США – КНР: страсти накаляются

telegram
Более 60 000 подписчиков!
Подпишитесь на наш Телеграм
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться
dzen
Более 120 000 подписчиков!
Подпишитесь на Яндекс Дзен
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться

По мнению многих международных наблюдателей, ряд заявлений, сделанных  Бараком Обамой  в период подготовки и проведения  саммита АТЭС в Гонолулу, следует рассматривать как декларацию о новой восточноазиатской стратегии США.

В  центре этих изменений  лежит  намерение Вашингтона усилить американское  влияние в регионе и оттеснить КНР.  Профессор пекинского   Университета международных исследований  Цу Фен говорит, что главной целью  новой американской стратегии будет наступление на Китай.

Нельзя отрицать, что  озабоченность  КНР  ужесточением американской политики имеет под собой основания. В преддверии саммита, а затем и на встрече с китайским премьером Б.Обама в жесткой манере потребовал от  КНР «соблюдать правила международной торговли». Выступая в Гонолулу  перед главами  1000 американских компаний,   занимающихся бизнесом в Юго-Восточной Азии, Б.Обама заявил: « В  США наступило время оценить состояние нашего влияния в мире. Но новость, которую я хочу сообщить американской общественности, состоит в том, что американское лидерство все еще приветствуется. Причина этого заключается в том, что США идут дальше своих скромных интересов,  чтобы установить правила и нормы на международной арене.  А те  нации, которые  не смогут  выполнять эти нормы,  столкнутся с санкциями со стороны США».

Пекин  безошибочно оценил эту речь как выпад в свой адрес и не стал отмалчиваться. Представитель  МИД КНР  в комментарии на речь  заявил,  что если  правила  устанавливаются одной или несколькими странами, Китай не обязан их соблюдать.  Более того, китайцы не стали ограничиваться  экономической проблематикой и высказались о попытках  США  выстраивать  собственные силовые конструкции в регионе. В преддверии встречи в Гонолулу заместитель министра иностранных дел КНР  Лю  Цземин  заявил корреспондентам, что  китайскую сторону беспокоит намерение США поднять  вопрос о территориальных спорах в   Южно-Китайском море.  Он предупредил о недопустимости внесения этой темы в повестку  саммита. Затем, уже  в Гонолулу, с Обамой провел незапланированную встречу   премьер-министр Китая Вэнь Цзябао.   На встрече  китайский представитель затронул все конфликтные темы во взаимоотношениях между двумя державами.  При этом он отдельно остановился на намерениях США вмешаться в стратегическую расстановку сил в регионе, поскольку есть опасения насчёт того, что США начнут разыгрывать в свою пользу  давнишний территориальный спор нескольких держав  в Южно-Китайском море.

«Посторонние не должны вмешиваться, – сказал Вэнь. – Саммит стран Восточной Азии является форумом для региональных экономических коопераций, а не трибуной для споров о сложных вопросах безопасности и водных территориях. Определенные страны усложняют ситуацию попыткой затронуть там такие темы».

Однако в беседе с Вэнем Обама как раз это и сделал (по сообщениям из Белого дома) – то есть вмешался. «У нас нет претензий, мы не становимся ни на чью сторону, – сказал советник по вопросам безопасности Том Донилон. – Но как тихоокеанская держава, как торговая и военно-морская держава, США заинтересованы в свободном морском судоходстве, свободной торговле и мирном решении конфликтов».

В развитие этой достаточно откровенной мысли 17 ноября в Австралии Б.Обама объявил о создании военной базы в этой стране. В скором времени в Австралии будут дислоцированы 2 500 американских солдат.

Из выступления Б.Обамы перед австралийским парламентом стало еще более ясно, что США «идут в регион».    В своей речи Обама особо выделил  фразу о кооперации в Южно-Китайском море  «как о предмете совместного вызова, который необходимо обсуждать на саммите». Здесь же он заявил,  что «американская и австралийская армии  разделяют цели  сохранения мира и безопасности в регионе».  При этом он упомянул, что  США  ищут новые возможности для сотрудничества с  Китаем и будут «терпеливо разъяснять Пекину  необходимость соблюдения международных правил и прав человека у себя дома».

