12 сентября канцлеру Германии фрау Меркель пришлось немножко понервничать. И даже отложить свое выступление до оглашения решения Конституционного суда Германии. И политики, и рядовые бюргеры, все 37 тысяч немцев, подавших иск в Суд, ждали у экранов телевизоров, а самые нетерпеливые и самые активные - перед зданием суда в Карлсруэ. Всё началось с того, что 29 июня бундестаг одобрил закон о Европейском стабилизационном механизме (ESM) и Бюджетный пакт Евросоюза…
Для справки. ESM, задуманный как постоянный антикризисный фонд зоны евро в размере 500 млрд. евро, должен быть одобрен странами, на долю которых приходится 90% уставного капитала еврозоны в Европейском центральном банке (ЕЦБ). Назначение ESM – поддержание финансовой стабильности в Европе, борьба с европейским долговым кризисом и предоставление финансовой помощи государствам еврозоны при экономических трудностях. Решение о его создании было одобрено 27 странами-членами ЕС. Что касается Бюджетного (фискального) пакта, то в нем прописаны жесткие требования к правительствам и предусмотрены не менее жесткие инструменты контроля с целью утвердить в ЕС строгую финансовую дисциплину и сбалансированные бюджеты стран-участниц.
Многие политики в Германии убеждены, что Бюджетный пакт и ESM ведут к потере суверенитета немецкого народа, к уничтожению демократии и к разорению страны… Ведь неявно предполагается, что право распоряжаться частью бюджета Германии перейдет к совету распорядителей ESM, то есть к 17 министрам финансов стран еврозоны.
Жалобу в Конституционный суд подали такие известные политики, как Грегор Гизи (Gregor Gysi), председатель левой фракции бундестага, бывший министр юстиции Герта Дойбдер-Гмелин, а также десятки тысяч других граждан ФРГ. Они настаивали на проведении референдума по данному вопросу и сомневались в праве федеральных властей отдавать столь большие средства в «общий европейский котел».
Податели жалобы выразили опасения, что теперь будет только один супербанк с загадочным названием ESM, куда и потекут деньги немецких налогоплательщиков. И ни правительство Германии, ни парламент, ни тем более сам народ не смогут повлиять на то, как эта часть государственных ресурсов будет использоваться. Однако Конституционный суд Германии признал соответствующими планы создания Европейского стабилизационного механизма (ESM) национальному законодательству, сделав, правда, оговорку: ФРГ не сможет выплатить ESM сумму более чем 190 млрд. евро (точнее 190.024.800.000). На предоставление займов свыше порога в 190 миллиардов евро надо будет запрашивать одобрение нижней палаты парламента. Кроме того, ESM обяжут информировать законодателей о любых принятых решениях.
Общий объем капитала ESM составит 700 млрд. евро. 80 млрд. — это прямые взносы 17 стран-учредителей фонда. Больше всех (23 млрд. евро) платит Германия, которая при этом практически получает право вето в Совете распорядителей фонда. Остальные 620 млрд. — это гарантии и поручительства стран еврозоны. Роль агента антикризисного фонда ESM для проведения операций на финансовом рынке принял на себя Европейский центробанк.
Решением суда, как ни странно, оказались довольны все - и правительство во главе с Меркель, и политики, подавшие жалобу. Иск был отклонен, но мы добились определенных результатов, отметил Грегор Гизи. Суд принял важные поправки – установил верхнюю границу расходов Германии (190 млрд. евро), а также ввёл обязанность ESM информировать законодателей о любых принятых решениях, и в этом случае обязанность сотрудников банка ESM хранить банковскую тайну должна быть отозвана. Эти поправки должны принять все страны, подписавшие ESM и Фискальный акт. И пока этого не случится, договор не сможет вступить в силу. Юристам предстоит масса доработок, подчеркнул Г.Гизи.
