18 ноября 2011 г. Молдавии предстоят внеочередные выборы президента республики, призванные разрешить затянувшийся кризис власти, которая уже два с половиной года функционирует с «исполняющим обязанности» главы государства. Многое в дальнейшем развитии Республики Молдова (РМ) будет зависеть от того, кто займет высший пост и каким будет отношение этого человека к России. Пока ситуация не ясна.
Традиционно Москва делала ставку на молдавских коммунистов (Партия коммунистов Республики Молдова – ПКРМ), провозглашавших ориентацию на Россию. Однако за время правления в 2001-2009 гг. ПКРМ во главе с В.Ворониным стало ясно, что партия проводит непоследовательную политику «игры на два лагеря». Это привело к ухудшению экономического положения в стране, испортило отношения с российским руководством и закончилось для молдавских коммунистов поражением на досрочных парламентских выборах осенью 2009.
После прихода к власти в 2009 году Альянса за европейскую интеграцию (АЕИ) новая власть взяла однозначный курс на Запад. Однако она с самого начала оказалась «хромой уткой» в связи с тем, что президент Молдавии избирается парламентом, а Альянс не имеет в законодательном органе достаточного количества голосов для избрания на этот пост собственного представителя. В результате уже два года на посту президента находится исполняющий его обязанности - лидер Либеральной партии Михай Гимпу, что делает власть неполноценной. Нерешенность вопроса о власти создает в республике напряжение, и различные политические силы пытаются использовать это в своих интересах.
Так, 13 октября с.г. депутаты двух наиболее представительных парламентских фракций – Либерально-демократической партии под руководством В.Филата и Партии коммунистов, возглавляемой В.Ворониным, совместно проголосовали за отставку главы Службы информации и безопасности Молдовы (аналог ФСБ РФ) Г. Михая. Сложился некий новый союз с неясными перспективами. Этим двум партиям хватает голосов, чтобы избрать президента и вывести страну из политического кризиса, что одновременно означало бы конец правящего АЕИ, но радикальная разница программ участников наметившегося тандема вызывает законные сомнения в его жизнеспособности.
Наиболее влиятельная в АЕИ Либеральная партия М. Гимпу в силу своей прорумынской идеологии не может рассматриваться как союзник России в РМ. Расчёты российской дипломатии на Демократическую партию М. Лупу на выборах в ноябре 2010 г. себя не оправдали, поэтому как партнер на будущее данная политическая сила уже не воспринимается. Что касается Либерально-демократической партии В. Филата, то её лидер – продукт румынской культуры, получающий помощь из США, и что бы он ни заявлял в предвыборный период, политики, дружественной России, от него ожидать не приходится. Отношения ПКРМ В. Воронина с Россией складывались своеобразно, но по-настоящему надежным партнером РФ эта партия не стала из-за конъюнктурных маневров ее лидера. В 2005 г. В.Воронин под давлением Запада в последний момент отказался подписывать «План Козака». В дальнейшем он стал все более явно проводить политику интеграции с Западом, чем подорвал не только отношения с Москвой, но и авторитет у собственных избирателей.
В результате сегодня Москва не может рассчитывать ни на одну политическую силу, которая могла бы служить опорой в реализации российских интересов на молдавском направлении.
Анализируя внешнюю политику РМ с момента ее образования, приходится сделать вывод, что, независимо от окраски правящих режимов, она была и остается прозападной, при особом влиянии на неё Румынии. Правда, идея слияния с Румынией близка лишь незначительной части молдавских интеллектуалов, группирующихся вокруг не вошедшей в парламент Христианско-демократической партии, которая не имеет сколько-нибудь серьезной поддержки у широких слоев населения. Значительно более популярна, особенно в среде молодежи, идея евроинтеграции без слияния с Румынией. За продвижение Молдавии по этому пути в качестве независимого и единого государства высказываются 61% опрошенных. Только 23% респондентов считают возможным объединение Молдавии с Румынией при условии совместного с ней вступления в Евросоюз. В то же время 72% опрошенных считают необходимым сохранение хороших отношений с Россией. Таким образом, доминирующей в молдавском обществе остается идея европейской интеграции при сохранении стабильных отношений с Россией, прежде всего в экономической сфере. Политическое руководство страны не может также не учитывать результатов переписи 2004 года, согласно которым 1/6 часть населения республики считают себя русскими. Что же касается «румынского выбора», то его не поддержат не только русские и украинцы, но и проживающие на юге страны гагаузы и болгары.
Однако статистика статистикой, а политическая конъюнктура важнее. Определяется же она тем, что влияние Румынии и Запада на Кишинев на сегодняшний день гораздо сильнее, чем влияние Москвы. Их присутствие чувствуется повсеместно, их деньги работают исправно. Поэтому сменявшие друг друга молдавские правительства оставались и остаются на пути, не отвечающем чаяниям большинства граждан своей страны – они в той или иной форме ведут дело к интеграции с Румынией.