А на следующий день министерство обороны США передало Индонезии 24 самолета истребителя F-16 для усиления воздушной защиты страны. Индонезия должна быть обеспечена новой электроникой и современным оружием.

Сразу же после этого Б. Обама  сообщил, что  госсекретарь Х.Клинтон  отправится в Бирму для восстановления отношений с этой страной, назвав этот шаг  историческим шансом. Судя по всему, и в отношении Бирмы вынашиваются планы создания там военной базы США.

Помимо этого Б.Обама  объявил  о подготовке соглашения о свободной торговле в тихоокеанской зоне, которое будет называться  «Тихоокеанское  партнерство». Самое главное в этом соглашении заключается в том, что в него не включена крупнейшая держава региона – Китай.

Перед Пекином нарисована четкая схема американского наступления, суть которого - наращивание военного присутствия и сколачивание антикитайских экономических группировок в Азиатско-Тихоокеанском регионе…

И все это на фоне достигнутой договоренности о соблюдении «принципов Бали», которые заключаются  в уважении территориальных границ и мирном решении конфликтов.

Кроме десяти стран АСЕАН (Индонезии, Таиланда, Филиппин, Вьетнама, Малайзии, Сингапура, Камбоджи, Лаоса, Брунея и Бирмы) в саммите в Гонолулу приняли участие Китай, Индия, Япония, Южная Корея, Австралия, Новая Зеландия, США и Россия.  Члены АСЕАН договорились с Китаем о дальнейшей либерализации торговли в сфере услуг. Была достигнута договоренность с ООН о тесном сотрудничестве. Однако благополучное завершение саммита не могло затмить обостряющуюся схватку между США и КНР.

Китай  заметно раздражает администрацию США своим нежеланием играть  по  американским  правилам. Помощники Б. Обамы  сообщили  журналистам, что президент   подчеркивал на  встрече с китайскими руководителями, что американское деловое сообщество весьма разочаровано  медленным продвижением реформ в китайской экономической политике, в первую очередь в   стремлении нечестно занижать курс  юаня и нарушении прав интеллектуальной собственности.

Все это оценивается Пекином  как подготовка  Вашингтона к активному вмешательству  в вопрос территориальных конфликтов в Южно-Китайском море. Там находится богатый ресурсами регион, на который, кроме Китая, претендуют Тайвань, Филиппины, Вьетнам, Малайзия и Бруней.  Пекин рассматривает активность США на данном направлении как  попытку США  создать противовес   группе   государств  ЮВА плюс Китай, Япония и Южная Корея («АСЕАН плюс три»).

Отмечается, что Б.Обама действительно начинает занимать более агрессивную позицию в отношении КНР под давлением американских финансово-промышленных кругов.  Вместе с тем в его выступлениях  содержится и дань предстоящим президентским выборам. Серьёзная   конфронтация с Пекином именно в данный момент - не в интересах США.  Во-первых, китайцы умеют спокойно игнорировать возмущение Вашингтона заниженным курсом юаня и присвоением того, что американцы считают своей «интеллектуальной собственностью». Единственный способ заставить их прекратить это - экономические санкции. Однако зависимость доллара от воли китайцев настолько велика, что ни о каких  серьёзных экономических санкциях не может быть и речи. И  администрация США пошла другим путем – решено мутить воду в Южно-Китайском море. Это действительно раздражает Пекин, так как он рассматривает эту акваторию как район своих национальных интересов. Здесь сложился нестабильный статус-кво и его легко разрушить, начав новый  период территориальных споров, которые могут при определённых обстоятельствах окончиться не в пользу КНР.

Пока неясно, как Пекин ответит на  военно-дипломатические  маневры США в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Возможно, ответ станет для   Вашингтона неожиданным.


 

Оцените статью
0.0
telegram
Более 60 000 подписчиков!
Подпишитесь на наш Телеграм
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться
dzen
Более 120 000 подписчиков!
Подпишитесь на Яндекс Дзен
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться