Колумбия: переговоры о гражданском мире и саботаж США

telegram
Более 60 000 подписчиков!
Подпишитесь на наш Телеграм
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться
dzen
Более 120 000 подписчиков!
Подпишитесь на Яндекс Дзен
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться

Несмотря на неоднократные заявления официальных лиц Колумбии о “фактическом разгроме” геррильи в стране, она сохраняет свою боеспособность, централизованное руководство, значительную поддержку населения в сельской местности и городах. Гибель ряда партизанских команданте в результате спецопераций элитных частей колумбийской армии под руководством советников из Пентагона и ЦРУ не деморализовала  Революционные вооружённые силы Колумбии (FARC). 

Нынешний руководитель повстанцев Родриго Лондоньо Эчеверри, известный как Команданте Тимошенко, в видеозаписи, распространённой информационными агентствами, заявил: “FARC никогда не были так сильны и едины, как сейчас». Преувеличения в этих словах нет, это реальная оценка боевого потенциала партизанских группировок, их способности к действию практически на всей территории страны.

Мобильным отрядам FARC, в которых примерно 9-10 тысяч бойцов, противостоят армейские подразделения в 300 тысяч человек. В рамках «Плана Колумбия» и «Плана Патриот» советники из США провели переподготовку сотрудников полиции и органов безопасности. Пентагон и спецслужбы США наладили каналы оперативной передачи разведывательной информации, вплоть до спутниковой, в боевые части и спецслужбы Колумбии. Этим объясняются отдельные успехи колумбийской армии в борьбе с геррильей. Однако кажущаяся близкой капитуляция партизан - не более чем мираж. Ежедневно в новостных сводках сообщается о боестолкновениях армейских патрулей и партизан, атаках на гарнизоны, диверсиях на транспортных путях и жертвах с обеих сторон.  

В условиях, когда нанести военное поражение партизанам не удаётся, правительство Хуана Мануэля Сантоса было вынуждено пойти на мирный диалог с FARC и пригласить к участию в нём другую партизанскую группировку – Армию национального освобождения (ELN), в рядах которой сражается от 2 до 3 тысяч бойцов. Командование ELN пыталось несколько лет назад, в период правления Альваро Урибе, добиться мирного соглашения с колумбийским правительством на «нейтральной территории» в Гаване. Попытка завершилась провалом. Стороны взаимно обвинили друг друга в несоблюдении предварительных договорённостей, использовании перемирия для подготовки новых операций. По этой причине в ELN пока не спешат присоединяться к диалогу между правительством Сантоса и FARC. 

Руководство FARC хорошо помнит о прежних попытках по налаживанию мирного диалога. В период президентства Белисарио Бетанкура (1982-1986) партизаны заключили перемирие с властями. Как следствие – создание в 1985 году «Патриотического союза», в который вошли и бывшие партизаны. На выборах новая политическая организация добилась немалого успеха – 5 сенаторов, 14 депутатов, 23 алькальда. Однако торжествовать пришлось недолго. На «Патриотический союз» обрушился террор: было убито 13 депутатов, 11 алькальдов, тысячи его членов стали жертвами покушений и зверских расправ. Убийства осуществлялись планомерно. К ним были причастны военные, сотрудники полицейских органов, боевики полувоенных организаций и наркокартелей. Фарковцы возобновили вооружённую борьбу. Через 12 лет президент Андрес Пастрана (1998-2002) вновь заговорил о диалоге, обещая честное отношение к миротворческому процессу. Территория в 42 тыс. квадратных километров в бассейне реки Кагуан была объявлена “свободной зоной”, гарантирующей безопасность для партизан. Начались переговоры. Однако Пастрана решил “подстраховаться” и в 1999 году подписал с Соединёнными Штатами “План Колумбия”, который был воспринят руководством FARC как «предательский удар в спину». Снова загремели выстрелы и взрывы, возобновились партизанские рейды с демонстративным захватом населённых пунктов.               

Прежний трагичный опыт фарковцев по налаживанию “мирного диалога” с властями не помешал им дать согласие на новую попытку. Подготовительный процесс длился полтора года, а в феврале 2012 г. в Гаване представители Сантоса и руководства FARC приступили к предварительным консультациям по содержанию будущих переговоров. Их результат был зафиксирован в промежуточном документе, получившем название «Генеральное соглашение по завершению конфликта и достижению стабильного и длительного мира». С заявлениями об этом выступили 4 сентября с.г. президент Сантос и несколько позже – Команданте Тимошенко. В соответствии с этим документом стороны приступят к конкретизации Финального соглашения. Среди главных тем - развитие сельских регионов и предоставление крестьянам большего доступа к земле (так обозначена давно назревшая аграрная реформа); обеспечение гарантий для функционирования политической оппозиции и гражданской активности; прекращение вооружённого конфликта, разоружение и возвращение партизан к гражданской жизни; решение проблемы наркотрафика и последнее - обеспечение прав и интересов всех жертв конфликта. 

Колумбийский президент объяснил в обращении к народу причины, побудившие его активизировать мирный процесс: «Есть такие моменты в истории, когда глава государства должен определить, готов ли он пойти на риск, чтобы пойти новым путем для решения фундаментальных проблем своего народа. Сейчас наступил один из таких моментов. Без всякого сомнения, это рискованный шаг, но, думаю, история будет гораздо более суровой по отношению ко всем нам, если мы не воспользуемся возможностью, которая нам предоставлена. При всех условиях ответственность за это решение ляжет на мои плечи и никакие другие… Мы действовали и будем действовать с должной осторожностью, но также с решительностью. Я предлагаю вам воспринимать этот процесс сдержанно, но с оптимизмом. Если мы добьёмся успеха, то сможем положить конец этой беспросветной ночи полувекового насилия”. В завершающей части обращения президент Сантос подчеркнул: “Мы работали (для достижения Генерального соглашения) с ответственностью, и должен признать, что (представители) FARC работали так же». 

