Попытки дестабилизации правительства Башара Асада извне не приводят к запрограммированным результатам. Пока что не удаётся включить решающий компонент — внешнее управление кризисом. Требование Запада и ЛАГ к президенту Башару Асаду уйти со своего поста, передать власть более сговорчивому политику и назначить выборы с участием вооруженной оппозиции как раз и является попыткой внешнего управления. Все эти требования инициаторы хотели бы уложить в текст резолюции СБ ООН на заседании 31 января, чтобы получить законные основания для наказания Асада в случае ее невыполнения. Однако освоенная Западом методика злоупотребления мандатом ООН начинает давать сбои. Уверенно заявили о себе силы, настаивающие на строгом соблюдении Устава ООН и не желающие больше быть пассивными свидетелями очередного насилия над суверенным государством.
Линия раскола наметилась еще во времена агрессии против Югославии и углубилась в период войны в Ливии. Тогда сторонники соблюдения принципов международного права не нашли в себе достаточно сил, чтобы блокировать агрессию. На сей раз ситуация, похоже, изменилась. Попытка получить мандат на вмешательство во внутренние дела Сирии за пределами полномочий ООН столкнулась с решительным отпором России и Китая. Позиция этих государств, решивших прекратить издевательство над международным правом на заседании Совета Безопасности ООН по сирийскому вопросу, вызывает, без преувеличения, ярость сторонников интервенции.
Не будучи в состоянии вразумительно ответить на доводы российской стороны о том, что «Совбез не может диктовать параметры внутриполитического урегулирования в Сирии, поскольку на это у него нет уставных полномочий», госсекретарь США Хиллари Клинтон разразилась бранью, далекой от норм дипломатического этикета. Она не просто призвала Совбез ООН к "совместным действиям с целью прекращения насилия в Сирии", но и заявила, что тот, кто противится её призыву, превращает себя в "пособника продолжающегося насилия". Клинтон потребовала "встать на сторону сирийского народа", добавив, что бездействие подрывает доверие к Совету Безопасности ООН.
Квалифицируя вооруженных террористов как «сирийский народ», Х.Клинтон попыталась изменить условия задачи: раз сопротивление государств - противников интервенции не удается сломать в ходе дискуссии, нужно представить руководителей этих государств маргиналами, чьё мнение допустимо игнорировать.
Задача принята к исполнению. Представители Великобритании, Франции, США уже подвергают Москву резкой критике за поставки оружия в Сирию, где правительственные войска, как утверждается, убили за последние 10 месяцев "тысячи демонстрантов, требующих демократии". Наигранность их возмущения становится понятной, если иметь в виду, что Россия в настоящее время никаких поставок не осуществляет. Зато информационным поводом для истерики на заседании Совбеза стало заключение контракта на поставку Сирии 36 учебно-боевых самолетов Як-130, хотя никаких международных нормативных актов эта сделка не нарушает. Переговоры по данной машине велись с 2010 года, и заподозрить Россию в преднамеренном вооружении "кровавого режима Асада" можно только при большой фантазии.
"Мы принципиально не согласны!" - заявил британский представитель в Совете безопасности Марк Лайэлл Грант. "Передача оружия в ситуации нестабильности и насилия является безответственной и будет только разжигать кровопролитие". Правда, мистер Грант забыл упомянуть хорошо известный ему факт: заказанные Сирией Як-130 еще даже не произведены. Самолеты будет строить Иркутский авиастроительный завод, причем сборка первой машины начнется не раньше, чем Дамаск перечислит аванс. Когда это произойдет, никто не знает. Однако даже если Як-130 и будут поставлены в Сирию до окончания конфликта, вряд ли они смогут угрожать действительно мирным демонстрантам. Пожалуй, их стоит бояться только боевикам "Сирийской свободной армии", о свободе рук которых печется британский представитель в ООН.
Не менее категорична и посол США в ООН Сьюзан Райс. "Мы призываем все страны добровольно прекратить поставки оружия режиму Башара Асада", - заявила она. Поразительно, но оружие упоминается только рядом с именем президента Сирии, а о растущем потоке контрабанды оружия для антиправительственных банд представители Запада упорно «забывают».
Линия раскола проходит и через Лигу арабских государств (ЛАГ). Здесь наиболее жёсткую антисирийскую позицию занимают нефтяные королевства Персидского залива во главе с Катаром и Саудовской Аравией. Позиция Алжира, Ирака, Египта - стран, на себе испытавших цену иностранного влияния или прямого вмешательства во внутренние дела, – выглядит значительно более умеренной. Эти страны с сомнением отнеслись к идее интервенции в Сирию силами ЛАГ. Они считают, что сирийское правительство прилагает массу усилий для урегулирования напряженности, и не скрывают, что результаты мониторинга ЛАГ в Сирии совсем не такие, как их пытаются представить. Министр иностранных дел Алжира Мурад Медилчи говорит: «У ЛАГ особые проблемы с вооруженной оппозицией. Наши наблюдатели не могут проникнуть на территорию, которую она контролирует». Это указание на то, что доклад ЛАГ в Совбез ООН исказил реальное положение дел. В докладе не названо, например, количество убитых силами вооруженной оппозиции.
«Умеренные» в ЛАГ понимают, что королевства Залива, управляемые суннитскими династиями, стремятся ликвидировать режим Асада, дабы подорвать позиции шиитского Ирана. Им также понятно, что дестабилизация Сирии может привести к исчезновению этой страны в хаосе религиозной войны, втягивающей в себя и другие государства. Они понимают, что Запад и «заливники», подталкивая оппозицию к неуступчивости, ведут дело к гражданской войне. Им близко высказывание постпреда Сирии в ООН Башара Джаафари, обвинившего Запад и ЛАГ в двойной морали и подстрекательстве к насилию в его стране. "Нельзя быть одновременно и поджигателем, и пожарным", - заявил сирийский дипломат.
Те стороны кризиса, которые Запад пытается игнорировать, рано или поздно должны быть приняты к рассмотрению Советом Безопасности ООН. Это прежде всего:
- получение объективной информации о насилии в Сирии. Постоянный представитель РФ при ООН В.Чуркин потребовал, чтобы ЛАГ предоставила Совету полный текст доклада наблюдателей по результатам мониторинга в Сирии, а не его препарированную версию.
- Отдельное рассмотрение деятельности вооруженной оппозиции и принятие решения по ней. Все действия сирийской вооруженной оппозиции подпадают под определение «международный терроризм» и именно так должны рассматриваться.
- Отдельным пунктом следует рассмотреть позицию Турции, которая предоставила свою территорию для лагерей «Сирийской свободной армии», взяла их на свое содержание и направляет на свершение террористических актов в Сирии. Это - предмет для международного расследования.
- Необходимо на уровне специального расследования СБ ООН рассмотреть факты притока в Сирию оружия и боевиков через Ирак, Турцию и Иорданию и принять решения о недопущении подобных действий правительствами указанных стран. Это абсолютно необходимая предпосылка прекращения эскалации насилия в Сирии.
До тех пор, пока Запад «не видит» этих сторон сирийского кризиса, все его шаги, якобы направленные к урегулированию, - чистой воды лицемерие. За плотной завесой мероприятий по дезинформации мирового общественного мнения ведётся подготовка к вооруженному государственному перевороту в Сирии.