Даниэль Ортега, набрав 64 % голосов, был переизбран 6 ноября на второй президентский срок. Его избирательная программа сформулирована предельно лаконично и понятно для никарагуанцев: социализм, христианство, свободный рынок. Оппоненты Ортеги предложить избирателям более убедительную перспективу не смогли.Ближайший конкурент, престарелый Фабио Гадеа (80 лет!), представляющий Независимую либеральную партию, получил 29 % голосов. По предварительным итогам, сандинисты и их сторонники будут доминирующей силой в новом парламенте.
Как и следовало ожидать, результаты выборов оспариваются оппозицией и “неправительственными организациями”. Тезис стандартный: “сандинисты сфальсифицировали итоги голосования, и Высший избирательный совет содействовал обману”. Ситуация очень напоминает венесуэльскую: с каким бы преимуществом Уго Чавес ни побеждал соперников, тут же со стороны оппонентов раздавались истошные крики “Fraude! Fraude!» (обман, мошенничество).
Подобного рода обвинения в адрес Даниэля Ортеги и сандинистов уже звучали. После муниципальных выборов 2008 года посол США в Никарагуа Роберт Каллахан, имевший репутацию успешного “специалиста по подрывным операциям”, решил добиваться “правильных результатов”, тайно поощряя (и финансируя) уличные беспорядки, устроенные оппозиционными партиями и НПО.Следуя рекомендациям посольства США, Либерально-конституционная партия потребовала пересчёта голосов на всей территории страны в присутствии иностранных наблюдателей. Усилия Каллахана по “наведению порядка в Никарагуа” воспринимались сандинистским руководством как навязывание диктатуры Вашингтона. Любая уступка могла привести к утрате власти.
Иногда политику кнута Каллахан сменял обещаниями пряника: грядущее увеличение инвестиций, рост поступлений от туризма, беспрепятственные денежные переводы от никарагуанцев, работающих в США, льготные поставки по линии военного сотрудничества и т.д. - каждый год, мол, Никарагуа будет гарантированно получать по этим статьям более 500 миллионов долларов! Поэтому стоит ли сандинистам игнорировать американские интересы? Весь период пребывания Каллахана в Никарагуа сопровождался конфликтами, выяснением отношений и его критическими выпадами в адрес “режима”. Ортега несколько раз предупреждал посла, что провокационные заявления и выходки недопустимы и чреваты объявлением его persona non grata. В самый критический момент для Каллахана Госдепартамент поторопился сообщить о его предстоящей замене. В июле 2011 года Каллахан покинул Никарагуа, так и не сумев реализовать планы Госдепа и спецслужб США по ослаблению сандинистского режима, объединению оппозиции, выдвижению от неё «конкурентноспособного» лидера. Однако упорная кротовья работа «против Ортеги» не прекратилась.
Где-то в этот период в Манагуа побывала делегация «неправительственных активистов», представлявших организацию «NicaNetwork». Они более 30 лет борются за смену курса Вашингтона в Никарагуа, выступают против любых форм подрывных действий США в этой стране. Члены делегации после бесед с членами НПО, руководителями политических партий, сотрудниками американского посольства убедились, что попытки воздействовать на исход выборов в Никарагуа в интересах США приобретают всё более настойчивый характер.Через USAID (Агентство по международному развитию), “Международный республиканский институт (IRI)”, "Национальный демократический институт (NDI)”, а также некоторые западноевропейские “крыши” финансируются НПО, которых в Никарагуа насчитывается несколько десятков. Соответствующую пропагандистскую подготовку получают журналисты, “прикормленные” профсоюзные деятели и студенческие организаторы. Надо сказать, что работа в Никарагуа воспринимается сотрудниками спецслужб США без энтузиазма. Тяжёлый климат, в общем-то, недружественное отношение местного населения, да и приличных ресторанов для проведения конспиративных встреч раз-два и обчёлся. Резидент ЦРУ Мэтью Рот (Matthew Roth) не сдержался и в беседе с членами «NicaNetwork» сказал всё, что думает о никарагуанских оппозиционных партиях и политиках: «Они беспомощные, коррумпированные, отвратительные и никчёмные».