Лидер FARC Тимошенко, говоря о достигнутом соглашении, подчеркнул, что оно «вызывает большой оптимизм». Тимошенко надеется на народную поддержку: “Политическое решение конфликта становится главной задачей национальной жизни, поскольку облегчит условия существования для большинства колумбийцев”. Главной опорой FARC в стране может быть объединение “Патриотический марш” (Marcha Patriótica), созданное 21 апреля с.г. в качестве альтернативы традиционным политическим партиям Колумбии. В него вошли крестьянские и студенческие организации, различные левые (не экстремистские) группировки, все те социальные активисты, которые опасаются новой волны репрессий, развязанной олигархическими кругами и ультраправыми элементами, традиционно препятствовавшими модернизации общественно-политической жизни в стране. Среди создателей «Патриотического марша» - бывший сенатор Пьедад Кордоба, много сделавшая для нормализации ситуации в стране, освобождения заложников, находившихся в плену у партизан. Не исключено, что именно она станет кандидатом в президенты от левоцентристских сил. 

Обсуждая тематику переговоров «FARC – Правительство» политологи обращают внимание на то, что «за скобки» вынесены весьма значимые темы. Одна из них – судьба военных баз США в Колумбии.  Предлогом для их создания была борьба с наркотрафиком и наркогеррильей (термин, изобретенный в лабораториях психологической войны США), хотя мало у кого возникали сомнения в том, что Пентагон расширял своё военное присутствие в этой стране для решения «проблемы Чавеса» и, соответственно, для установления контроля над нефтегазовыми ресурсами Венесуэлы. Партизаны Колумбии всегда рассматривались экспертами как естественные союзники «боливарианского режима» в случае агрессии США против Венесуэлы. Руководители FARC и ELN сами неоднократно заявляли о готовности поддержать Чавеса, если Империя атакует Венесуэлу. США заинтересованы в разоружении партизан и подталкивают Сантоса к ужесточению позиции по этому вопросу. Переговорный процесс по Финальному документу, который начнётся в первой декаде октября с.г. в Осло, а затем будет перенесён в Гавану, не предусматривает прекращения огня, создания «нейтральных зон», отказа от наступательных операций в районах, находящихся под партизанским контролем. 

Президент Чавес, который многое сделал для налаживания мирного диалога в Колумбии, пока воздерживается от высказываний по поводу судьбы американских баз. Однако урегулирование партизанской проблемы со всей остротой выдвинет этот вопрос на передний план. Страны UNASUR (Бразилия, прежде всего) выступают против иностранного военного присутствия на южноамериканском континенте, настаивают на превращении его в зону мира. Колумбия, которая нередко представляется Госдепартаментом и Пентагоном как витрина «образцового военного сотрудничества латиноамериканской страны с Соединёнными Штатами», по горло сыта имперским диктатом практически во всех областях государственной и общественно-политической жизни. Чрезвычайная милитаризация всех сторон жизни в Колумбии препятствует её экономическому развитию, отпугивает потенциальных инвесторов, сохраняет очаги вооружённого противостояния в районах, где могут с успехом развиваться агроиндустриальный сектор, добываться полезные ископаемые, в том числе углеводороды. Если Мексику называют «протекторатом» Империи, то Колумбию можно считать страной, находящейся под внешним управлением США. Недовольство колумбийцев засильем gringo может прорваться в любой момент, и по этой причине меры безопасности, принимаемые представительствами США в Колумбии, очень напоминают те, какие принимают сейчас в мусульманских странах. 

Протесты против американских баз в стране будут приобретать общенародный характер. Поэтому Вашингтон всё более активно раскручивает в Колумбии пропагандистскую кампанию против президента Сантоса с явной целью недопущения его переизбрания на этом посту. В качестве главного агента влияния Вашингтон использует бывшего президента Альваро Урибе, настаивающего на полной капитуляции (или ликвидации) партизан, якобы действующих по «указке Чавеса против жизненных интересов Колумбии». Высказывания Урибе, «прикормленного» Империей наркотрафиканта № 82 по «черному списку» Госдепа, широко распространяются североамериканскими СМИ и находят солидарный отклик в наиболее реакционных кругах колумбийской военщины. Спорадически возникают слухи о возможном военном перевороте, который готовится ветеранами антипартизанских операций, парамилитарес, «контрактниками» ЦРУ и военной разведки США. Опровержения лиц, называемых в числе заговорщиков, звучат не очень убедительно. В СМИ настойчиво вбрасывается «сюжет» о возможном убийстве Сантоса как «расплате за предательство». 

Сантос знает об этом. В своём выступлении по поводу мирного диалога с FARC он сказал: «Нас не запугают экстремисты и саботажники, к какому бы лагерю они ни относились. Они всегда возникают в подобные (критические) моменты».

Позволят ли Соединённые Штаты довести до конца начавшийся в Колумбии процесс нормализации? Ведь установление гражданского мира в этой стране равносильно геостратегическому поражению Империи. Время от времени возникающие слухи о готовящемся в Колумбии военном перевороте могут означать, что уже сейчас спецслужбами США готовятся масштабные провокации, направленные на срыв мирного процесса…