Пакистан нельзя назвать традиционно лояльной России страной. Напротив, Исламабад чаще противостоял, чем помогал Москве. Последний, самый жёсткий, период этого противостояния пришёлся на 1980-е гг., когда в Афганистане советские солдаты боролись с бандами исламских фундаменталистов, поддерживаемых Исламабадом. На этой почве заметно улучшились отношения между Пакистаном и Соединёнными Штатами. Пакистан стремился не допустить усиления в Афганистане позиций Индии, учитывая кровавую историю пакистано-индийских отношений, поэтому спонсировал афганские экстремистские группировки как заслон на пути индийского влияния. В то же время Москву и Нью-Дели связывали добрососедские отношения, а отношения между Нью-Дели и Вашингтоном были, напротив, не безоблачными. Геополитическая логика подсказывала необходимость создания пакистано-американского альянса как эффективного средства противодействия Москве. И тогда, в конце ХХ в., такой союз состоялся. Сегодня, в начале века XXI, пакистано-американская дружба даёт сбои. На этом фоне наметились положительные тенденции в пакистано-российском диалоге.
Свидетельством тому - частота встреч глав России и Пакистана. С 2008 по 2012 гг. президент Пакистана Асиф али Зардари шесть раз встречался с президентом РФ Дмитрием Медведевым. К поиску новых партнёров Пакистан подтолкнули действия самих американцев. Неоднократно между Исламабадом и Вашингтоном вспыхивали дипломатические перепалки по поводу бездумных атак американских беспилотников на пакистанской территории, в ходе которых гибли не только предполагаемые террористы, но и мирные жители, в т.ч. дети. Каплей, переполнившей чашу терпения, стала гибель более 20 пакистанских пограничников под натовскими бомбами в ноябре 2011 г. После инцидента тональность пакистано-американского диалога заметно изменилась, а после заявлений Вашингтона о намерении вывести большую часть войск из Афганистана к 2014 г. пакистанцы ещё активней стали осматриваться в поисках альтернативной США опоры.
Россия Вашингтон Пакистану не заменит, но улучшение пакистано-российских отношений отвечает интересам как Исламабада, так и Москвы. Для американцев пакистано-российское сближение создаёт дополнительные проблемы на фоне развивающегося сотрудничества Пакистана с Китаем, с одной стороны, и с другой - Китая с Россией. В Вашингтоне понимают, что, если сидеть сложа руки, позже придётся считаться с мнением «треугольника» Китай – Россия – Пакистан. Исламабад с согласия Москвы обладает статусом наблюдателя в ШОС. Этот ход российской дипломатии был положительно воспринят Пекином, давним партнёром Пакистана. Со своей стороны, Пекин настороженно воспринимает присутствие в организации Нью-Дели, тоже обладающего статусом наблюдателя. Но наметившееся в последние годы сближение Индии и Соединённых Штатов может качественно изменить привычную военно-дипломатическую конструкцию в этой части света, и тогда Индия, конкурирующая с Китаем за влияние в регионе, станет ближе США, а Пакистан, некогда верный союзник Белого дома, примется за выстраивание отношений с Пекином и Москвой. Об этом, кстати, и пишут американские эксперты, напрямую высказываясь, что сближение Пакистана и России осуществляется в ущерб Вашингтону (1).
У пакистано-российских отношений есть немалая перспектива и в области экономики. Если в 2002 г. товарооборот между нашими странами составил $93 млн., то в 2008 г. – уже $620 млн. Россия готова также оказать помощь в строительстве газопровода Туркмения – Афганистан – Пакистан – Индия общей протяженностью 1735 км. Как пойдёт дело в этом направлении, зависит больше от пакистанской стороны. Этот проект при участии Москвы может не только увеличить международный вес России, но и серьёзно подорвать политико-экономический вес США в регионе. А с учётом потенциала налаживания сотрудничества между Москвой и Исламабадом в военной сфере (проведение совместных учений, обмен военными инструкторами, продажа российского вооружения пакистанской стороне) Белый дом в масштабах всей Южной Азии может столкнуться с серьёзным вызовом своей политической монополии.
Пакистан имеет стратегически важное положение: он граничит с Ираном, Китаем, Индией и Афганистаном, т.е. странами, которыми или на территории которых сегодня во многом определяются контуры будущей архитектуры безопасности в Центральной и Южной Азии и Азиатско-Тихоокеанском регионе. Процесс выстраивания союзнических отношений между Исламабадом и Москвой нельзя назвать лёгким. Следует принимать во внимание мнение Пекина, которого связывают с Пакистаном не один десяток прочных отношений; учитывать настороженность Нью-Дели, который в Пакистане видит своего главного, после Китая, оппонента (история пакистано-индийских отношений – это история четырёх войн и бессчётного количества малых пограничных конфликтов); считаться с последствиями реакции на это Соединённых Штатов;
Стоит рассмотреть потенциальную роль Пакистана и в свете проекта по созданию Евразийского союза, могущего превратиться в весомое геополитическое образование при условии переустройства баланса сил на евразийском материке. Курс на создание Евразийского союза – внешнеполитический приоритет Москвы, обозначенный в программной статье президента В. Путина. На постсоветском пространстве заметными сторонниками евразийской интеграции выступают, кроме Кремля, Минск и Казахстан. С внешней стороны партнёрами союза могут стать Китай, Иран, Турция, Индия и Пакистан. При этом ось Москва – Исламабад может служить альтернативой гипотетической оси Москва - Нью-Дели в случае чрезмерного сближения США и Индии на почве противостояния этих стран Пекину.
Долгие годы между Пакистаном и Россией наблюдалось взаимное недоверие. Не улетучилось оно полностью и сейчас. Из стратегических соображений Исламабад не откажется от покровительства террористическим группировкам в Афганистане, что не совпадает с интересами России в этой стране. Скорее, будет стремиться к обретению более полного контроля над ними. Нет предпосылок и для кардинального улучшения отношений Пакистана с Индией, давним партнёром Москвы. Узел исторических пакистано-индийских противоречий затянут слишком туго. Но определённый градус оздоровления пакистано-российского диалога послужит залогом трансформации баланса сил в Южной Азии как ещё одного шага к многополярной системе мироустройства.
(1) «Russian-Pakistani relations expand at Washington’s expense» (Eurasia Daily Monitor -- Volume 9, Issue 107)