Геостратегические диверсии Пентагона в Южной Америке

telegram
Более 60 000 подписчиков!
Подпишитесь на наш Телеграм
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться
dzen
Более 120 000 подписчиков!
Подпишитесь на Яндекс Дзен
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться

В рамках Южноамериканского союза наций (UNASUR) активно обсуждается и поэтапно осуществляется создание региональной системы безопасности.  Подход Вашингтона к мероприятиям подобного рода в Западном полушарии хорошо известен: без контролирующего участия Пентагона создание каких-либо военно-оборонительных альянсов недопустимо.

Тем не менее самостоятельная политика UNASUR в столь деликатной сфере не вызвала демонстративного осуждения со стороны США. В чём причина? Неужели Пентагон, ведущий нескончаемые (объявленные и необъявленные) войны в Азии и Африке, утратил интерес к событиям на своём «заднем дворе»? Или есть другие мотивы, объясняющие внешнюю пассивность США, которая при любых проявлениях «диссидентства» в международных делах прибегает к карательным мерам?

Недавнее турне главы Пентагона Леона Панетты по странам Южной Америки – Колумбии, Бразилии и Чили – отличалось показушным миролюбием заявлений, если не считать назойливых предупреждений об угрозе «иранского проникновения» на континент. Разумеется, на пресс-конференциях Панетты постоянно возникала и тема борьбы с наркокартелями. Звучали также стандартные выпады в адрес Венесуэлы. В частности, Панетта высказал сомнения по поводу курса «боливарианского режима» на модернизацию вооружений с помощью России и Китая. Для каких целей Уго Чавес закупает столько оружия? Ведь на Венесуэлу никто нападать не собирается. Вопрос, прямо скажем, идиотский. И ответ на него простой: нефтяные войны США вынуждают руководство Венесуэлы укреплять оборонительный потенциал. В Каракасе не сомневаются: рано или поздно Империя атакует!

Чтобы расшифровать подоплёку первого визита Панетты в Южную Америку в качестве министра обороны, стоит посмотреть, на каких темах он делал акцент в каждой стране. В Колумбии шеф Пентагона нажимал на успешность взаимодействия двух стран по пресечению производства и трафика наркотиков в США. Не менее успешно с американской помощью развиваются операции против партизан-марксистов. Если на пике  активности их численность достигала 20 тысяч бойцов, то сейчас их не более 8 тысяч. Эффективность «Плана Колумбия», на реализацию которого было затрачено не менее 8 млрд. долларов, у Панетты не вызывает сомнений. Он гарантировал, что американо-колумбийское сотрудничество будет продолжено, несмотря на сокращение финансовых возможностей Пентагона в ближайшее десятилетие. Глава Пентагона подтвердил, что Колумбия приобрела 10 вертолётов американского производства, в том числе 5 боевых Black Hawk. Поставки оружия самому надёжному союзнику в регионе будут продолжены, ведь Колумбия, как полагают в Пентагоне, - сдерживающий фактор “экспансии популистских режимов”. Панетта пытался представить двусторонние отношения США с Колумбией в военной сфере как образцовые. Намекалось и на то, что  заключение подобных союзов с «отдельно взятыми» странами Южной Америки станет приоритетной задачей Пентагона на ближайшую и среднесрочную перспективу. 

В Бразилии Панетта по максимуму использовал унаследованное от итальянских предков красноречие, чтобы увлечь политическое и военное руководство этой страны перспективами двухстороннего альянса. В Высшем военном колледже, выступая перед бразильскими коллегами, шеф Пентагона нарисовал идеальную картинку будущего братства по оружию: «Наши отношения – это отношения между двумя глобальными державами. Мы поддерживаем Бразилию как глобального лидера и хотим перейти к более тесному военному сотрудничеству, поскольку считаем, что сильная Бразилия, играющая более активную роль в мировых делах, будет способствовать укреплению международной безопасности. В условиях углубления нашего партнёрства мощь Бразилии, как никогда ранее, означает и нашу мощь».

Подобного рода комплименты прежние руководители военного ведомства США высказывали бразильцам с осторожностью, чтобы “не зазнавались и не воображали себя полноправными союзниками, создавая нам дополнительные проблемы в регионе”. Но вот, наконец, знаменательное событие произошло: Панетта всё-таки назвал Бразилию “глобальной державой”. Эта часть выступления главы Пентагона готовилась с особой тщательностью, согласовывалась с Госдепартаментом. Рекомендации Томаса Шеннона, посла США в Бразилии, были учтены полностью. В США он считается ведущим экспертом по бразильским делам и был направлен в страну с конкретной задачей: не допустить дальнейшего сближения Бразилии со странами Боливарианского альянса народов Латинской Америки (ALBA), в первую очередь с Венесуэлой. В Вашингтоне особенно болезненно воспринимается нынешнее развитие военных связей Бразилии и Венесуэлы. В соответствии с прежней (до Уго Чавеса) военной доктриной Венесуэлы, содержание которой во многом формировалось по установкам Пентагона, региональным врагом Венесуэлы № 1 была “назначена” Бразилия. Чавес осуществил реальную перестройку отношений с южным соседом, сделал всё возможное для углубления с ним дружественных военных связей, в том числе по обеспечению безопасности Амазонии, захват которой (под прикрытием легенды о «международном контроле») является стратегической задачей Империи. 

В ходе встреч с бразильскими должностными лицами Панетта настойчиво предлагал “подтвердить делом” встречную готовность к стратегическому сотрудничеству: приобрести 36 боевых самолётов Super Hornet. Предполагаемая стоимость сделки – 4-5 млрд. долларов. Панетта дал понять собеседникам, что самолёты начинены передовой технологией, доступ к которой ранее был открыт только самым надёжным партнёрам. Приобретение Super Hornet будет означать «включение» Бразилии в эксклюзивный клуб союзников США. Однако с решением надо торопиться, так как «на данный момент» в Вашингтоне сложилась весьма благоприятная обстановка для проведения сделки. И в Белом доме, и в Конгрессе её одобряют. Пока одобряют. Такой вот «ненавязчивый» элемент прессинга (из рекомендаций Томаса Шеннона) использовал Панетта.

Однако о решении бразильцев говорить пока рано. Существуют другие заманчивые предложения. Помимо компании Boeing в борьбе за контракт участвуют французы – самолёт Rafale (компания Dassault Aviation) и шведы – самолёт Grippen (Saab). Кроме того, бразильцы крайне раздосадованы тем, что был аннулирован контракт о поставках Афганистану лёгких самолётов компании Embraer на сумму 380 млн. долларов. Произошло это по вине конкурирующей компании из США. Подобных случаев американского вмешательства в сферу бразильского ВТС накопилось немало. Компания Embraer, в частности, не сумела реализовать выгодную сделку с венесуэльцами. Часть комплектующих деталей самолета Super Tornado была произведена в США. Под этим предлогом американцы заблокировали сделку.

Следуя сценарию поездки, в Чили Панетта не пожалел слов, чтобы оценить   уникальный чилийский опыт борьбы с природными катаклизмами, который “вдохновляет Соединённые Штаты и весь мир преодолевать трудности и выходить из них ещё более сильными”.  Американский гость заявил также, что США более не намерены препятствовать развитию военного потенциала стран региона и планируют создавать “инновационные альянсы” со своими партнёрами. Многозначительно прозвучали слова Панетты о том, что США и Чили являются “Тихоокеанскими нациями” и что их безопасность и процветание зависят от мира и стабильности в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Намёк более чем очевиден. Военное сотрудничество с Чили рассматривается Пентагоном как важный элемент усиления контроля над АТР с учётом торгово-экономической, финансовой и всё более заметной военной экспансии Китая. “Поднебесная” превзошла США в показателях торговли с Бразилией, Чили и Перу. В ближайшем будущем китайцы станут главными торговыми партнёрами Аргентины и Колумбии.

В предвидении роста глобальной “китайской угрозы” Пентагон приступил к укреплению системы баз в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Одна из них недавно открыта на чилийском побережье в Конконе. На её строительство Южным командованием ВС США израсходовано около 500 млн. долларов. Истинное предназначение базы Пентагоном и чилийским военным руководством тщательно скрывается. Запущена в оборот версия использования базы исключительно чилийскими военными для подготовки (под «эгидой ООН») миротворцев из стран Латинской Америки. По словам министра обороны США, соответствующую подготовку здесь проходят представители 12 стран континента. Комиссия парламента Чили, посетившая комплекс, обнаружила на базе в основном военнослужащих США.     

Во всех южноамериканских странах, которые посетил Панетта, он призывал к построению “прочного механизма сотрудничества” в сфере региональной безопасности. На фоне стремления стран-членов UNASUR и её Совета по обороне добиваться обеспечения безопасности собственными силами эта поездка Панетты выглядит как диверсионная акция, направленная на внесение раскола в Союз. По словам Уго Чавеса, быстрая консолидация позиций стран-членов UNASUR в вопросах «южноамериканской оборонительной доктрины» вызвана событиями в Ливии, агрессивными действиями США/НАТО под сфальсифицированными предлогами. Нет никаких гарантий, что «ливийский вариант» не готовят для Латинской Америки.  Правда, министр обороны Чили Андрес Альяманд в ходе совместной с Панеттой пресс-конференции заявил, что эпоха военных интервенций в Западном полушарии завершилась. Чьих интервенций он не уточнил. Все знают, чьи вооружённые силы осуществляли карательные экспедиции против неугодных режимов на континенте на протяжении XX столетия. Леон Панетта одобрительно улыбался, слушая Альяманда.

С конкретными предложениями по обновлению структуры региональной безопасности Панетта намерен выступить на конференции министров обороны в октябре с.г. в Монтевидео. Заместитель министра обороны Уругвая Хорхе Менендес в интервью о подготовке форума сказал, что страны UNASUR будут придерживаться согласованной позиции. Однако разногласия по различным темам – со странами Центральной и Северной Америки – уже определились. Спорными выглядят вопросы дееспособности Межамериканского совета обороны и актуальности, Межамериканского договора о взаимной помощи (Пакт Рио-де-Жанейро 1947 года). По оценке Менендеса, эти документы – наследие эпохи холодной войны. Они не сыграли надлежащей роли в условиях, когда могли быть применены (Мальвинская война).

По этой причине любые предложения главы Пентагона на форуме министров обороны в Монтевидео будут рассматриваться представителями UNASUR с особым вниманием. Желающих снова оказаться на минном поле «континентальной солидарности» с Империей всё меньше.