Статья Виктора Кузнецова «Китайская карта мировой политики» – приглашение к серьёзному разговору о китайско-американских отношениях, которые в наши дни, как и в прежние «биполярные» времена, во многом определяют общий климат на планете. И в политике, и в экономике, и в идеологии…
С основными тезисами автора стоит согласиться, быть может, добавив к поднадоевшим образам Китая в виде драконов, тигров и обезьян менее экзотичного быка, которому в Древнем Риме, как известно, дозволялось далеко не всё (Quod licet Jovi non licet bovi). Юпитер же себя не ограничивал, периодически обрушивая на публику громы и молнии (авиабомб и ракет тогда ещё не было). Когда же божеству намекали, что его сердитость – следствие неправоты, оно, божество, эти замечания игнорировало. Не исключено, что именно по этой причине Юпитер до наших дней не дожил, а вот бык сохранился – в самых разных и полезных для человечества качествах.
***
В интервью Пола Крейга Робертса, которое цитирует В. Кузнецов (оно появилось в конце апреля 2011 г.), есть немало откровений: и о причастности ЦРУ к ливийским событиям, и о возможности наземной операции, и желании США выставить из Средиземного моря русских и китайцев. Оно содержит и обидные для натовских союзников США определения. К примеру, главы европейских держав именуются «марионеточными правителями» в американской империи, отчитывающимися не перед своими народами, а перед Вашингтоном, который и назначает их на посты. («These countries are not independent. Sarkozy doesn't report to the French people – he reports to Washington. The British PM doesn't report to the English people he reports to Washington. These are puppet rulers of an empire; they have nothing to do with their own people and we put them in office»).
Не волнуют Вашингтон и гуманитарные аспекты его военных операций: ни собственные людские потери, ни тем более – потери союзников в Афганистане, Ираке и т.д. Об этом Пол Крейг Робертс говорит предельно ясно, а ущерб китайским проектам в Африке, и Ливии в частности, считает одной из очевидных целей американской политики.
Грозит ли такая политика новой холодной или горячей войной? Удастся ли блокировать доступ Китая к сырьевым ресурсам Африки? И нужно ли это самим Соединённым Штатам? Вот вопросы, которые справедливо ставят и В. Кузнецов, и П.К. Робертс.
Связанный с этим вопрос можно сформулировать и по-другому: «Кто победил в ливийской войне?» Думается, что не Юпитер. И это, на мой взгляд, позволяет прогнозировать относительно мягкое взаимодействие Китая и США.
Для начала стоит разобраться с потерями Китая в североафриканской стране, поскольку людских, к счастью, не было, и КНР удалось благополучно эвакуировать своих граждан на родину или перебросить их на стройплощадки в других зарубежных странах. Попутно была оказана помощь гражданам других стран, работавших в Ливии. Поэтому в гуманитарном плане Пекин выступил весьма эффективно и эффектно.
Чуть подробнее стоит сказать о финансовых потерях.
Первоначально объявленная Пекином сумма финансовых потерь в Ливии (18,8 млрд. долл.) включала стоимость всех заключённых контрактов. Министерство коммерции Китая сообщало, кроме того, о 50 проектах с участием 75 китайских предприятий. Сообщалось также о нанесении вреда 27 стройкам.
Большинство этих, как правило, долгосрочных контрактов (на сумму 16,2 млрд. долл.) были заключены в период с января 2007 по июнь 2009 гг. (в 2008 г. сумма подписанных соглашений превысила 10 млрд. долл.).
Большинство контрактов находилось в начальной стадии реализации. Проходила информация лишь о трех компаниях, которые выполнили до 50% предусмотренных контрактами работ: Beijing Hongfu Group, Beijing Construction Engineering Group и крупная госкорпорация центрального подчинения China State Construction Engineering Corp (CSCEC). Контракты последней в Ливии оцениваются в 2,6 млрд. долл.
О потерях в 15 млн. долл. сообщила компания ZTECorp (телекоммуникации), продолжающая работать в Ливии.
