Грузия, стремящаяся во всевозможные европейские организации и декларирующая европейские ценности, еще в 1999 году, при вступлении в Совет Европы, взяла на себя ряд обязательств. Одним из таких обязательств было и остаётся содействие процессу репатриации турок-месхетинцев. Проблема берет своё начало в 1944 г., когда в соответствии с постановлением ГКО СССР № 6279 от 31 июля того же года с территории Грузии в Среднюю Азию (Казахстан, Узбекистан, Киргизстан) были переселены 92,3 чел. турок, курдов и хемшилов (1).
После погромов, имевших место в мае-июне 1989 г. в Ферганской области и в феврале-марте 1990 г. в Букинском и Паркентском районах Узбекской ССР, значительная часть турок-месхетинцев была вынуждена вследствие угрозы их безопасности покинуть эти территории (2). Из общей их численности около 17,5 тыс. осело в Казахстане, около 16 тыс. в России, более 40 тыс. в Азербайджане. На сегодняшний день общие оценки численности этого народа несколько разнятся и колеблются в целом в пределах 300-400 тыс. (3)
Практически с самого начала грузинское общество и руководство занимали довольно неоднозначную позицию в данном вопросе. Так, еще в 70-80-х гг. прошлого века руководство Грузинской ССР сделало все возможное, дабы обойти указ от 9 января 1974 г., разрешавший возврат турок-месхетинцев в Грузию. В частности, одним из неофициальных, но обязательных условий являлась смена фамилий. С таким требованием согласилась лишь весьма незначительная часть турок-месхетинцев, и в результате общее количество представителей этого народа, переселившегося всё-таки в Грузию, составило не более 1200 чел. Причем подавляющая их часть оказалась рассредоточенной, главным образом, в районах западной Грузии, то есть вне ареала, который указывался ими в качестве прежнего местопребывания. Как отмечал еще в 2005 г. президент действовавшего в Москве Международного общества турок-месхетинцев «Ватан» Сулейман Барбакадзе, «в общей сложности Совмин СССР принял за 45 лет целых семь постановлений о возвращении нашего народа на родину, под это дело выделялись даже какие-то средства из союзного бюджета. Однако до реального возвращения дело так и не дошло, всякий раз возникали «непредвиденные трудности», а потом о проблеме вообще забыли». (4)
На самой заре формирования независимой грузинской государственности, особенно в период недолгого, но бурного президентства З. Гамсахурдии, вопрос возвращения потомков турок-месхетинцев в Грузию под влиянием националистических настроений в грузинском обществе был отодвинут на задний план. Лишь после прихода к власти Э. Шеварднадзе, новая грузинская власть начала (всего лишь на словах) выражать стремление к рассмотрению этой проблемы. По распоряжению Шеварднадзе была создана Комиссия по проблемам населения, депортированного в 1944 г. из Южной Грузии. Члены этой комиссии провели переговоры с администрацией Краснодарского края и разработали «Концептуальный план по репатриации населения, депортированного в 1944 г. из Месхетии и Джавахетии Грузинской ССР». Однако документ так и остался простой декларацией о намерениях. В декабре 1996 г. Э. Шеварднадзе подписал Указ «Об утверждении государственной программы решения правовых и соц. проблем депортированных и репатриированных в Грузию месхов». Для ее реализации была опять создана правительственная комиссия. Согласно заявлениям, намечалось осуществить первый этап репатриации 5 тыс. человек в 1997-2000 гг. Однако уже в декабре 1997 г. парламент Грузии принял Закон «О реабилитации жертв политических репрессий и восстановлении справедливости», который не затрагивал эту категорию лиц, поскольку его действие распространялось только на граждан Грузии, подвергшихся репрессиям на территории Грузии. Кроме того, даже сумевшие обосноваться к тому моменту на территории Грузии турки-месхетинцы в результате вступления в силу 12 марта 1998 г. нового закона о беженцах не рассматривались в качестве таковых, т.к. «им не может быть лицо, страной происхождения которого является Грузия». Таким образом, проблема и тогда была спущена на тормозах.
Новые чаяния у представителей депортированного народа возникли в связи с вступлением Грузии в Совет Европы в апреле 1999 г. Тогда, как уже сказано, Грузия приняла на себя ряд соответствующих обязательств. Основными из них являлись: создание в двухлетний срок законодательной базы для репатриации и интеграции турок-месхетинцев и в десятилетний срок – проведения самого процесса репатриации. Однако решение проблемы под разными предлогами по-прежнему затягивалось грузинской стороной. В результате 8 марта 2003 г. губернатор Краснодарского края (на территории которого и размещалась ожидавшая решения часть турок-месхетинцев) А. Ткачев обвинил Э.Шеварднадзе в ходе визита последнего в Сочи в «отсутствии воли и нежелании взять на себя ответственность за судьбу этих людей». В результате после долгих проволочек законопроект был принят лишь 27 июня 2007 г. и сразу же вызвал волну вполне обоснованных нареканий со стороны как самих турок-месхетинцев, так и ряда экспертов.
