Два дня история с фрагментами «приватной» беседы Барака Обамы и Дмитрия Медведева в Сеуле была в центре внимания американских и российских СМИ. Так и хочется сказать, что если бы казуса с якобы случайно попавшей в уши журналистов «прослушкой» приватных заверений Б.Обамы и Д.Медведева о взаимопонимании по ПРО не было, нечто подобное надо было бы выдумать. Иначе совсем странными, при объявлении Вашингтоном о планах расширения американского противоракетного щита на Азию и Ближний Восток, выглядели бы оптимистичные строки в «Известиях» о российско-американском партнерстве, включая ПРО: «Я не могу и желать лучшего партнера, чем Дмитрий; не сомневаюсь, что на новой работе он будет продолжать осуществлять позитивное влияние на мировые проблемы, на отношения с США», - цитировала газета Барака Обаму. Разумеется, оба президента коснулись самой острой проблемы в двусторонних отношениях — ПРО США. Далее в изложении «Известий» следовал как раз тот подслушанный разговор, без которого оптимистические выводы у российской газеты явно бы не сложились, а у Барака Обамы не было бы железного информационного повода лишний раз твердо объявить всем, что с Россией он будет дружить.
Президент США Барак Обама по итогам встречи с президентом РФ Дмитрием Медведевым в рамках саммита по ядерной безопасности в Сеуле заявил, что переговоры по проблеме строительства Вашингтоном системы противоракетной обороны (ПРО) в Европе зашли в тупик, но прогресс может быть достигнут к 2013 году. Читай: США будут продолжать делать в области развёртывания ПРО то, что они уже давно делают, а Россия пусть ждёт, пока американцы полностью возьмут её в противоракетное кольцо.
Кажется, позиция России по вопросу об американской ПРО была сформулирована абсолютно ясно. Тем не менее, несмотря на многократные попытки российской стороны установить сроки достижения договоренности с Вашингтоном по ПРО - сначала до конца 2011 г., затем до майского (2012) саммита НАТО в Чикаго, а теперь уже на период после ноября 2012 г., - американцы безоглядно продолжают затеянную ими авантюру…
О какой «гибкости», каком «пространстве» для маневра можно всерьез рассуждать, если в тот же день, когда мировая пресса в унисон обсуждала «приватную утечку», было совершенно официально объявлено, что Соединенные Штаты собираются строить противоракетный щит не только в Европе, но также в Азии и на Ближнем Востоке? Эту позицию подтвердила, выступая 26 марта на конференции по вопросам ПРО, помощник министра обороны США по глобальным стратегическим делам Мадлен Кридон. Вашингтон, по ее словам, будет строить систему ПРО в этих регионах вместе с Австралией, Южной Кореей и Японией. При этом Вашингтон устами дамы из Пентагона в 1001-й раз повторил, что «размещение новых элементов системы ПРО в Азии и на Ближнем Востоке будет направлено на Иран и КНДР и будет призвано в том числе защитить США на случай появления у Тегерана и Пхеньяна баллистических ракет большой дальности». На Ближнем Востоке США задумали продвигать «оперативную совместимость и обмен информацией со странами-членами Совета сотрудничества арабских государств Персидского залива по мере появления у тех все более значимых возможностей в области ПРО», отметила мадам Кридон. Ориентироваться при создании противоракетных щитов в Азии и на Ближнем Востоке Вашингтон будет на поэтапный адаптируемый подход к развертыванию таких систем в Европе. По прогнозу американцев, спрос на системы ПРО в Азии и на Ближнем Востоке в ближайшее десятилетие будет превышать предложение, поэтому Вашингтон планирует разрабатывать также мобильные элементы систем ПРО.
Замысел нового регионального щита США включает два уровня трехсторонних партнерств. Один – с Японией и Австралией, второй – с Японией и Южной Кореей. «Эти усилия, - пишет The Jerusalem Post, - могут усложнить отношения США с Россией и Китаем, которые опасаются, что такие противозащитные системы могут нанести вред их безопасности, даже если Соединенные Штаты утверждают, что системы предназначены только для защиты против государств, подобных Ирану и Северной Кореи»(1).
Однако это пишет Jerusalem Post. Штаб же Барака Обамы, в классике предвыборной борьбы, предпочел тактику нападения защите, распространив горы обращений через Твиттер и даже с десяток пресс-релизов, отправленных командой Обамы по электронной почте. Тут и гневное обращение генерала Уэсли Кларка по поводу заявления Митта Ромни о том, что Россия, «без сомнения, геополитический противник номер один для США», тут и слова бывшего министра ВМС США Ричарда Данцига, также клеймящие главного соперника Обамы в стане республиканцев, и заявления послов, бывших боссов Пентагона, о важности партнерства с Россией.
Пресс-секретарь Белого дома Джей Карни в ходе пресс-брифинга 27 марта тоже покритиковал для порядка Митта Ромни: «Президент дал ясно понять, - заметил пресс-секретарь, - что нам не стоит возвращаться к ментальности времен холодной войны, когда мы не могли работать с Россией ни по одной проблеме, представляющей общий интерес, тогда как в интересах США работать в сотрудничестве с Россией. И именно это Барак Обама собирается делать» (2).
Общий смысл этого информационного шума: неважно, что США окружают Россию частоколом своих противоракетных систем, которые должны, в случае ядерной атаки на Россию, ликвидировать саму возможность нанесения ответного ядерного удара по агрессору; важно, что если в Вашингтоне говорят о направленности таких действий США против Северной Кореи и Ирана, а не против России, то Москва должна, просто обязана этим словам верить…
Российские специалисты, правда, предлагают иной подход: никаких переговоров с Соединёнными Штатами по тактическому ядерному оружию (ТЯО) или стратегическим наступательным вооружениям (СНВ) без решения проблемы ПРО на российских условиях. А после того, как решим проблему, - можно дружить дальше.
_____________________________
(1) http://www.jpost.com/LandedPages/PrintArticle.aspx?id=263567
(2) http://www.buzzfeed.com/zekejmiller/democrats-panic-after-obamas-flexib…