Русско-польское пограничье на протяжении веков служило разделительной линией двух цивилизаций – западно-католической и русско-православной. Эту функцию оно выполняет до сих пор.
Страны, расположенные между Польшей и Россией (Украина, Белоруссия, республики Прибалтики), всегда рассматривались Варшавой как потенциальный буфер, который должен обеспечить ей стратегическую глубину и предохранить от чрезмерного, по мнению поляков, проникновения российского влияния. Все наиболее известные проекты преобразования польского государства, сначала в Речь Посполитую Обоих Народов (Польша + Литва), а затем и Речь Посполитую Трёх Народов (Польша + Литва + Великое княжество Русское, созданное поляками на землях части современной Украины), были направлены против России. С недавних пор циркулируют идеи создания обновлённой Речи Посполитой, на этот раз – четырёх народов: к Польше, Украине и Литве предложено присоединиться Белоруссии. Впервые эта мысль прозвучала в книге польского историка и этнографа Ярослава Тадеуша Лещинского (Jarosław Tadeusz Leszczyński) «Речь Посполитая Четырёх Народов». Книга вышла в 2005 г., но активное обсуждение данной работы началось только сейчас (1).
Я. Лещинский, ностальгируя по временам, когда «восточные территории» («кресы всходни») были неотъемлемой частью польского государства, предлагает план не территориального, а духовно-идеологического объединения четырёх народов на основе общей истории и демократических принципов. Хотя Польше и отводится ведущая роль в будущей Речи Посполитой Четырёх Народов, всё же официально каждому из четырёх участников обещаются равные права с другими. Иными словами, поляки, украинцы, белорусы и литовцы должны приступить к формированию особой региональной идентичности, замешанной на пропольских симпатиях, не лишаясь при этом своей государственности. Католическим символом такого объединения должна выступать Стопницкая икона Божией Матери, покровительницы польских повстанцев 1863 года, на которой начертано: «Матерь Божья Стопницкая, приведи к согласию и единению народы Речи Посполитой».
Стопница – небольшое село в восточной Польше, где в 1863 г. был сформирован повстанческий полк под командованием знаменитого Кароля Калиты (псевдоним Рембайло). Рембайло участвовал в самых кровавых сражениях с русскими войсками и похоронен во Львове, что имеет дополнительный символический смысл. В Краковском национальном музее хранится одна из его сабель с инкрустированной надписью: «Во имя Бога добудь саблю, а москалей пусть возьмёт дьявол» (W Imię Boga Dobądź Szabli, а Moskali Wezmą Diabli). Недалеко от Стопницы находится т.н. Гора виселиц, где, по устному преданию, происходили казни через повешение участников неудавшегося восстания 1863 г., охватившего не только исконно польские, но и белорусские, украинские и литовские территории. Документальных свидетельств этих казней пока не обнаружено. Икона Божией Матери Стопницкой очень похожа на образ Матери Божией Трембовельской (греко-католический собор св. Юра в Львове) и икону Божией Матери Черниговской-Ильинской (православная Ильинская церковь в Чернигове). Такие совпадения в иконографии вселяют в поклонников Речи Посполитой Четырёх Народов ещё большие надежды.
Историческим символом общей боевой польско-литовско-украинско-белорусской славы Я. Лещинский предлагает избрать битву под Грюнвальдом 1410 г., где объединённое польско-литовское войско при помощи союзных русских смоленских полков одолело рыцарей-тевтонцев. Однако современная польская историография не рассматривает русских, в отличие от белорусов и украинцев, как помощников в противостоянии с крестоносцами. Как один из эпизодов военно-стратегического сотрудничества поляков и украинцев в новейшей истории приводятся факты совместных операций польского антикоммунистического движения «Свобода и независимость» с отрядами УПА в конце 1940-х.
С первого взгляда заметна схожесть описанной теории с доктриной «Междуморья» Юзефа Пилсудского, которая, однако, имела гораздо большие масштабы (в конфедерацию с Польшей предлагалось вовлечь также Румынию, Венгрию, Эстонию, Латвию, Финляндию, Молдавию) и была разработана в других геополитических обстоятельствах. Проект Речи Посполитой Четырёх Народов – это попытка обоснования идеологической переориентации литовцев, украинцев и белорусов на Варшаву и Ватикан. И если в истории Литвы тесный факт духовно-политического слияния с Польшей имел место (Люблинская уния и переход литовской знати в католичество), то для малороссов и белорусов Польша никогда «второй матерью» не была, поскольку Ватикан, следуя по пятам за поляками, делал всё возможное для искоренения православной веры на землях Малой и Белой Руси.
