Ситуация вокруг 100-процентной дочерней компании ОАО "Мобильные ТелеСистемы" (МТС) в Узбекистане - "Уздунробита" приобретает все более острый характер. Такое заявление сделал 31 июля статс-секретарь - заместитель министра иностранных дел РФ Григорий Карасин. В середине июля власти Узбекистана пошли на беспрецедентный шаг, приостановив на 10 дней деятельность МТС - крупнейшего в республике оператора мобильной связи. Ранее проблемы с ведением бизнеса в Узбекистане имели многие другие российские предприятия, которые в итоге были вынуждены уйти из республики. При этом компании из США и других стран-членов НАТО проблем с ведением бизнеса в Узбекистане не испытывают…
Проблемы у «МТС-Узбекистан» возникли в конце июня, когда узбекистанские СМИ сообщили об исчезновении генерального директора «Уздунробита» Бехзода Ахмедова, по вине которого, как утверждалось, «компания оказалась втянута в сомнительные и противоправные меры по обналичиванию средств и уклонению от налогообложения». Вскоре к финансовым претензиям добавились технические. Государственная инспекция связи Узбекистана предписала оператору приостановить работу 25 базовых станций, установленных в разных частях республики. Эксплуатацию этих станций ведомство сочло незаконной. «Фергана.ру» уже тогда обратила внимание на один странный факт. Плановая налоговая проверка в «Уздунробите» в последний раз проводилась в апреле 2007 г., хотя обычно они проводятся в республике раз в три года. В апреле 2012 г. деятельность компании проверяли пожарный надзор, нефтеинспекция и инспекция Министерства связи, которые установить налоговые нарушения не могли. Однако как раз после этой проверки и появились сообщения о налоговых нарушениях.
Затем Генеральная прокуратура Узбекистана сообщила о выявлении в «Уздунробите» новых фактов «грубых нарушений законодательства, сопряженных с противоправным обналичиванием крупных денежных средств, легализацией доходов, полученных от преступной деятельности, занятием деятельностью без лицензии, уклонением от уплаты налогов», обвинив менеджмент МТС в нежелании содействовать расследованию этих преступлений. 7 июля Государственная инспекция связи в дополнение к 48 «незаконным» базовым станциям, обнаруженным ранее, нашла еще 208. Их эксплуатацию «МТС-Узбекистан» также предписывалось прекратить. Вскоре генеральная прокуратура объявила в розыск еще двух топ-менеджеров «Уздунробиты» - заместителя директора дочерней структуры «Уздунробиты» Рахима Иргашева и его сына – директора департамента роуминга «Уздунробиты» Бахрома Иргашева. Наконец, Узбекское агентство информатизации и связи приостановило действие лицензии «Уздунробиты» на 10 дней. Без связи осталось почти 9,5 млн. абонентов «МТС-Узбекистан» - треть всего населения страны. У офисов конкурентов МТС – «Билайна» и Ucell образовались очереди из желающих подключиться.
В обращении, направленном руководству Республики Узбекистан, компания МТС обвинила власти республики в грубом нарушении действующего законодательства, подчеркнув, что против компании так и не было возбуждено уголовное дело, а все действия в отношении «Уздунробиты» очень похожи на проведение прединвестиционной оценки предприятия. В проверках принимают участие неустановленные люди, которые не предъявляют никаких удостоверений, но по требованию сотрудников прокуратуры получают неограниченный доступ ко всем документам оператора. 17 июля ОАО «МТС» распространило официальный пресс-релиз, в котором сообщило, что своевременно выполнило все предписания Государственной инспекции связи и приостановку деятельности «Уздунробиты» считает незаконной. При этом никаких официальных претензий по поводу ведения финансово-хозяйственной деятельности МТС на тот момент не получило.
По оценкам аналитиков, вероятность того, что МТС может потерять свой бизнес в Узбекистане, велика. Схожие проблемы возникли у оператора в Туркмении. В декабре 2010 г. Министерство связи Туркменистана приостановило лицензию дочерней компании МТС - Barash Communications Technologies (BCTI) на месяц, хотя она действовала до конца 2012 г. Помимо МТС в Туркмении действовал только государственный сотовый оператор «Алтын Асыр», и прекращение деятельности российской компании привело к большим трудностям с обеспечением населения связью. В Узбекистане работают несколько крупных операторов, способных отчасти компенсировать приостановление деятельности МТС, однако для России уход МТС из Узбекистана будет означать и политические потери. Операторы связи являются не только доходным активом. Контроль над трафиком и абонентской базой позволяет отнести сотовые компании к предприятиям, критически важным для безопасности государства.
МТС - не единственный пример того, какому давлению подвергаются российские компании в Узбекистане. Свой бизнес в республике уже свернули «Вим-Биль-Данн» и сеть магазинов «Книжный мир». «Объединенная авиастроительная корпорация» была вынуждена прекратить сотрудничество с Ташкентским авиационным производственным объединением имени В.П.Чкалова (ТАПОиЧ), ранее являвшимся головным предприятием по выпуску военно-транспортных самолетов Ил-76. Производство новой модификации самолета – Ил-476 – перенесено в Ульяновск. В июле этого года «Автоваз» объявил о прекращении работы четырех своих дилеров в Узбекистане. Из-за высоких ввозных пошлин, достигающих 60%, продажи российских автомобилей в последние годы резко упали. Сравнительно успешно развивается пока только сотрудничество в нефтегазовой сфере.
Инвестиционные проекты с участием американских и турецких компаний в Узбекистане, напротив, успешно развиваются. В августе прошлого года в республике было открыто совместное предприятие General Motors и «Узбекавтопрома» по производству малолитражных автомобильных двигателей. Завод General Motors Powertrain Uzbekistan в Ташкентской области стоимостью 520 млн. долл. был построен за три года. Продукция предприятия – двигатели General Motors объемом 1,2 л и 1,5 литра. К 2013 г. завод должен выйти на проектную мощность – 360 тыс. единиц продукции в год. Потребителями его продукции будут автомобилестроительные предприятия Узбекистана и различные зарубежные производства, входящие в холдинг General Motors.
В июле этого года турецкая компания «Dal teknik makina ticaret ve sanayi A.S.» объявила о планах строительства в Джизакской области Узбекистана завода по производству портландцемента и белого цемента. Инициатором проекта выступило Министерство экономики Узбекистана, Алмалыкский горно-металлургический комбинат (АГМК) и компания «Узстройматериалы». Проектная мощность предприятия составит 350 тыс. тонн белого цемента в год. Строительство предприятия начнется в 2012 и завершится в 2014 г. Правительство Узбекистана предоставило турецкой компании ряд льгот, освободив ее от уплаты налога на прибыль, таможенных платежей за материалы, транспортные средства, оборудование и запасные части, техническую и проектную документацию.
Укрепление в республике экономических позиций Запада и усиление политического влияния в Узбекистане США и их союзников по НАТО происходит одновременно. Свет на истоки этой политики проливают некоторые публикации Wikileaks. Еще в декабре 2005 г. американское посольство в Узбекистане направило депешу в Агентство США по международному развитию, где как тревожный отмечался тот факт, что Россия приступила к осуществлению прямых инвестиций в строительство таджикистанских ГЭС. «До этого ни одно государство, особенно на Западе, не принимало всерьез призывы Рахмонова вкладывать деньги в эти советские промышленные монстры, - отмечалось в депеше, - хотя сегодня стало ясно, что они имели экономическую ценность, особенно для стран Южной Азии». В Узбекистане США пытаются учесть и исправить свои прежние ошибки.