Первый зарубежный визит вновь избранного президента любого государства всегда свидетельствует о его внешнеполитических приоритетах. Так, проводивший прозападную внешнюю политику Борис Ельцин первые визиты в качестве президента РСФСР и РФ совершил в США. Виктор Янукович, выступающий с призывами к интеграции Украины в Евросоюз, будучи избран президентом, первым делом засвидетельствовал свое почтение Брюсселю. В то же время Владимир Путин (в свои первые два срока) и Дмитрий Медведев первые зарубежные визиты совершили отнюдь не в Вашингтон или Брюссель.
Следствием курса Москвы на тесную экономическую интеграцию государств постсоветского мира стало создание Таможенного союза Белоруссии, Казахстана и России. 9 декабря 2010 года три страны подписали 17 документов по созданию Единого экономического пространства (ЕЭП), которое заработало с 1 января 2012 года. В полной мере интеграционные соглашения начнут функционировать уже с июля сего года. Целью ЕЭП является создание условий для стабильного и эффективного развития экономик государств-участников и повышения уровня жизни населения.
Осенью прошлого года В. Путин выступил в «Известиях» со статьей «Новый интеграционный проект для Евразии – будущее, которое рождается сегодня», где предложил «модель мощного наднационального объединения, способного стать одним из полюсов современного мира и при этом играть роль эффективной «связки» между Европой и динамичным Азиатско-Тихоокеанским регионом».
Уже 7 мая, в день официального вступления В.Путина в должность главы государства, появился Указ нового президента «О мерах по реализации внешнеполитического курса Российской Федерации», в котором ключевым направлением международного сотрудничества обозначены страны Содружества Независимых Государств. При этом отдельной строкой выделено взаимодействие по линии Союзного государства с Белоруссией, а также углубление евразийской интеграции в рамках ТС и ЕЭП трех государств, которая должна привести к созданию 1 января 2015 года Евразийского экономического союза (ЕЭС).
Первый визит нового президента России в Минск ещё раз показал, что политика более тесной политической и экономической интеграции с Белоруссией проводится российским руководством исключительно последовательно: «Сам факт моего первого зарубежного визита в братскую Белоруссию, безусловно, отражает особый характер наших отношений. И встреча с Александром Григорьевичем ещё раз доказала обоюдную готовность развивать и наполнять эти отношения новым содержанием». То, что первый визит российского лидера состоялся именно в Минск, его белорусский коллега оценил, безусловно, высоко. «Я вам сказал, когда мы ехали в автомобиле, хочу повторить публично: этот визит важнее многих экономических договоренностей Беларуси с Россией, а также с другими государствами, - заявил Александр Лукашенко. - Это сигнал к тому, что у нас большое будущее».
Владимир Владимирович прилетел к Александру Григорьевичу не с пустыми руками. По всей видимости, даже не было необходимости в рассмотрении трех-пяти вопросов, которые Лукашенко поручил проработать своему правительству во время подготовки к встрече высокого гостя.
В Минске был подписан предварительный генеральный контракт на строительства АЭС в Белоруссии. В ближайшее время Россия намерена перечислить первый транш своего финансирования этого проекта в сумме 204 млн. долларов. По этому поводу Александр Лукашенко не скрывал своего восторга: «Я благодарен, что вы нас поддержали по строительству АЭС. Нам надо там активизироваться, чтобы построить самую современную, самую лучшую, самую красивую станцию в мире!» Планируется, что первый энергоблок Белорусской АЭС будет введен в эксплуатацию в 2017 году, а второй - примерно два года спустя. На Белорусской АЭС будут работать российские реакторы ВВЭР последнего поколения, используемые на Тяньваньской АЭС в Китае, которая, по оценкам МАГАТЭ, заслуженно считается самой безопасной в мире.
В ближайшее время Белоруссии будет выделен третий транш кредита из Антикризисного фонда ЕврАзЭС в размере 404 млн. долларов, ведутся переговоры и о четвертом транше. По заявлению Владимира Путина, перевод денег целесообразно сделать, учитывая позитивную динамику, которую набирает белорусская экономика. В то же время он счел необходимым подчеркнуть, что экономическим успехам Белоруссии способствовали и усилия со стороны России, напомнив о помощи в 5 миллиардов долларов, о снижении цены на газ с 286 долларов за 1 тысячу кубометров до 165 долларов в этом году.
