Из ХХ века в ХХI-й, сквозь два революционных переворота, свергавших в одном случае «царизм», в другом «коммунизм», но одинаково целивших в Россию, протянулась, с перерывом в 70 лет, новая русская духовно-историческая традиция — традиция поминовения мучеников и исповедников, за веру Христову пострадавших. Сегодня эта традиция — одна из скреп, соединяющих земли Исторической России, разделенные новыми границами.
В 1992 г. Русская Церковь, восстанавливая традицию, зародившуюся в 1918 г., установила празднование Собора новомучеников и исповедников российских 25 января (7 февраля) — в день убиения в 1918 г. Киевского митрополита Владимира, коего считают первой жертвой из русского священства, принесенной безбожниками молоху революции. Каждый год в этот день в православных храмах Российской Федерации, Украины и всех стран, охватываемых единой канонической территорией Русской Православной Церкви, вместе с подвигом сонма российских мучеников новейшего времени вспоминают и личный подвиг Киевского владыки. Символично, что эта жертва связана с Киевом, матерью городов русских, откуда пошло на Руси православие. Подтверждение такой провиденциальной точности и неслучайности мы видим и в наши дни, когда значительные силы врага брошены на откол от большой России (все еще духовно единой, несмотря на государственно-территориальные обособления последних двух десятилетий), в первую очередь Южнорусских пределов.
Похоже, сегодняшние радетели дальнейшего расчленения (читай: уничтожения) России хорошо усвоили и взяли в обиход формулу Бисмарка, позднее руководившую Гитлером: без Украины Россия рухнет, а вместе с Украиной непобедима.
Канул в прошлое «коммунизм», однако необходимо было поставить точку еще и на «ельцинизме», чтобы в 2000 году состоялось массовое прославление Архиерейским Собором 1097-ми новомучеников и исповедников российских (до этого четырьмя Архиерейскими Соборами 1989, 1992, 1994 и 1997 гг. были канонизированы в общей сложности 13 человек). Сейчас Собор российских мучеников новейшего времени включает более 1700 человек. Исследования приносят все новые данные, и Собор продолжает пополняться.
Вспомним, однако, предупреждение архимандрита Иоанна (Крестьянскина) в слове, произнесенном им в 1994 г.: «И кто знает, сколько еще продлится то «малое» апокалиптическое время, в кое дозревает земная Церковь до Суда Божия, который отметит живущим на земле за кровь праведников?»
Время это длится. Кто знает, сколько продлится еще?
Новомученики и сегодня ходатайствуют о нас — о всех, кто принимает их подвиг и молитву. И вся наша Церковь торжествует, прославив столь великий сонм святых! Но и в новейшие времена свершаются удивительные подвиги веры. И что поразительно - даже среди совсем молодых людей.
Уже очень многие православные знают о подвиге воина Евгения Александровича Родионова, уроженца с. Чибирлей Кузнецкого района Пензенской области, 19-летнего рядового пограничных войск России, призванного в армию в 1995 г. и зверски убиенного близ Бамута, в чеченском плену, в день рождения, 23 мая 1996 г.
Икона Святой мученик воин Евгений
Предыстория такова. 13 февраля того года вместе с Андреем Трусовым, Игорем Яковлевым и Александром Железновым Евгений Родионов заступил на пост. Во время дежурства ими была остановлена машина скорой помощи под управлением бригадного генерала чеченских бандитов Руслана Хайхороева, в которой перевозилось оружие. При попытке досмотра солдаты были захвачены в плен, их держали в заключении, избивали и морили голодом.
Сложившееся за столь краткий срок предание говорит, что 23 мая Евгению Родионову и его сослуживцам было предложено снять нательный крест, принять ислам и выступить с оружием в руках против российских федеральных сил. После отказа Родионову и его товарищу отсекли голову, двоих расстреляли.
Только через несколько месяцев его маме, теперь известной на всю Россию Любови Васильевне Родионовой, удалось отыскать, опознать по нательному кресту и выкупить у бандитов тело сына. Посмертно рядового Родионова наградили орденом Мужества. Похоронен Евгений Родионов близ деревни Сатино-Русское Подольского района Московской области, возле церкви Вознесения Христова. На его могиле теперь все время горит лампадка.
