28 ноября состоялись президентские выборы в Демократической Республике Конго (ДРК). Внимание к этому событию в мире очень большое. Конго – уникальное государство. Его население составляет более 70 миллионов человек (18-е место в мире). По территории ДРК занимает второе место в Африке (1) (11-е место в мире). Конго – обладатель крупнейших в мире запасов кобальта, германия, меди, 70% мировых запасов тантала (используется при производстве электронных компонентов компьютеров и мобильных телефонов). ДРК - крупнейший производитель промышленных алмазов (30% мировых ресурсов), а также крупнейших в Африке запасов урана, вольфрама, цинка, олова, запасы бериллия, лития, ниобия, значительные месторождения нефти, угля, руд, железа, марганца, золота, серебра, бокситов. Нельзя забывать и том, что в 2001 году именно Конго попыталось вырваться из системы нового колониализма, в сетях которого сегодня уже не только Африка, но и весь мир. За эту попытку тогдашний президент страны Лоран-Дезире Кабила поплатился жизнью. Речь идёт о планах Л.-Д. Кабилы ввести золотой франк. Впрочем, об этой попытке сейчас мало кто вспомнит (так же, как мало кто свяжет с ней убийство Кабилы). Однако следует отметить, что экономически подобная мера под силу очень незначительному числу стран мира, и то, что она была введена именно в Конго, не случайно. Добавим, что гидроресурсы ДРК способны обеспечить электроэнергией не только всю страну, но и весь африканский континент. Словом, Демократическая Республика Конго могла бы реально претендовать на независимое и эффективное развитие.
Среди кандидатов в президенты на выборах были действующий глава государства Джозеф Кабила, бывший спикер парламента Витал Камере, действующий президент сената Кенго Ва Дондо, сын бывшего президента Заира Мобуту – Франсуа Джозеф Мобуту Нзанга (лидер партии мобутистов-демократов), бывший премьер-министр (ещё времён Мобуту Сесе Секо) Этьен Чисекеди, а также ещё пять менее известных деятелей. Однако особое внимание привлекает бывший вице-президент Жан-Пьер Бемба. Дело в том, что он пытался проводить избирательную кампанию из тюрьмы Международного уголовного суда, в которой находится в связи с обвинениями в совершении международных преступлений. А для официальной регистрации законодательство Конго требует личного присутствия кандидата. В связи с этим Ж.-П.Бемба просил о временном освобождении для посещения Конго на один час. Суд отклонил его просьбу, заявив, что временное освобождение предусмотрено лишь для особо важных случаев, к которым, по мнению суда, регистрация на выборах, не относится. (2) В конечном итоге ему не удалось официально зарегистрироваться в качестве кандидата, однако роль Бембы в выборах можно оценить, например, по такому факту. В тюрьму в Гааге для встречи с ним прибыло сразу несколько кандидатов в президенты, включая двух главных – К.Ва Дондо и Э.Чисекеди. Их стремление заручиться поддержкой Бембы понятно. На предыдущих президентских выборах 2006 года Ж.-П.Бемба занял второе место после действующего президента Джозефа Кабилы. (При этом во втором раунде Ж.-П.Бемба увеличил число своих голосов в два с лишним раза: с 20 до 42%, в то время как потенциал Дж.Кабилы увеличился лишь на треть - с 44 до 58%). Бемба оспорил результаты выборов в Верховном суде. Тогда суд встал на сторону действующего главы государства.(3)
Таким образом, даже официальные результаты показывают, что Бемба пользуется поддержкой примерно половины населения страны (особенно с учётом того, что в выборах 2006 года участвовало 33 кандидата, а также то, что в некоторых районах страны он получил до 97% голосов избирателей). Именно это и заставляет задуматься: а не случайно ли именно Бемба попал под международный суд? Вообще-то, его дело уникально. В отличие от всех других дел по ситуации в Конго, дело Бембы касается обвинений в преступлениях, совершённых … совсем в другом государстве – в Центральноафриканской Республике (ЦАР). Его обвиняют в международных преступлениях, совершённых его войсками, находившимися на территории ЦАР. «Тонкость» ситуации в том, что войска эти находились в ЦАР по просьбе законного правительства страны с целью оказать помощь в подавлении государственного переворота. Более того, после перехода границы с ЦАР конголезские войска находились под командованием властей ЦАР. Судебный процесс над Бембой проходит с ноября 2010 года и должен стать объектом пристального внимания, так как дело Бембы делают прецедентом на будущее: оно является ясным сигналом всем государственным лидерам, готовым оказать военную помощь соседним странам.