Заявленная сумма потерь, таким образом, не учитывает степени выполнения контрактов и, естественно, точной оценки утраченного имущества (ущерб посёлкам строителей, строительная техника, инвентарь и т.п.), которую ещё предстоит определить при весьма вероятной выплате компенсации, в том числе по соглашению о защите инвестиций. Китайские компании вправе рассчитывать и на оплату уже сделанных работ – по гражданскому кодексу Ливии и нормам международного права.
Кроме того, подрядные контракты китайских компаний обычно предусматривали 15-процентные авансовые платежи со стороны заказчиков (включённые в общую сумму финансовых потерь), но уже перечисленные китайской стороне.
Иначе говоря, приведённая выше сумма финансовых потерь (18,8 млрд. долл.) была очень сильно преувеличена.
Наконец, стоит сказать о теперь уже вполне возможном возвращении Китая в Ливию, хотя обозреватели отмечают некоторую противоречивость в подходах переходного правительства к дальнейшему сотрудничеству с Пекином.
18 августа 2011 г. вице-председатель Национального переходного совета Абдул Хафиз Гога отметил, что он рассчитывает на то, что Китай будет участвовать в работе по восстановлению Ливии.
Под вопросом, однако, остается сотрудничество в нефтяном секторе. Уже через четыре дня после упомянутого выше выступления представитель ливийской компании AGOCO отметил, что в будущем могут возникнуть проблемы с Россией, Бразилией и Китаем. Это немедленно (23 августа) вызвало призывы Министерства коммерции и МИД КНР к защите китайских инвестиций в Ливии (хотя, повторяю, речь в основном идёт не об инвестициях, а о подрядных контрактах и отнюдь не о миллиардных вложениях в нефтянку).
Сообщали СМИ и о том, что в связи со сложной обстановкой CNPC прекращает 6 разведочных проектов на Ближнем Востоке и в Северной Африке. Закрытые проекты в Ливии, Нигерии, Сирии и Алжире принадлежали Great Wall Drilling Co (GWDC), дочерней компании гиганта CNPC.
В GWDC объяснили, что разведка проектов была прекращена в связи с «политической нестабильностью» и для «безопасности сотрудников». Не уточняется, какие именно проекты были закрыты, но сказано, что остановка работ на месторождениях во всех четырёх странах нанесёт убытки в размере 188 млн. долл.
Нет, повторю, данных об особо крупных инвестициях КНР в ливийскую нефтедобычу. Известно лишь о неудачных попытках приобретения активов в Ливии китайскими компаниями (в частности, в 2009 г. не удалось купить Verenex Energy за 460 млн. долл.). Известно и уже об очень прочных к тому времени позициях в стране западных корпораций. В общей же сложности в начале 2011 г. в нефтегазовой промышленности Ливии работало лишь 400 китайцев.
Важно другое. Подпортив картину (но не драматически), ливийские события вряд ли изменят общий ход китайской экспансии, в том числе в Африку. Не столь уж критическими были для Китая и закупки ливийской нефти (около 3% импорта этого товара в 2010 г.).
В скобках заметим, что при накопленном объеме прямых зарубежных инвестиций, оцениваемом в настоящее время в 300 млрд. долл., Китай потерпел неудачу при приобретении активов более чем на 160 млрд. долл. Поэтому потери в Ливии для Китая – почти обычное дело. С бычьей напористостью страна продолжает искать сферы производительного приложения за рубежом своего капитала уже в силу того, что вложения в казначейские бумаги западных стран выглядят всё более рискованными.
Заметим, что сделки по приобретению зарубежных активов китайские компании готовят всё лучше и лучше. Показатели последних двух лет (июль 2010 – июнь 2011 гг.) по реализованным и сорвавшимся зарубежным приобретениям (120 и 37 млрд. долл. соответственно) говорят о быстром прогрессе в зарубежной экспансии китайского капитала, всё более уважительном отношении к нему со стороны деловых кругов самых разных стран.