Для активизации работы в Никарагуа Госдепартамент подобрал на должность нового посла, казалось бы, подходящую кандидатуру: Джонатан Фаррар хорошо знает Латинскую Америку, три года возглавлял Секцию интересов США на Кубе. Однако Фаррара подвели публикации WikiLeaks. В депешах из Гаваны, подписанных им, содержались весьма неблагоприятные оценки кубинских диссидентов, их алчности, неспособности эффективно действовать против «режима братьев Кастро». Высказал Фаррар и подозрения по поводу надёжности кубинской оппозиции. Не раз бывало, что проверенный на конкретных делах кадр оказывался сотрудником контрразведки. Подобного рода выводы очень не понравились некоторым американским сенаторам с кубинскими корнями. В ходе собеседования с Фарраром в Сенате они задали ему много неудобных вопросов и пришли к единому мнению, что он пренебрегал своими служебными обязанностями на острове. Заключение сенаторы вынесли, примерно, такое: «В то время как Соединённые Штаты на всех фронтах борются за идеалы демократии и свободы, Фаррар, работая на Кубе, фактически уклонялся от выполнения этой почётной миссии. Рекомендовать его для направления в Никарагуа нецелесообразно». Так что до сих пор делами посольства заправляет временный поверенный.
Высший избирательный совет Никарагуа не успел ещё сообщить окончательные результаты голосования, как наблюдатели ЕС, ОАГ и различных НПО дружно заговорили об “аномалиях” и “отклонениях”. Роберто Коуртни, директор НПО “Этика и прозрачность”, давно и плодотворно сотрудничающий с USAID, назвал избирательную систему в Никарагуа “наихудшей в Латинской Америке”. Его поддержал другой «надёжный кадр» посольства США - Маурисио Суньига, директор “Института для Развития и Демократии (Ipade)”. Громче всего заявила о себе правозащитная группа Let's Have Democracy. Она якобы зафиксировала несколько сот нарушений, включая аресты оппозиционных активистов. Не важно, были ли они на самом деле. Важно “просигнализировать” в нужный момент. Глава миссии ОАГ Данте Капуто рассказал, что его сотрудникам был запрещён доступ на 10 избирательных участков. Газета “Лос Анжелес Таймс” опубликовала интервью с Карлосом Фернандо Чаморро, который, по сути, приоткрыл лейтмотив всей этой шумихи: «Основной вопрос сегодня не в том, каковы будут итоги выборов, а, точнее, насколько легитимными они будут восприниматься, учитывая тот закулисный процесс махинаций, который раскручивается (сандинистами) с самого начала».
Вновь запущен в оборот тезис о “вмешательстве Чавеса” в избирательную кампанию. Высокопоставленные сотрудники Ортеги якобы совершают челночные поездки в Каракас и привозят оттуда чемоданы, набитые долларами. В проамериканских СМИ и посольских докладах (WikiLeaks) приводятся разные цифры, чаще всего упоминаются суммы от миллиарда до полутора миллиардов. Венесуэльская помощь, действительно, использовалась для поощрения потенциальных избирателей в провинции, которым вручали стройматериалы, цинк для кровельных работ, домашний скот и т.д. Ортега не скрывает, что при поддержке Чавеса были расширены национальные программы микрокредитования, продовольственной помощи, жилищного строительства, качественного улучшения образования и здравоохранения. С помощью Венесуэлы были решены проблемы с перебоями электричества. Гарантированные поставки венесуэльского бензина и дизельного топлива (28 тыс. баррелей ежедневно) положили конец перманентному энергетическому кризису в Никарагуа. Борьба с бедностью остаётся в центре внимания сандинистов, но Ортега не забывает и об интересах предпринимателей. Поэтому база его поддержки не ограничивается только «униженными и оскорблёнными».
Чавес в числе первых поздравил Ортегу с переизбранием. Геополитическое значение этой победы трудно переоценить… Благодаря сандинистской Никарагуа сохраняется присутствие интеграционного блока ALBA в Центральной Америке. Победа генерала Отто Переса Молины на выборах в Гватемале (в этот же день, что и Ортеги) была воспринята в Вашингтоне с удовлетворением: сандинизм в регионе надёжно «забетонирован» со всех сторон: Гондурас, Панама, Коста-Рика, Гватемала. В Сальвадоре вроде бы у руководства находятся левые, но это такие «левые», которые больше всего заботятся об интересах правых.
Поздравляя Даниэля Ортегу, Чавес, имея в виду «внезапные» болезни парагвайца Луго, бразильца Лулы и свою собственную, призвал никарагуанского друга не ослаблять бдительности: “Береги себя, поскольку все эти странные случаи с раковыми и прочими заболеваниями наводят на размышления. Это не означает, что мы должны жить с навязчивой идеей, манией преследования. Но это неоспоримо – Империя с давних времён использовала убийство как государственную политику”. Такой же совет Чавес дал Эво Моралесу, Рафаэлю Корреа и Кристине Киршнер.