Чтобы понять ситуацию с Бембой, внутреннюю ситуацию в Конго и роль МУС, надо повнимательнее присмотреться к другим конголезским делам. Всего в МУС их пять: дело Томаса Лубанги (лидера Союза конголезских патриотов), дело Ж.Катанги (командующего силами Патриотического сопротивления в Итури), дело М.Чуи (лидера Фронта националистов и интеграционистов), дело Боско Нтаганда (лидера Патриотических сил за освобождение Конго) и дело Калликста Мбарушиманы (лидера Демократических сил за освобождение Руанды). Как видим, все обвиняемые МУС по ситуации в Конго – это лидеры оппозиционных политических партий (впрочем, ведущих не только политическую борьбу) и, таким образом, участие Международного уголовного суда во внутриполитической борьбе в Конго очевидно. Возникает вопрос: насколько правомерно участие МУС в борьбе между нынешними властями Конго и оппозицией? Ведь в Статуте МУС сказано, что суд может выдвигать обвинения только в случае, если государство «не может или не хочет» провести судебное разбирательство самостоятельно. Хотят ли власти ДРК осудить данных оппозиционеров? Безусловно. Могут ли? Да, могут. Например, Т.Лубанга уже сидел в тюрьме к моменту выдачи в Гаагу. Другое дело, что власти сами боятся судить столь влиятельных лидеров. Однако страх властей не создаёт компетенцию МУС.
Совет Безопасности ООН принял резолюцию, обеспечивающую присутствие Миссии ООН в Конго, по крайней мере, до 31 июля 2012 года. (4) Миссия ООН в этой стране представляет собой целую армию из двадцати тысяч человек, семнадцать из которых – военные, а остальные три тысячи - это полицейские и гражданский персонал. Вначале ноября СБ ООН провёл специальное заседание именно по выборам в Конго. На этом заседании спецпредставитель генерального секретаря ООН Роджер Мис прямо заявил, что Миссия ООН «участвует в руководстве избирательным процессом» (5).
Небезынтересно, кем финансируются выборы. Евросоюз выделил на них 47,5 миллиона евро. Сверх этого предусмотрена дополнительная финансовая «помощь» от Британии, Франции, Бельгии, Швеции, Нидерландов, Испании и Италии.И это при нынешнем-то европейском финансовом кризисе! (6) Кроме того, официально финансируют конголезские выборы США.
Исключение главных оппозиционных лидеров из политического процесса ряда стран – явление не новое. Теперь в нём принимают активное участие и международные суды. Ранее оно ярко проявилось в деятельности Международного трибунала по бывшей Югославии (дело С.Милошевича, дело В.Шешеля), но в МУС оно стало просто откровенной политикой суда. Ситуации в Конго и Уганде – попытка превентивной расправы с оппозицией, а недавние события в Кот-д’Ивуаре и Кении являются наиболее масштабными и целевыми после выборными операциями «международного сообщества» в ситуации после выборов. Для тех, кто это ещё не понял, прокурор Международного уголовного суда сделал накануне выборов заявление о том, что он «внимательно следит за выборами в Конго» (7)…
_______________________________
(1) До июля 2011 года первое место по территории занимала Республика Судан, однако после раздела страны и образования на её территории нового государства – Южного Судана, первенство было утрачено. В настоящее время самая большая территория в Африке – у Алжира и ДРК.
(2) См. решения Апелляционной палаты Международного уголовного суда от 19 августа и 9 сентября 2011 года, // Официальный сайт Международного уголовного суда в интернете: http://www.icc-cpi.int/iccdocs/doc/doc1257884.pdf; http://www.icc-cpi.int/iccdocs/doc/doc1232179.pdf
(3) Интересно, что накануне нынешних выборов Дж. Кабила поссорился с судейским корпусом страны, сделав неосторожное заявление о том, что судьи получают достаточную зарплату. Это стало причиной всеобщей забастовки судей! Впрочем, вопрос об избирательных спорах рассматривают не все, а только несколько верховных судей. Наверняка, с их зарплатой всё в порядке.
(4) См. Резолюцию СБ ООН № от 28 июня 2011 года, // Официальный сайт ООН в интернете: http://daccess-dds-ny.un.org/doc/UNDOC/GEN/N11/391/21/PDF/N1139121.pdf?…
(5) См. стенографический отчёт 6649 заседания СБ ООН 8 ноября 2011 года, // Официальный сайт ООН в интернете: http://daccess-dds-ny.un.org/doc/UNDOC/PRO/N11/583/68/PDF/N1158368.pdf?…
(6) http://www.congoplanet.com/news/1856/dr-congo-elections-european-union-…
(7) ICC Prosecutor: we are closely monitoring the situation in the Democratic Republic of the Congo,Statement, 11.11.2011.