При ближайшем рассмотрении выяснился ряд нюансов, которые напрямую свидетельствовали о целенаправленном стремлении властей Грузии затруднить процедуру репатриации. Прежде всего, оказалось, что в соответствии с новым грузинским законом желающие репатриироваться в Грузию должны до 1 января 2009 года предоставить документы в посольства Грузии в странах своего пребывания. Столь жёсткое ограничение по времени уже само по себе ставило определенный заслон на пути к предполагаемой массовой репатриации.
Далее. Первый пункт статьи 3 Закона Грузии «О репатриации лиц, вынужденно переселенных из Грузинской ССР в 40-х годах XX века» определял категорию лиц, имеющих право просить о предоставлении статуса репатриантов; к таковым были отнесены «насильственно переселенное лицо или его прямой потомок». Однако пункт 2 этой же статьи разъяснял, что «супруги и несовершеннолетние дети лиц, упомянутых в п. 1... имеют право обратиться... с соответствующим заявлением о соискании статуса репатрианта только в случае, если лицо, упомянутое в п. 1... обратилось с заявлением о соискании статуса репатрианта, и с согласия этого лица».(6) Данная формулировка уже прямо закрывала дорогу для потомков репатриированных. В целом в соответствии с принятым законом процедура выглядела настолько громоздкой, что нежелание Грузии решать этот вопрос стало очевидным. Так, заместитель председателя Международного фонда содействия репатриации Темури Ломсадзе отмечал: «Потенциальным репатриантам нужно собрать 14 справок, что обходится в странах их сегодняшнего проживания в сумму около 300-400 долларов». (7) В том числе потенциальному репатрианту необходимо подать «документ (документы), удостоверяющий/ие факт насильственного переселения. А что если они не сохранились или никогда не выдавались? Кроме того, закон не предполагает никакой финансовой или материальной помощи репатриантам. В законе ничего не говорится и о льготах или отмене налоговых пошлин при ввозе в страну имущества репатриантов. Есть и довольно туманная формулировка о том, что конечное решение (причем непонятно, по какому критерию оно будет приниматься) оставляется за правительством Грузии. Так, пункт 1 статьи 7 предупреждает: «Правительство Грузии вправе устанавливать дополнительные требования к рассмотрению вопроса о присвоении статуса репатрианта». Есть и языковое ограничение. Так, в пункте 3 подчеркивается: «При решении вопроса присуждения статуса репатрианта приоритет отдается знанию грузинского языка». Президент Союза репатриантов Грузии Марат Бараташвили отмечает: «В законе ничего не говорится о создании адаптационных центров. Критерии получения статуса репатрианта жестки и туманны – непонятно, как будет решаться вопрос присвоения статуса. Решение будут принимать чиновники. Закон не отвечает принципу достойного возвращения – люди должны доказывать, что не виноваты в собственной депортации». Таким образом, формально, с одной стороны, выполняя требования Совета Европы, Грузия, с другой стороны, фактически закрывает на законодательном уровне возможность для массового переселения. (8)
Единственное, на что пошло руководство Грузии, – это на увеличение срока подачи заявок. И то это произошло лишь в результате серьезнейшего давления на власти республики со стороны Совета Европы. Так, гендиректор Совета Европы по политическим вопросам и демократии Жан-Луи Лоран заявил, что с августа 2008 года шли непрерывные консультации представителей Совета Европы с властями Грузии о сроках подачи заявлений, в результате чего срок подачи заявлений от желающих вернуться месхетинцев продлевался дважды. В итоге конечным сроком подачи заявок парламент назвал 1 января 2010 года. В настоящее время сбор документов от потенциальных репатриантов прекратился. Процесс их рассмотрения должен был начаться лишь в мае 2010 г.(9)
На сегодняшний день проблема основательно запутана грузинской стороной. Нежелание Тбилиси сдвинуть её решение с мертвой точки оправдывается по-разному; некоторые из этих «оправданий» – вроде отсутствия свободных территорий для проживания – выглядят абсолютно надуманными. На самом деле многое упирается в проводимую нынешним грузинским руководством националистическую политику, в рамках которой представителям иных национальностей в Грузии места не предусмотрено.
Есть в грузинском обществе и опасения иного рода. Опасаются, что возвращение турок-месхетинцев может привести к усилению влияния в Грузии Турции и Азербайджана. Перспектива создания мусульманского пояса в Южной Грузии не выглядит надуманной – этого опасается не только армянское население Джавахка, но и собственно грузинское. Официальный Тбилиси откровенно спекулирует этими настроениями и всячески подогревает их. Нельзя не вспомнить в связи с этим тёмную историю с «Бригадами освобождения Ахалциха», распространявшими листовки с угрозами в адрес армянского населения Грузии. Обращает на себя внимание и стремление азербайджанского отделения «Ватана» к скорейшему заселению. (10) И опять же главными пострадавшими во всех этих случаях оказываются простые граждане, никак не связанные с устремлениями тех или иных политических сил.