Не были оригинальны в этом вопросе и коммунисты. Именно в период их правления в Молдавии была зарегистрирована Бессарабская митрополия Румынского патриархата. Бессарабская митрополия – это идеологическая структура, получающая деньги из Румынии. Распространяясь на территорию Молдавии и той же Украины, она фактически является структурой другого государства. Священнослужители Бессарабской митрополии, общаясь с местным населением, убеждают его в том, что «мать-Румыния» хочет для своих молдавских чад только блага и вытесняют представителей митрополии Молдавии Московского Патриархата. Благодаря ПКРМ сегодня во многих населенных пунктах Молдавии православно верующих окормляют румынские пастыри. Кроме того, В.Воронин в своё время уравнял в правах ветеранов, воевавших во время Великой Отечественной войны в войсках фашистской Германии и Румынии и сражавшихся в рядах Красной армии.
С 2005 года Владимир Воронин, провалив подписание «меморандума Козака» и находясь под впечатлением от цветных революций в Грузии и на Украине, уже не помышлял об СНГ. Он начал «активно дружить» со своим румынским коллегой Траяном Бэсеску, выступать за «открытые отношения» с ЕС, НАТО, Румынией. Действуя в русле интересов своих «румынских друзей» и тех, кто за ними стоит, он стал заявлять, что Россия должна покинуть берега Днестра, вывести своих миротворцев. Он называл русских оккупантами и говорил, что российские войска представляют угрозу национальной безопасности Молдавии. А в это время Бухарест твердил о том, что российские войска представляют угрозу безопасности Румынии. Именно тогда Румыния объявила о своем желании играть более активную роль в урегулировании молдавско-приднестровского конфликта и предложила Кишиневу свои услуги в качестве адвоката в Евросоюзе.
После прихода к власти АЕИ процесс сближения РМ и Румынии заметно ускорился. Получая поддержку от США и видя «зеленый свет» из Кишинёва, только в первый год пребывания у власти АЕИ Румыния открыла в Молдавии два своих телеканала – «Публика ТВ» и «Журнал ТВ», увеличила количество своих НПО. Кроме того, в Молдавии была предельно упрощена процедура получения румынского гражданства, в структурах власти разрешили иметь двойное гражданство. Сегодня многие министры, депутаты парламента, а также и.о. президента Республики Молдова являются гражданами Румынии.
Румыния оказывала помощь Республике Молдова во время конфликта с ПМР. Снабжала оружием, техникой, поддерживала дипломатически и информационно. Расчет был сделан на то, что удастся быстро и жестоко разделаться с Приднестровьем, а затем Молдова поглотит его. Потом должно было произойти объединение Молдавии и Румынии - с цветами, транспарантами, на волне братской любви. Однако сценарий реализовать не удалось. Приднестровье захватить не получилось, а объединяться с Молдовой, оставляя в тылу союзническую Москве Приднестровскую Молдавскую Республику, в Бухаресте не захотели. Да и Вашингтон этого не одобрил бы. Румыния надеется «сорвать весь банк», присоединив к себе территорию бывшей Молдавской Советской Социалистической Республики целиком.
Поэтому Бухарест сменил тактику, но оставил прежнюю стратегию, перейдя к ползучей экспансии.15 июля 2010 года появилась информация о том, что Республика Молдова предоставила Румынии свободный доступ к национальной базе данных Государственного регистра населения. В Молдове начали отмечать День Румынии, День советской оккупации, а в Румынии стали, не стесняясь, заявлять о том, что нет в природе молдаван и молдавского языка, есть только «румынская провинция Бессарабия».Премьер-министр Румынии Эмиль Бок 22 сентября 2010 г., находясь с визитом в США, заявил, что цель внешней политики Румынии – «устранение границы с Молдавией в рамках Евросоюза». 15 марта 2010 г. в Кишиневе открылось Парламентское бюро румынского сенатора Виорела Бадя, вице-председателя комиссии по внешней политике. По мнению политолога Богдана Цырди, с этого времени в Молдавии начали официально функционировать румынские органы государственной власти. Есть повод также говорить об интеграции силовых структур РМ и Румынии. Активно обсуждается договор о военном сотрудничестве между Румынией и Молдавией. Как сообщают СМИ, предполагается контроль над вооружениями, обмен разведывательной информацией, совместное использование полигонов, предоставление военных карт, участие в миротворческих операциях и другие виды сотрудничества. Говорится также о создании смешанной молдавско-румынской военной комиссии во главе с министрами обороны, которая будет следить за исполнением договора, а также через посольства обмениваться информацией.
Еще более красноречив тот факт, что из 3,5 млн. граждан Молдавии уже около 300 тысяч имеют румынские паспорта.
«Процессы интеграции Молдавии и Румынии идут постоянно. Правда, с различной скоростью, поэтому иногда возникает впечатление, что движения Румынии и РМ навстречу друг другу нет. Но это кажущаяся видимость. Есть два вида процессов – явные и скрытые. Скрытые предопределяют видимые. Они важнее и глобальнее. Но по видимым можно судить о том, в каком направлении движется ситуация. Сегодня процесс интеграции РМ и Румынии идет активнее, появились новые авторы этих процессов, новые цели. И до тех пор, пока не произойдет объединение, процессы будут идти, нельзя уже остановить запущенные двигатели», - считает ректор Приднестровского государственного университета Степан Берил.
