, с точки зрения чавистов, процессы: возобновление союзнических отношений с Соединёнными Штатами и прекращение участия в Боливарианском альянсе для народов Латинской Америки (ALBA). Вполне вероятен пересмотр организационно-уставных документов Петрокарибе, отказ от «чрезмерных» финансово-экономических обязательств. Будут «деидеологизированы» и переведены на коммерческую основу энергетические соглашения с Кубой (с негативными последствиями для её экономики). Военно-техническое сотрудничество с Россией потеряет актуальность. По утверждению некоторых членов MUD, торгово-экономические и энергетические связи с Китаем сохранятся, но в умеренных размерах, чтобы не вызывать раздражения Вашингтона. Всестороннее сотрудничество с Бразилией продолжится, поскольку ускоренное экономическое развитие штатов Боливар и Амасонас является для Венесуэлы стратегической задачей. Приватизация нефтяной отрасли снова встанет на повестку дня.
Чавес обещал вернуться к активной политической жизни в декабре, после своего полного выздоровления. У президента в запасе останется девять месяцев для подготовки к самой главной избирательной кампании его жизни.