На фоне иных событий состоявшиеся 6 мая с.г. в Армении парламентские выборы не привлекли к себе особого внимания. Результат их в целом был вполне ожидаемый. По итогам голосования Республиканская партия Армении (РПА) стала обладателем 44,02% голосов, партия «Процветающая Армения» (ППА) набрала 30,12 % от общего числа голосов, Армянский национальный конгресс - 7,8 %, АРФ «Дашнакцутюн» - 5,67%, «Наследие» - 5,76%, «Страна законности» - 5,51%. Иные политические организации, принявшие участие в выборах, не сумели преодолеть избирательный барьер и в парламент не прошли. Таким образом, в парламент 5-го созыва с небольшими количественными вариациями вошли за исключением оппозиционного АНК те же партийные силы, что и раньше.
В плане внутренней политики все внутриполитические вопросы рассматривались в ходе избирательной кампании сквозь призму «президентского треугольника» (Республиканская партия, партия «Процветающая Армения» и Армянский национальный конгресс, возглавляемые соответственно действующим президентом С. Саргсяном, предпринимателем Г. Царукяном, который слывёт человеком Р.Кочаряна, и Л.Тер-Петросяном), а также с точки зрения борьбы старых и новых элит. Впервые за много лет очень мощно зазвучала тема социально-экономического положения в стране. Критика политики властей в этом отношении была весьма жесткой. Действующему президенту, лично возглавившему Республиканскую партию, пришлось своим авторитетом поддерживать реноме республиканцев, в период правления которых в экономике республики был зарегистрирован беспрецедентный спад. На этой почве также началось сближение позиций АНК и «Процветающей Армении».
В области внешней политики Республиканская партия в ходе избирательной кампании акцентировала внимание на своей «многовекторности» (установление отношений с Европейской народной партией, встречи с представителями российских политических кругов и т.д.), тогда как ППА, создававшая имидж основной «пророссийской силы», в основном делала ставку на создание у избирателя впечатления о ее тесных связях с российской политической элитой. Неоднократно в этом контексте фигурировала тема поездок Р. Кочаряна в Москву.
Взгляды коалиционных партнеров-противников на целый ряд внешнеполитических вопросов заметно различались. Жесткая критика «футбольной дипломатии» как предыстории появления армяно-турецких протоколов, подозрения относительно судьбы карабахского урегулирования и ряд других ключевых проблем резко отличали позицию В. Осканяна (которого воспринимают как «рупор» Р.Кочаряна) от позиции главенствующей политической силы – Республиканской партии во главе с действующим президентом С. Саргсяном. В этих условиях Москва явных предпочтений ни одной политической силе не отдала.
Что касается позиции США, то их давняя заинтересованность в Армении сомнений не вызывает. Так, еще 24 февраля с.г. премьер-министр Т. Саркисян принял посла США в РА Джона Хефферна и обсудил с ним широкий круг проблем политики Армении перед предстоящими 6 мая парламентскими выборами. Посол в тот же день дал интервью армянской службе радиостанции «Свобода», в котором заявил: «США желают содействовать Армении в вопросе становления демократической и свободной страны, и для того, чтобы это произошло, предстоящие выборы в республике должны пройти справедливо и свободно. Для проведения справедливых выборов необходимо обеспечить равные условия для политических сил, доступные СМИ и реальную конкуренцию» (1).
18 мая, комментируя окончательные итоги выборов, Дж. Хефферн отметил: «Мы внимательно и с близкого расстояния следили за выборами. Считаю, что зафиксирован большой прогресс, большой прогресс по нескольким направлениям, в связи с пользованием СМИ ситуация была лучше, чем в прошлом, и это хорошо, на избирательных участках все было в порядке, члены комиссий были подготовлены, на избирательных участках были установлены видеокамеры. То есть были положительные тенденции».
Прозвучавшее из уст посла США в Армении одобрение состоявшихся там 6 мая парламентских выборов симптоматично, ибо США редко без особых причин регистрируют «большой прогресс» в избирательных процессах на постсоветском пространстве. Ещё более симптоматично появление вслед за этим резолюции Палаты представителей штата Род-Айленд от 17 мая 2012 г., призывающей президента и Конгресс США признать независимость Нагорно-Карабахской Республики (2), а также предложения Подкомитета по зарубежным операциям Комитета по ассигнованиям Палаты представителей США увеличить гуманитарную помощь Карабаху с $2 млн. до $5 млн. в 2013 фискальном году (3).
С одной стороны, ничего чрезвычайного в этом нет. С другой стороны, «Род-Айлендовская» резолюция явно увязана с прошедшими 6 мая выборами. Вполне очевидно, что заинтересованность и вовлечённость США в происходящее в Армении будет возрастать, особенно в свете настоящих и будущих событий вокруг Ирана. О многом говорит здесь стойкий оптимизм Госдепа по поводу возможного разблокирования границы между Арменией и Турцией (после фактического «замораживания» армяно-турецких протоколов от 10 октября 2009 г.).
По ряду признаков ввиду приближения намеченных на 2013 год президентских выборов в Армении в стране начались процессы переформатирования внутриполитического пространства (с участием тех, кто «внимательно и с близкого расстояния следили за выборами»). На сегодняшний день направленность этих процессов ещё не ясна, но развиваться они будут довольно быстро.
______________________________________________
(1) К. Геворкян. Тревожные звоночки для Еревана: США готовятся к «честным» выборам в Армении - http://bs-kavkaz.org/2012/02/trevozhnye-zvonochki-usa-gotovjatsja-k-vyb…
(2) Палата представителей Род-Айленда приняла резолюцию, призывающую признать Нагорно-Карабахскую Республику // http://news.am/rus/news/105969.html
(3) США увеличат помощь Карабаху // http://www.lragir.am/russrc/politics-lrahos24825.html