До сих пор между Молдавией и Румынией нет договора о государственной границе. Еще в 2005 году на встрече тогдашнего румынского премьер-министра Кэлина Попеску-Тэричану с представителем США – заместителем госсекретаря Робертом Зэликом говорилось о том, что Румыния продолжит стратегию втягивания Молдовы на Запад. Тема разговора Попеску-Тэричану с Зэликом стала известна благодаря сайту «Викиликс». Попеску-Тэричану говорил о Молдавии и Румынии как о странах с общей историей, культурой, общим лингвистическим наследием. При этом отмечалось, что Молдавия должна стать членом Евросоюза, а граница между Румынией и Молдавией должна исчезнуть. То есть процесс румынизации Молдавии развивается и набирает силу. Именно Румыния из своего далеко не профицитного бюджета финансирует дискредитацию советского периода в истории Молдавии. Об этом открыто сообщает департамент по связям с румынской диаспорой министерства иностранных дел Румынии, через который идёт финансирование тех средств массовой информации в РМ, которые связаны с пропагандой румынских ценностей.
Работа по румынизации Республики Молдова идет по всем направлениям. Недавно стало известно, что к популяризации идеи объединения Модавии и Румынии будут подключены агитбригады. Платформа Actiunea 2012, выступающая за присоединение Республики Молдова к Румынии, намерена начать агитационную кампанию в странах Европы. В каждом из 41 уезда Румынии уже сформированы местные организации, продвигающие идею «Бессарабия - это Румыния», а также успешно развивается кампания «Мой дом знает правду», в рамках которой около 300 человек ведут агитацию среди населения за присоединение Молдавии.
«Информирование об исторических реалиях не остановится на этом. Мессидж «Бессарабия - это Румыния» будет передан дальше в рамках кампании, которая охватит все страны Европы. Через расширение пространства распространения мессиджа платформа Actiunea 2012 желает затронуть иностранное общественное мнение в связи с историей румын и напрямую, ясно и концентрированно продвигать исторические эпизоды, представленные искаженно», - говорится в сообщении указанной организации. Среди заявленных целей платформы значится «поддержка инициативы присоединения Республики Молдова к Румынии и активная борьба за поиск идеала румын на обоих берегах Прута в рамках одного государства».
Всё говорит о том, что «перетягивание» Молдавии является частью большого стратегического плана Запада. Что означало бы для РФ присоединение Молдавии к структурам НАТО с геополитической точки зрения? В первую очередь – утрату Россией большой зоны ее традиционного влияния. Молдавия пока ещё входит в пояс дружественных государств по южному периметру российских границ, хотя и без непосредственного соприкосновения территорий двух государств. С уходом РМ в НАТО этот пояс будет разорван, а Североатлантический военный блок сделает еще один шаг на восток, получит новые возможности для оперативного планирования.
Особо стоит вопрос Приднестровья, где проживает более 100 тысяч русского и русскоязычного населения, практически поголовно имеющего российские паспорта. Оставить их на произвол судьбы - значило бы выказать равнодушие Москвы к жизням соотечественников за рубежом, не говоря уже о том, что интеграция Молдавии в НАТО станет мощным стимулом для украинских националистов, которые увидят в этом пример для подражания.
На наших глазах готовится еще один крупный шаг в приближении Североатлантического альянса к российским территориям. И всё это - на фоне дружественного отношения подавляющего большинства молдавского населения к России. Упустит ли российская дипломатия свой шанс в развернувшейся борьбе за Молдавию? Появится ли у пророссийских политиков Молдавии опора в виде поддержки Москвы? Ведь именно в отсутствии активной политики РФ на молдавском направлении заключается ныне главная проблема. Может быть, для Москвы пришло время перейти на берегах Днестра от нечётко обозначенной политической линии к более заинтересованной позиции, при которой российский национальный интерес заявляется открыто и открыто делается ставка на людей, видящих будущее Молдавии в сотрудничестве с Россией? Таких людей в молдавском обществе много, особенно в рядах ПКРМ. Однако оставленные на произвол судьбы, без российской поддержки они проиграют пропагандистам «румынизации» страны.
Почему финансированию организаций и лиц, продвигающих в Молдавии интересы атлантистов, ничего не противопоставлено? Множество НПО и СМИ «промывают мозги» молдаванам в интересах Бухареста и Брюсселя, а традиционные российско-молдавские связи предоставлены усилиям немногих общественников? Борьбу за умы никто не отменял, и инструменты этой борьбы никогда не были бесплатными. Нам не выехать на симпатиях рядовых молдаван к русскому народу. Российские средства «общественной дипломатии» и пропаганды, направленные на Молдавию, должны соответствовать по своей силе западным, иначе молдавское направление внешней политики России можно будет окончательно закрыть. Без государственной заботы обмен по линии общественных, культурных, научных и прочих связей не имеет шансов на успех.
И главное – нужна демонстрация реальной обеспокоенности судьбами российско-молдавских отношений со стороны российского руководства. Это - лучший стимул для сторонников сближения в обеих странах.