Крест на могиле Евгения Родионова в деревне Сатино-Русское. Надпись на кресте: «Здесь лежит русский солдат Евгений Родионов, защищавший Отечество и не отрекшийся от Христа, казненный под Бамутом 23 мая 1996 г.»
О подвиге молодого мученика стали слагаться легенды, к месту захоронения воина Евгения потянулись люди — за молитвенной помощью. Несколько лет назад Любовь Васильевна, мать воина-мученика, поделилась с главным редактором «Русского Вестника» А. Сениным: «…к Жене на могилу приезжают и приходят люди со всей России, от Дальнего Востока до Прибалтики, из бывших советских республик — Украины, Казахстана и из стран далеких — Америки, Германии, Франции».
На могиле воина Евгения Родионова
Народное почитание нередко идет впереди официальной церковной канонизации. И хотя нас предостерегают от чрезмерной доверчивости к СМИ, журналисты которых, по мнению протоиерея Георгия Митрофанова, члена Синодальной Комиссии по канонизации святых, «стали раздувать в газетах кампанию в поддержку сначала идеи увековечивания памяти православного воина Евгения Родионова, а затем идею его канонизации», уже написаны иконы и даже сложены молитвы «святому Евгению». Иконы и портреты с изображением мученика за Христа воина Евгения есть в 30 храмах России. В частности, в храме апостолов Петра и Павла в усадьбе Знаменка возле Петергофа, на Алтае — в Акташе, Новоалтайске и Заринске и т. д.
На территории погранотряда в с. Акташ (Горный Алтай) в погранвойсках России воздвигнут храм в честь древнего св. мученика Евгения, первый в память о 19-летнем пограничнике Евгении Родионове и ребятах, которые погибли в Чечне.
Храм в честь св. мученика Евгения. с. Акташ. Горный Алтай
В 2006 г. в Спасском монастыре Мурома, на северной стене часовни Св. Георгия установлена мемориальная доска с изображением Распятия в память 10-летия мученической кончины воина Евгения.
Часовня в честь Св. Георгия Победоносца. Муром, Спасский монастырь
Информагентство «PenzaNews» сообщало, что икона воина-мученика Евгения Родионова замироточила в храме святителя Луки при пензенском онкологическом диспансере в первый день Великого поста. По словам клирика храма о. Алексея Бурцева, случилось это во время вечерней службы. Капли проступили на образе в двух местах — на одной из ладоней и там, где должен располагаться нательный крест. И у о. Вадима Шкляренко из Днепропетровска мироточил образ Евгения Родионова. Мироточил образ Евгения 20 ноября 2002 г. в храме во имя святого мученика Евгения на Алтае.
Воина Евгения видели в красном плаще мученика русские солдаты.
В конце 2003 г. возникла инициатива канонизации Евгения Родионова как новомученика. Несмотря на то, что в начале 2004 г. Синодальная комиссия по канонизации РПЦ аргументированно отказала в его канонизации (тщательно изучив обстоятельства дела и пока что не найдя веских оснований), почитание воина Евгения весьма укоренилось. Отметим, что, в частности, о. Димитрий Смирнов, Председатель Синодального отдела по взаимодействию с вооруженными силами и правоохранительными учреждениями, а также настоятель храма святителя Митрофана Воронежского на Хуторской и еще семи церквей в Москве и Московской области, не сомневается, что канонизация Евгения Родионова обязательно состоится.
Заведующий сектором военно-воздушных сил Синодального отдела Московской Патриархии по взаимодействию с вооруженными силами о. Константин Татаринцев предлагает прославление по формуле «Воин-мученик Евгений Родионов и иже с ним пострадавшие воины Андрей, Игорь и Александр».
Протоиерей Валентин Сидоров составил службу мученику воину Евгению. Служба включает стихиры для малой и великой вечерни, для утрени, канон мученику Евгению (9 песней, акафист и молитва святому мученику Евгению).
Приведем здесь молитву: «Страстотерпче Российский, воине Евгение! Милостиво приими молитвы наша с любовию и благодарением тебе приносимые пред святою твоею иконою. Услыши нас, слабых и немощных, с верою и любовию поклоняющихся пресветлому образу твоему. Твоя пламенная любовь ко Господу, верность Ему Единому, твоя неустрашимость пред муками даровали тебе жизнь вечную. Ты не снял Креста с груди своей ради жизни сея временныя. Крест твой всем нам просиял звездой путеводной на пути спасения. Не остави нас на этом пути, святый мучениче Евгение, со слезами тебе молящихся».