Сегодня в молитвах к Матери Божией Стопницкой, сочинённых специально для этого случая, католики возносят молитвы (больше похожие на призывы пропагандиста) о даровании мира польскому, литовскому, украинскому и белорусскому народам, а землям от Одера и Нисы, от Двины и Чёрного и Балтийского морей до Днепра – процветания. В понимании конструкторов Речи Посполитой Четырёх Народов мир и процветание этих народов возможно лишь при максимальном ослаблении России и искоренении русской культуры на этих землях. Вот как звучат эти молитвы: «…просим тебя, Матерь наша, чтобы снова наши народы объединились, как это было в веках… мирно, как это было всегда в Речи Посполитой благодаря мудрости наших королей…и гетманов запорожских, в единый государственный организм. Дай вечное успокоение запорожским гетманам Яну Выговскому и Ивану Мазепе, гордым продолжателям сего дела…ибо это они охраняли наши северо-восточные границы от агрессивных московских орд. Пусть под твоим покровом восстанет единая наша семья... Ты хранила литовских крестьян, …которые с песней «Ещё Польши не умерла, пока Жмудь живёт!» сражались за благо Польши Ягеллонской … Споспешествуй тесному сближению народов наших на основе концепций маршала Пилсудского, поддержанного украинской армией Симона Петлюры…Милосердная Матерь, помни, что это Польша, Литва и Украина в 1998 г. указали на злоупотребления властью президента Белоруссии, и вспомни массовый протест поляков против фальсификации выборов на Украине в 2004 г.».
Концепция Я. Лещинского страдает рядом существенных огрехов, замеченных и польскими экспертами. Во-первых, никто из крупных европейских держав не заинтересован в появлении чуть ли не в центре Европы нового извода польской имперской политики. Германия и Россия в своих отношениях прекрасно обходятся без Польши, и Варшава нехотя должна подстраиваться под геополитическую логику оси Берлин – Москва. Ну а Вашингтон занят делами поважнее (Ливия, Сирия, ситуация вокруг Ирана).
Во-вторых, идеи Я. Лещинского напоминают программу создания IV Речи Посполитой братьев Качиньских, заявленную в 2006 г. Их проект предполагает формирование особого национально-культурного ландшафта в местах компактного проживания представителей польской диаспоры в рамках глобальной консолидации польской нации. Идеологами строительства IV Речи Посполитой введено понятие т.н. «Малой Польщизны», включающей в себя приграничные с Польшей земли, населённые преимущественно этническими поляками или пропольски настроенными католиками из числа белорусов и украинцев. В данной инициативе просматривается стремление создать религиозно – культурную среду с преобладанием польской культуры и католичества римского обряда. Но если Качиньские опирались на польский этнический элемент за восточной границей Польши, то концепция Речи Посполитой Четырёх Народов предполагает слияние региона в единый духовно-политический организм. Некоторые польские историки утверждают, что Речи Посполитой нет лишь на карте, однако она незримо присутствует в истории и политике, по крайней мере, в усечённом варианте, поскольку:
- ближайшим внешнеполитическим партнёром Вильнюса всегда выступает Варшава, а уже потом «сильные мира сего» в лице Вашингтона или Лондона;
- для разрешения ситуации вокруг дела Юлии Тимошенко, как ранее в 2004 г. для посредничества между Виктором Януковичем и Виктором Ющенко, привлекались президенты именно Польши и Литвы, а не других стран;
- прозападный электорат на территории Украины, голосующий против сближения с Москвой, сосредоточен преимущественно в областях, входивших в состав Польши до её второго раздела в 1793 г., а наименее пророссийскими городами Украины и Белоруссии являются Гродно, Брест, Львов, Ивано-Франковск, Тернополь, Житомир, Луцк, т.е. города, входившие в состав Речи Посполитой, где до сих пор высок процент польского и католического населения;
- украино- и белорусоязычными являются опять-таки области, бывшие в составе польского государства, что заставляет польских историков утверждать о заботливом отношении поляков к белорусской и украинской культуре, ибо там, где не было Польши, нет ни украинцев, ни белорусов в полном понимании этого слова, а есть только русские (вспомним фразу польского геополитика Влодзимежа Бончковского: «Украинец, лишённый своей украинскости, это политический русский!»).
Сегодня практически нет шансов для реализации этого проекта. В Минске правит «последний диктатор Европы», отказывающийся кланяться Западу. Киев, при всех своих проевропейских желаниях, понимает губительность полного разрыва с Россией. Исторически основным союзником Варшавы на востоке выступал Вильнюс, но сегодня литовские власти продолжают придерживаться политики жёсткой ассимиляции национальных меньшинств, в т.ч. поляков, которые составляют 6,7 % населения Литвы. В таких обстоятельствах никакого единения не получится. Правда, приверженцы идеи очередной Речи Посполитой заявляют, что главное – дождаться подходящего момента.
1) Jarosław Tadeusz Leszczyński “Rzeczpospolita Czterech Narodów” Kielce 2005