За несколько дней до Чикагского саммита НАТО в Белоруссии побывала делегация военных из брюссельской штаб-квартиры альянса. Официально объявленной целью их приезда было согласование позиций сторон в рамках Процесса планирования и оценки сил программы «Партнерство ради мира» и Индивидуальной программы сотрудничества и партнерства НАТО и Белоруссии на 2012-2013 годы. Минск посетили члены секретариата НАТО, представители двух стратегических командований, военные атташе стран-членов Североатлантического альянса, имеющие аккредитацию при Министерстве обороны Белоруссии. Информация о состоявшихся переговорах была достаточно скупой.
Между тем для Белоруссии характер её отношений с НАТО принципиально важен. После распада Советского Союза и вступления в НАТО Польши, Литвы и Латвии вооружённые силы альянса вышли прямо к белорусской границе. Белорусы, которые помнят, что во время Великой Отечественной войны в их республике погибла почти треть населения, были разрушены все города, сожжены тысячи деревень вместе с их жителями, воспринимают появление у своих границ военного блока, «отличившегося» войнами и в Югославии, и Ливии, достаточно болезненно.
Ещё в 1992 году Белоруссия вступила в Совет североатлантического сотрудничества (ССАС), преобразованный в 1997 году в Совет евроатлантического партнёрства. После прихода к власти А.Лукашенко в 1995 году Белоруссия присоединилась к программе «Партнёрство ради мира», а в 1998 году открыла постоянное представительство при штаб-квартире НАТО.
1999 год стал годом первого серьёзного кризиса в отношениях между Минском и Брюсселем. Выражая протест против натовских бомбардировок Югославии и политики альянса в отношении Косова, Белоруссия демонстративно вышла из ряда соглашений с НАТО.
Однако уже в 2004 году Белоруссия присоединилась к так называемому Процессу планирования и анализа «Партнёрства ради мира» (ПАРП). В 2006 году возник очередной кризис в связи с негативной оценкой руководством альянса президентских выборов в Белоруссии. Тем не менее в 2007 году НАТО выделила Белоруссии из целевого фонда средства для уничтожения 700 000 противопехотных мин. Проектом руководили канадцы, участвовала в финансировании Литва. В 2010 году было подписано соглашение о железнодорожном транзите через белорусскую территорию грузов ИСАФ (МССБ) для Афганистана. В 2011 году НАТО профинансировала создание новой системы мониторинга риска наводнений в Белоруссии и Украине, что дало альянсу подробную информацию о гидросистемах этих стран. Ценность данной информации в военном отношении сомнений не вызывает.
В настоящее время осуществляется Индивидуальная программа партнёрства (ИПП) между НАТО и Белоруссией. В рамках данной программы белорусские военные и иные лица регулярно проходят обучение в странах-членах блока. ИПП предполагает взаимодействие сторон в вопросах гражданского чрезвычайного планирования, кризисного регулирования, контроля над вооружениями, ПВО, управления воздушным движением, телекоммуникациями. То есть речь идёт о взаимодействии по широкому кругу вопросов. Проявляет НАТО внимание и к белорусскому научному потенциалу: с 1993 года 75 белорусских ученых стали стипендиатами стран-членов НАТО.
Альянс активно использует появившиеся после распада СССР возможности прямых контактов с белорусскими НПО. Эту работу координирует Управление общественной дипломатии НАТО. Подавляющее большинство белорусских общественных организаций в той или иной степени оппозиционны и ориентированы на Запад, что позволяет функционерам из штаб-квартиры НАТО легко находить с ними общий язык. Функции представительства НАТО в Белоруссии возложены на посольство Франции.
Значительный интерес НАТО к Белоруссии вполне объясним. Во-первых, пока Белоруссия выпадает из общей сферы влияния НАТО. Во-вторых, она располагает неплохими вооружёнными силами, сохранив многое из того, что ей досталось в наследство от Белорусского военного округа времён СССР.
Важным в развитии белорусских вооружённых сил после 1991 года был отказ Белоруссии от ядерного оружия, которое было представлено ядерными боеголовками, установленными на межконтинентальных баллистических ракетах РС-12М. В 1996 году ракеты вывезли в Россию. Соответственно, Россия и США подписали с Белоруссией соглашение, в котором взамен на отказ от ядерного оружия гарантировали Минску безопасность и неприменение против него каких либо санкций. Однако, как свидетельствует возрастающий дипломатический нажим на Белоруссию, Вашингтон не намерен выполнять собственные обязательства.
На сегодняшний день у Белоруссии сохраняется тактическое ракетное оружие – 26 ракетных комплексов «Точка» и 60 ракет Р-11. Небо охраняют более 300 зенитно-ракетных комплексов различных типов – «С-300В», «Бук», «Оса», «Стрела», «Тор». К слову, опыт ведения войн конца ХХ – начала XXI вв. показывает, что именно наличие сильной ПВО часто является решающим фактором в сдерживании потенциального агрессора.
Помимо регулярных Вооружённых сил в Белоруссии создана и действует система территориальной обороны. В последнее время А.Лукашенко уделяет ей значительное внимание. Во многом это «белорусский ответ» на прокатившуюся по миру волну «цветных революций», в ходе которых выдвинулась на первый план проблема сохранения управляемости государства в условиях резкой дестабилизации внутриполитической обстановки.
Вместе с тем Белоруссия – страна небогатая и ей стоит немалых усилий содержать даже относительно небольшую армию. К тому же идёт время, устаревает техника, и рано или поздно Белоруссия неизбежно столкнётся с проблемой необходимости массового перевооружения. Есть и другой аспект. Большие потери во время Великой Отечественной войны, активное участие белорусов в боевых действиях в Афганистане, в Чечне сформировали в республике довольно устойчивое общественное мнение в отношении нежелательности участия белорусских военнослужащих в конфликтах за пределами республики. Используя это, белорусская оппозиция активно дебатирует вопрос о том, что Белоруссии следует хранить «нейтралитет» и сокращать расходы на оборону. Одновременно оппозиция пытается эксплуатировать недовольство части белорусских военных уровнем зарплаты, подталкивая к мысли, что было бы перспективнее участвовать в операциях НАТО, например в составе вспомогательных подразделений. Наличие такой «агитации» нельзя не учитывать, оценивая, как складываются отношения Белоруссия - НАТО. Руководство НАТО как раз всё это хорошо учитывает.
* * *
Попытки продолжения начатой в 2011 году в Северной Африке «ротации элит» с применением вооружённых сил НАТО не могут не распространиться на Евразию. И в свете этого Белоруссия не может не стать для альянса одной из первых мишеней. Любые заигрывания с НАТО грозят Белоруссии самыми пагубными последствиями. Время невнятных, половинчатых ответов на вопрос «друг НАТО или враг?» прошло.