Усложняется проблема и позицией самих организаций турок-месхетинцев, в среде которых продолжаются споры об их этнической принадлежности и, соответственно, связанные с этим вопросы отношения к репатриации. Созданные в разное время и с разными воззрениями на свою этническую принадлежность такие организации, как «Ватан» (со всеми отпочковавшимися от него структурами), «Хсна», «Умид», «Ас-Турк» и др., так и не сформировали единый ответ на вопрос «кто мы?», чем пользовались и продолжают пользоваться и грузинские власти, и определённые внешние силы.
В августе 2011 г. появилось сообщение о том, что Министерство по делам беженцев, внутренне перемещенным лицам и расселению Грузии предоставило статус репатрианта 105 туркам-месхетинцам. В общей сложности на тот момент было получено 5841 заявление. (11) Однако наличие такого количества заявлений ещё не говорит о том, что репатриация в будущем примет массовый характер. Проблема не только в законодательной казуистике, которую плодит грузинский «маяк демократии», но и в геополитике, когда Грузия по вине официального Тбилиси оказывается крепко зажатой в тисках турецко-азербайджанского «дуумвирата». (12)
___________________________________
(1) В постановлении говорилось: «В связи с тем, что значительная часть населения была связана с жителями приграничных районов Турции родственными отношениями и проявляла эмиграционные настроения по обвинению в пособничестве врагам, занятиях контрабандой и служению для турецких разведывательных органов источником вербовки шпионских элементов и насаждения бандитских групп». Калишевский М. турки-месхетинцы. Из одного изгнания в другое (Часть1) http://www.fergananews.com/article.php?id=6278
(2) Новикова Г., Дашков В. Проблема репатриации турок-месхетинцев как возможный фактор риска// Грузия: проблемы и перспективы развития. М.: РИСИ, 2002, Т. 2., стр. 246; Калишевский М. Турки-месхетинцы. Из одного изгнания в другое (Часть1) http://www.fergananews.com/article.php?id=6278
(3) Там же
(4) http://www.ng.ru/cis/2005-10-13/5_turki.html; об этом см.также:
(5) Бреннан Дан. Турки-месхетинцы до сих пор не могут вернуться на родину http://russian.eurasianet.org/departments/rights/articles/eav032603ru.s…). А турки-месхетинцы, временно нашедшие приют на территории Краснодарского края, так тогда и не дождались решения грузинского правительства. Вместо этого, в соответствии с достигнутыми между РФ и США договоренностями, около 12 тыс. из них нашло пристанище себе в Соединённых Штатах.
(6) Законы Грузии созданы для невозвращения турок-месхетинцев. http://www.regionmedia.net/journalists/1509-cxeidze-mesxeti-turk.
(7) Там же
(8) Там же. Кроме того, с целью затруднения процесса репатриации используются и иные средства. Так, например, сравнительно недавно, по обвинению в мошенничестве на 11 лет осужден гражданин России, бывший председатель Международного общества турок-месхетинцев "Ватан" Сулейман Барбакадзе. Среди российских и иностранных правозащитников распространено убеждение в том, что обвинение сфабриковано. Тбилиси игнорирует требования Совета Европы по репатриации турок-месхетинцев, переселенных с территории Грузии в период Второй мировой войны http://rus.ruvr.ru/2011/12/16/62320236.html.
(9) Бараташвили К. Совет Европы обеспокоен срывом властями Грузии сроков репатриации месхетинцев. http://www.kavkaz-uzel.ru/articles/165919.
(10) Егоров А. Проблема турок-месхетинцев в заложниках геополитики.
(11) Кмузов Б. Статус репатрианта в Грузии получили 105 турок-месхетинцев. http://www.kavkaz-uzel.ru/articles/190429/
(12) Исподволь педалируемые опасения грузинской стороны по поводу возвращения теперь уже и части турок-месхетинцев, проживающих пока на территории РФ, выглядят очередной спекуляцией. «Из общего количества заявок, которые подали желающие вернуться на историческую родину, 1957 – из России. Однако вряд ли процесс переселения турок-месхетинцев из России в Грузию примет в ближайшее время лавинообразный характер. И не только потому, что каждый из них, если вернется в Грузию, станет, вероятно, лицом, представляющим «особую опасность» для нынешнего грузинского режима по той причине, что прежде жил в России (хотя и поэтому тоже). Занимая престижные социально-экономические ниши в регионах РФ, отличающихся благоприятным климатом, большинство российских турок-месхетинцев вряд ли будет всерьез рассматривать вопрос об отказе от российского гражданства с перспективой начать всё с нуля в стране, переживающей, мягко говоря, непростые времена (к тому же не обязательно в том регионе, который считается их исторической родиной). https://www.fondsk.ru/news/2011/08/28/problema-turok-meshetincev-v-zalo…