Геополитические перспективы Чехии: взгляд из Вашингтона

telegram
Более 60 000 подписчиков!
Подпишитесь на наш Телеграм
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться
dzen
Более 120 000 подписчиков!
Подпишитесь на Яндекс Дзен
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться

По своему географическому положению Чехия играет ключевую роль в системе общеевропейской безопасности. 20 июля 2011 г. правительство Чешской Республики приняло документ, определяющий основные приоритеты и стратегические цели чешской внешней политики. Это первая попытка за последние восемь лет обозначить новые концептуальные рамки внешней политики Праги.

Главными стратегическими партнёрами Чехии на европейской арене остаются Германия и Польша, внешняя политика Праги по-прежнему координируется с двумя наиболее сильными соседями – Берлином и Варшавой, географически «нависающими» над территорией Чехии. Соседям, располагающимся «ниже» (Венгрия, Австрия), отводится роль региональных экономических партнёров (наряду со Словакией и Словенией). Гарантами национальной безопасности Чехии, как и прежде, признаются Североатлантический альянс и Соединённые Штаты, а странам Евросоюза отводится ключевая экономическая и политическая роль (1).

 Геополитическая конструкция Прага – Варшава периодически бередила умы как польских, так и чешских политиков, хотя не менее часто Варшава смотрела на Прагу как на нежелательного соседа, препятствующего образованию общей границы двух католических государств – Польши и Венгрии. Поэтому польский геополитик-германофил Владислав Гизберт-Студницкий в 1930-х годах выступал за тесный союз Польши с Третьим Рейхом и призывал к аннуляции Чехословакии. Позже, в 1940-х, глава МИД Польши Юзеф Бек выдвинул русофобскую идею создания «Третьей Европы» (Польша, Венгрия, Румыния, Подкарпатская Украина, Италия, Турция, Швеция и Финляндия), куда Чехословакия не включалась. Тогда же генерал Владислав Сикорский, премьер польского правительства в изгнании, разработал концепцию Центрально-европейского союза, куда на этот раз должна была войти и Чехословакия. Характерно, что В. Сикорский исключал Украину из этого союза как чуждый западноевропейской цивилизации организм.

Менее известна концепция польского профессора экономики Мирослава Орловского, выдвинувшего в 1957 г. идею создания «центрально-европейской федерации стран народной демократии». В её состав должны были войти Варшава, Берлин, Будапешт, Бухарест и Прага. Причём «несущим винтом» всей конструкции выступала Чехословакия как путь к контролю над Балканами и бассейном Дуная. Видимо, чехословацкой элите подобные идеи импонировали. Москва же в таком стремлении сплотить вокруг единого геополитического центра (Варшавы или Праги) такое количество центрально-европейских государств справедливо увидела очередное издание доктрины Средней Европы (Mitteleuropa) Фридриха Науманна, предложенной им в 1915 г. – в самый разгар Первой мировой войны. Целью геополитических манипуляций Ф. Науманна было изолировать Россию от Центрально-Восточной Европы (ЦВЕ) и распространить на весь регион влияние Германии. Советское правительство сработало на упреждение, введя в 1968 г. на территорию Чехословакии, решившейся на обострение отношений с Москвой, войска стран-участниц Варшавского договора (в том числе и поляков) и Праге пришлось отказаться от попыток организовать в Европе антисоветский блок.

Праге нужна была не свобода, а смена сюзерена - сегодня, когда Чехия входит в Североатлантический альянс и участвует в реализации колониалистских планов Вашингтона, это понятно всем. И сейчас новый сюзерен – Соединённые Штаты – определяет дальнейшее поведение Чехии, служащей разделительной линией между Западной и Восточной Европой. Американцев устраивает лидирующее положение Праги, которое она делит с Варшавой в Вишеградской четвёрке – военно-политическом союзе Польши, Венгрии, Чехии и Словакии с явным антироссийским креном. Вишеградская четвёрка – это геополитическое сердце ЦВЕ, поэтому Вашингтон выступает за укрепление отношений по линии Варшава – Прага (2). Поскольку основной тактической задачей англосаксонской политики в Европе является предотвращение появления континентального блока Москва – Берлин, Чехия и Польша могут служить разделительным клином между Россией и Германией. При этом Чехия формулирует повестку дня для Вишеградской группы, а Польша поддерживает эти инициативы на общеевропейском уровне как государство, имеющее 27 голосов в Совете Европы и делегировавшее 50 представителей в Европарламент (Чехия соответственно 12 и 22).

Параллельно Чехии рекомендуется развивать отношения с Болгарией и Румынией, привлекая их к реализации планов Вишеградского блока. Болгария лоббирует присоединение к ЕС Сербии и Македонии, имеет определённое влияние на Балканах и выступает за нормализацию отношений с Турцией. Румыния активно продвигается на восток (Молдавия, Украина), старается вытеснить Россию из Приднестровья и пользуется поддержкой Польши (в 2009 г. между Бухарестом и Варшавой было подписано Соглашение о стратегическом партнёрстве).

Географически американские эксперты разделяют ЦВЕ на три микрорегиона – Восточно-Европейскую равнину (Польша, Прибалтика), Дунайский бассейн (Румыния, Болгария, Венгрия, Словения, Словакия) и Чешскую возвышенность (Чехия). Менее всего на диалог с Россией настроены страны Восточно-Европейской равнины – т.е. Польша и республики Прибалтики. Страны Дунайского бассейна более расположены к переговорам с Москвой, за исключением Румынии, объявившей Россию угрозой №1 румынскому влиянию в Европе. Чехия же в качестве естественных географических барьеров имеет горы на западе и севере, а на востоке и юге - союзнические государства. Чувствуя себя в большей безопасности, Прага не считает Москву угрозой №1, но, пытаясь не лишиться американской опеки, подстраивается под антироссийский курс Вашингтона и в связи с этим идёт на углубление отношений с Варшавой. По мнению Белого дома, чехам также необходимо в условиях экономического кризиса укреплять связи с Парижем и Берлином, особенно в области энергетической безопасности, вплоть до создания консультационного механизма для выработки совместных планов уменьшения энергозависимости от «внешних источников» (читай: от России). Это означало бы появление спайки Париж – Берлин – Прага – Варшава, то есть внушительного геополитического механизма, подчиняющего себе одновременно запад и восток Европы. Пока, правда, данные пожелания Вашингтона в отношении Чехии остаются пожеланиями.

1)      Илья Тарасов «Ориентиры внешней политики Чехии» Фонд исторической перспективы 17.09.2008

2)      The Center for European Policy Analysis (CEPA) «Translating Opportunity into Impact: Central Europe in the European Union, 2010-2020», 6 December 2011