(Здесь не лишним будет заметить, что 404 млн. долларов Москва намеревалась перечислить еще в феврале, но не спешила, поскольку белорусская сторона не выполнила свои обязательства по компенсации предыдущего транша – приватизации предприятий. Оговоренные ранее обязательства так и не выполнены…)
Главы двух государств подтвердили ориентацию на инновационный путь развития, высказались за то, чтобы поощрять взаимные инвестиции, содействовать созданию высокоэффективных и высокотехнологичных совместных производств, расширять производственную кооперацию, развивать межрегиональное сотрудничество в различных сферах. В частности, В. Путин сообщил о переговорах по созданию холдинга «Росбелавто» на базе активов «КаМАЗа» и «МАЗа».
Совместное заявление о стратегическом сотрудничестве, подписанное двумя президентами, гласит: «Президенты Белоруссии и России отмечают стратегический характер отношений между двумя странами во всех сферах межгосударственного взаимодействия в соответствии с Договором о создании Союзного государства от 8 декабря 1999 года, основополагающими документами Таможенного союза и Единого экономического пространства, Евразийского экономического сообщества, Организации Договора о коллективной безопасности и Содружества Независимых Государств».
Обе страны подтвердили намерение развивать Союзное государство, в рамках которого обеспечить равные права и создать единую систему социальных гарантий для граждан двух стран. Достигнута договоренность о проработке единых условий хозяйствования для субъектов хозяйствования в рамках Союзного государства и ЕЭП.
Уделено должное внимание вопросам военно-технического сотрудничества, укрепления международной стабильности. Рассмотрена Программа согласованных действий в области внешней политики государств-участников Договора о создании Союзного государства на 2012-2013 годы. В этом документе, в частности, говорится следующее: «В соответствии с целями и принципами Устава ООН и исходя из ценности многообразия путей прогрессивного развития, а также признавая право народов самостоятельно определять свой путь социального и экономического развития, Белоруссия и Россия будут координировать усилия по противодействию попыткам вмешательства во внутренние дела государств - участников Союзного государства, стран - членов Единого экономического пространства, оказания давления на них путем введения ограничительных или санкционных мер». Москва и Минск, таким образом, подтвердили свою решимость совместно бороться с попытками вмешательства во внутренние дела стран, образующих Единое экономическое пространство.
Успеху минской встречи Путина – Лукашенко способствовал целый ряд причин. Назовем лишь некоторые из них.
Во-первых, на практике подтверждена верность курсу на интеграцию в экономической сфере. Так, за прошлый год товарооборот между двумя странами вырос на 40% - до рекордной отметки приблизительно в 39 млрд. долларов, а за первые 4 месяца этого года рост товарообмена составил уже 29%. Возможно, для населения эти проценты пока являются абстрактными цифрами, но всему свое время. Объединение усилий и целенаправленное продвижение в выбранном направлении принесут ещё более значительные результаты.
Во-вторых, российское руководство пошло на щедрую материальную поддержку своей западной соседки-союзницы не только из братских чувств. Нам представляется, что не последнюю роль здесь сыграло активное сотрудничество Белоруссии с Китаем, что в будущем могло бы составить угрозу интересам России и инициированным Кремлем интеграционным процессам. Пекин не требует от Минска освобождения так называемых политзаключенных и соблюдения демократических свобод в обмен на экономическую помощь, а методично укрепляет свои позиции в Белоруссии.
И, в-третьих, «маятниковая» политика белорусского руководства на данном этапе дала сбой. Рассчитывать на кредиты со стороны Евросоюза батьке теперь не приходится. Более того, Запад, используя оппозиционные силы внутри страны и за рубежом, пытается всячески дестабилизировать обстановку в республике, не отказавшись от планов замены «режима Лукашенко». Батька отлично понимает, что защиту от напора с Запада он может найти только под защитой проектов евразийской интеграции. А поскольку именно с Запада идет финансирование и российской оппозиции, то очевидно, что и по этой причине альтернативы выстраиванию Евразийского союза у России и Белоруссии нет.