В результате вашингтонские громовержцы оказываются в положении подростка, пытающегося вставить палку в колёса тяжёлой телеги, запряжённой мощными быками. И уже американский бизнес, рискующий потерять из-за этой сомнительной деятельности и позиции на китайском рынке, и другие возможности сотрудничества с Китаем, начинает с сомнением смотреть на китайскую политику Вашингтона. Ссориться же с собственным бизнесом в США не рекомендуется никаким администрациям.
В Китае же, как представляется, сознание своей растущей силы способствует уже даже несколько снисходительной реакции на «громы и молнии», поскольку они лишь расширяют фронт работ для собственных корпораций. А главное – Китай проводит политику, внятную для делового сообщества и трезвомыслящих политиков как в Африке, так и в других частях света.
В июле в печати появилось высказывание Х. Клинтон об озабоченности со стороны США тем, что китайская практика содействия Африке и китайские инвестиции на континенте «не всегда соответствуют международным нормам прозрачности и управления (transparency and good governance)», не всегда использует «таланты африканцев». («We are however concerned that China’s foreign assistance and investment practices in Africa have not always been consistent with generally accepted international norms of transparency and good governance, and that it has not always utilized the talents of the African people in pursuing its business interest»).
Не уточняя, какого класса ракеты больше подходят для африканских талантов, заметим, что это заявление не было воспринято в Китае в штыки. Более того, некоторые аналитики указывали на недостатки зарубежных проектов китайских компаний. В качестве одного из дефектов отмечалось, в частности, то, что практически все объекты были чрезмерно полно укомплектованы китайским персоналом, включая поваров, медиков и т.д. Почти всё необходимое для строительства и быта, «вплоть до гвоздей» завозилось из КНР.
Поэтому в качестве одного из уроков ливийских событий (и других неприятных эпизодов в сотрудничестве с африканскими странами) китайские комментаторы рекомендуют повышение доли в проектах местного бизнеса, используемого персонала и компонентов. Кроме того, отмечали они, необходимы системы предупреждения кризисов, планы на случай экстренных случаев, страхование рисков и т.п. Впрочем, ещё в начале марта China Export & Credit Insurance Corporation запустила механизм экстренной поддержки экспортёров товаров в арабские страны, разослав соответствующие уведомления.
Замечу также, что зарубежная инвестиционная деятельность КНР после глубокого спада в июле резко активизировалась в августе 2011 г.
В конце сентября 2011 г. в КНР состоялся форум по сотрудничеству с арабскими странами. На нём, в частности, отмечалось, что, несмотря на сокращение в первой половине 2011 г. торговли с Ливией и Египтом на 30%, общий товарооборот Китая с 22 арабскими странами вырос за тот же период на 36%.
По мнению китайских аналитиков, беспорядки в арабских странах в целом идут на убыль, активизируются инвестиционные программы, что усиливает взаимный интерес. Среди проектов, представленных на форуме, - контракт на строительство жилья в Бахрейне на сумму в 5 млрд. долл.
Из Ливии недавно сообщалось о пятилетнем плане восстановления и развития инфраструктуры, оцениваемом в 126,5 млрд. долл. Ахмед Джехани, отвечающий в переходном правительстве за восстановительные работы, приветствовал участие в них Китая. Одной из частей плана восстановления может стать возобновление контракта с КНР на строительство жилья на сумму в 6 млрд. долл.
Отказавшись от участия в конференции по восстановлению Ливии, созванной по инициативе Н. Саркози в начале сентября, Китай, скорее всего, продолжит работу в этой стране в двустороннем формате. И как знать, возможно, извлечёт ещё немалые дивиденды из своей упорной и сильной политики. Прямые и косвенные.
При этом американские «юпитеры» оказали в Ливии ещё одну важную услугу Пекину. Как в самом Китае, так и в китайском зарубежном сообществе, как в благополучных прибрежных городах, так и в глубинке, где вербуются строители на зарубежные объекты, весь этот грохот был оценен однозначно негативно. Разглагольствования о правах и свободах человека, исходящие из США, уже давно никем всерьёз не воспринимаются. Достаточно заглянуть на китайские чаты.
Александр САЛИЦКИЙ – доктор экономических наук