По итогам заседания Высшего госсовета Союзного государства России и Белоруссии подписан пакет документов, куда вошли межправительственные соглашения о предоставлении государственного экспортного кредита на строительство АЭС в Белоруссии, условиях купли-продажи акций и дальнейшей деятельности «Белтрансгаза», порядке формирования цен при поставке природного газа в Белоруссию и его транспортировке по территории республики.
Россией и Белоруссией достигнуты взаимовыгодные экономические соглашения долговременного характера. Москва, вопреки прогнозам ряда экспертов, ради продвижения масштабных интеграционных проектов вышла за рамки «прагматичной политики» в отношении Минска, или, говоря всем доступным языком, в трудный момент оказала Белоруссии помощь. Помощь не «режиму Лукашенко», на что особенно напирают западные и прозападные политологи, а республике и её народу.
По словам посла РФ в РБ Александра Сурикова, до конца текущего года в Белоруссию по различным схемам поступит 4 миллиарда долларов: кредит антикризисного фонда, кредит Сбербанка, покупка акций «Белтрансгаза». В частности, за приобретение второй половины акций газотранспортной системы «Газпром» заплатил в казну республики 2,5 миллиарда долларов. В следующем году Белоруссия будет платить не 300 долларов за 1000 кубометров голубого топлива, как планировалось раньше, а почти в два раза меньше – 165, что, по прогнозам, должно повысить конкурентоспособность белорусской продукции в границах Единого экономического пространства. «Сама тенденция к работе в едином рынке без барьеров способствует развитию конкуренции, - заявил руководитель Белорусской научно-промышленной ассоциации Александр Швец. - Смысл экономической интеграции заключается в том, чтобы, во-первых, быть готовыми к конкуренции и, во-вторых, чтобы эта конкуренция носила добросовестный характер. Поэтому мы поддерживаем Единое экономическое пространство». Конкуренция, в свою очередь, должна способствовать поступлению валюты в республику, сохранению и увеличению количества рабочих мест, повышению заработных плат и т.д.
«Заключенные в Москве соглашения имеют прямое социальное измерение для поддержания социальной стабильности и гражданского мира в республике, - считает глава Белорусской региональной группы сторонников «Интернациональной России», руководитель информационно-аналитического портала «Империя» Юрий Баранчик. - Если человек ходит на работу, стабильно получает зарплату, обеспечивает старость родителей и растит детей, уверен в завтрашнем дне, он становится гораздо менее подвержен перманентно идущим с Запада угрозам расшатать социальную стабильность в нашем обществе по примеру прошедших совсем недавно в станах Арабского Востока переворотов». По прогнозам эксперта, «к следующей зиме белорусы почувствуют серьезную прибавку к зарплате и начнут возвращаться на тот жизненный уровень, с которого началось падение зарплат в республике после кризиса весны-лета 2011 года».
Александр Лукашенко считает подписанные в Москве договоренности в газовой сфере благом для белорусского народа. А министр энергетики РФ Сергей Шматко подчеркнул, что российско-белорусские соглашения ставят «большую жирную точку» на газовых спорах между Москвой и Минском.
В более отдаленной перспективе – когда силами российского «Атомстройэкспорта» в республике будет построена АЭС суммарной мощностью 2,4 гигаватта – белорусская электроэнергия станет дешевле, что даст толчок развитию промышленности, росту занятости.
Однако снижения цены на газ и начало работ по строительству АЭС, по мнению Владимира Тарасова, будет недостаточно для перевода динамики ВВП в 2012 году из отрицательной в положительную область. Эксперт считает, что снижение цены на газ только стабилизирует экономику республики «на том низком уровне, на который она сейчас опускается. Действительно, в настоящее время ВВП отчасти поддерживается тем, что население тратит свои валютные резервы - в среднем $ 230 млн. в месяц…».
Несмотря на то, что договоренности между Россией и Белоруссией развязали узел проблем в двусторонних отношениях, остаётся немало нерешенного. Как заявил Александр Суриков, Москва и Минск пока не могут договориться по «нефтяному вопросу». Белорусская сторона пытается снизить размер премии, которая выплачивается российским компаниям за поставляемую нефть. По данным Naviny.by, речь идет о снижении премии на нефть с нынешних 45 до 20 долларов за тонну. Однако российские нефтяные компании не готовы безвозмездно принять условия белорусской стороны. Взамен они просят разрешить им экспортировать нефтепродукты, произведенные на белорусских нефтеперерабатывающих заводах из российского сырья. Александр Лукашенко не исключает возможности снижения цены на нефть в случае достижения договоренности с Россией.
Однако эта проблема всё же носит частный характер. Есть и другие проблемы, осложнявшие российско-белорусские отношения – разные экономические и политические системы двух стран, подразумевающие разные ценности и жизненные ориентиры, прежде всего, в среде правящих и деловых элит. За годы существования Союзного государства так и не была сформирована его общая ценностно-мировоззренческая основа. А она, между прочим, является ключевым фактором, который определит жизнеспособность и перспективность не только данного интеграционного объединения, но и будущее Таможенного союза, Единого экономического пространства и Евразийского союза. В основе интеграционных процессов на постсоветском пространстве должны лежать не только экономические интересы элит, но и стремление народов наших стран к восстановлению прежнего социокультурного единства. Как показало 20-летие после распада СССР, в одиночку выживать сложно. Ведь ставшие независимыми республики так и не смогли продемонстрировать миру свою самодостаточность, вынужденно балансируя между полюсами геополитического влияния. Только объединение позволит каждой из этих стран сохранить свой суверенитет, национальную идентичность, увереннее смотреть в будущее...