А вот поминание мученика Евгения Родионова, составленная алтайским иеромонахом Варлаамом (Якуниным). Кондак, глас 4-й: «Явился еси преудивлению крепостию, Христову терпению даже до смерти подражая, агарянскаго мучительства не убоялся еси, и Креста Господня не отреклся еси, смерть от мучителей яко чашу Христову прияв; сего ради вопием ти: святый мучениче Евгение, присно моли за ны, страдальче».
О воине Евгении сняты документальные фильмы, поставлены спектакли, написаны стихи песни, его имя носят школы.
На Украине строительство первого храма в честь воина веры инициировали воины-интернационалисты Харькова. Харьковский областной союз ветеранов Афганистана выступил инициатором предложения о возведении часовни погибшим воинам — участникам локальных войн, в честь российского солдата Евгения Родионова. Освящение места строительства часовни состоялось 3 декабря 2007 г. По благословению митрополита Харьковского и Богодуховского Никодима было принято решение возвести не часовню, а храм на 250 человек, который потом, 23 августа 2008 г., в день, когда Харьков традиционно и неизменно празднует освобождение города от немецко-фашистских захватчиков, был освящен в честь иконы Божией Матери «Взыскание погибших», а также в память подвига веры воина-мученика Евгения Родионова и иже с ним убиенных воинов. Освобождением Харькова 23 августа 1943 г. окончилась Курская битва, ставшая завершением коренного перелома в Великой Отечественной войне.
Харьковский храм в честь иконы Божией Матери «Взыскание погибших»
Так на духовной ниве провиденциально, но при воле и участии современников соединяется Вечная память разных войн.
На открытии и освящении храма присутствовала мать воина Евгения Родионова, которая преподнесла в дар храму икону Божией Матери «Взыскание погибших», а также образ своего сына — героя Евгения Родионова, его мы и видим на фото:
Любовь Васильевна Родионова со слезами на глазах обратилась со словами великой благодарности ко всем, принимавшим участие в строительстве храма. Завершилось торжество словом настоятеля храма протоиерея Александра Заики.
В новопостроенный храм за эти несколько лет нашли дорогу и ветераны-афганцы, и воины-пограничники, и просто верующие православные.
В харьковском храме в честь иконы Божией Матери «Взыскание погибших»
Образ «Взыскание погибших» издавна известен не только, скажем, из села Бор Калужской губернии (первое легендарное упоминание в истории о чудесном спасении крестьянина Федора Обухова), но и снова-таки известны чудотворные образы «Взыскание погибших» из села Малижина Харьковской губернии, явленный в 1770 г., троекратно избавивший селян от холеры; из села Красное Черниговской губернии, а также из Воронежа, Козлова Тамбовской губернии, на три части, из храма в честь «Воскресения Словущего» в Москве, куда икона была перенесена из храма в честь Рождества Христова в Палашевском переулке. «Взыщи нас, погибающих. Пресвятая Дево, не по грехом бо нашим наказуеши нас, но по человеколюбию милуеши: избави нас от ада, болезни и нужды и спаси нас», — гласит тропарь.
Верим, что как срослась разрубленная на три части французами в 1812 г. икона из московского переулка, срастется и расчлененная на время Россия. Свидетельство тому — и единое, повсеместно, поверх всех границ почитание воина-подвижника Евгения Родионова.
Памятная доска с иконой Евгения Воина
Сегодня воина Евгения Родионова почитают как святого многие православные люди не только в России и на Украине, но и в других странах. Замечательный факт: русский солдат, сражавшийся за Россию и обезглавленный в 1996 г. чеченскими мятежниками за исповедование веры во Христа, почитаем сегодня как святой Сербской Православной Церковью! В Сербии его называют святым Евгением Русским.
И уж совсем поразительно: в мае 2011 г. «новомученик Евгений Воин» включен в воинскую панихиду, рекомендованную православным капелланам армии США для совершения поминовения погибших воинов в праздник Усекновения главы Иоанна Предтечи и Димитриевскую субботу.