Герта Дойбдер-Гмелин, бывший министр юстиции, представлявшая в Карлсруэ группу «Больше демократии», отметила, что многие политики торжествуют, но есть и огромная масса разгневанных граждан, считающих, что их права на участие в принятии важных решений попраны. Фрау Дойбдер-Гмелин настаивает на необходимости общеевропейского референдума. Грегор Гизи говорит, что именно банки привели Европу к кризису, а теперь миллиардная помощь потечет, прежде всего, в банки. Простые итальянцы, греки, португальцы не получают ничего, их материальное положение будет и дальше ухудшаться.
Можно ли считать, что зона евро спасена? Многие экономисты, например Ханс-Вернер Зинн, президент Института экономических исследований в Мюнхене, в этом очень сомневаются, отмечая, что пока Греция или Португалия получают миллиардные дотации, у них нет желания и необходимости самим прибегать к жёстким мерам экономии.
Даже сторонники ESM считают, что «кризисные страны» получат только отсрочку, не больше. Экономисты предрекают инфляцию, хотя оговариваются, это будет «не инфляция в размерах 1923 года». А Ангела Меркель ликует: «Германия сегодня посылает сигнал для всей Европы и за ее пределы. Наша страна как самая сильная экономика региона подтвердила готовность взять на себя ответственность за своих европейских партнеров».
Да, Германия считается самой благополучной европейской страной. На самом деле Германия не выходит из кризиса, она в него погружается, только медленнее, чем другие страны. Если в 2008 г. государственный долг Германии составлял 1,649 трлн. евро, то за первое полугодие 2011 года, несмотря на рост налоговых поступлений, он возрос до 2,07 трлн. евро. По данным Statische Bundesamt (Федерального союза налогоплательщиков), государственная задолженность Германии увеличивается на 4439 евро в секунду, и к концу 2012 года общая задолженность германской федерации, федеральных земель и коммун составит 2,025 трлн. евро.
Безработица в Германии, увеличиваясь в августе 2012 года пятый месяц подряд, составила 6,8% от общего числа занятых. Считается, что количество безработных в Германии достигло 2,9 млн. человек, но это лукавая цифра. Лица старше 58 лет из статистики изымаются. И это - в стране с пенсионным возрастом 67 лет. Доля имеющих так называемую mini-jobs (работа с неполной занятостью) в Германии оценивается в 25% (В 1995 году этот показатель составлял 15%.). И их безработными не считают.
Можно ли говорить о благополучии страны, где люди, честно отработавшие 35-40 лет, платившие взносы в пенсионный фонд, получают пенсию, недостаточную для жизни? Да, у других ещё хуже, но понятие бедности в Республике Чад и в Европе несколько разные. Бедность в странах «третьего мира» - когда нет хлеба или риса, бедность в Европе - несоответствие среднему уровню жизни, когда не хватает денег на достойное жилье, нормальное питание, участие в общественной жизни.
Похоже, скоро и Германии придется протянуть руку за помощью в ESM.
6 сентября 2012 г. глава ЕЦБ Марио Драги объявил о новой программе скупки гособлигаций проблемных стран еврозоны на вторичном рынке. Вскоре после этого глава Международного валютного фонда (МВФ) Кристин Лагард сообщила, что МФВ заинтересован в участии по скупке гособлигаций. "Ранее ЕЦБ сообщал, что приветствует нашу помощь, и мы с радостью ее предоставим". Обсуждая эту тему (уже после решения Конституционного суда), экономист Ханс-Вернер Зинн отметил, что Суд дал понять, что скупка облигаций стран ЕС на вторичном рынке противоречит статьям договора о Европейском союзе. Немецкие политики обязаны заявить протест против нарушения Европейским центробанком условий Договора. Намерение ЕЦБ бесконтрольно и безгранично скупать акции чрезвычайно опасно.
Однако ЕЦБ намерен всё же произвести скупку акций стран, ищущих помощи ESM . И при этом ставит жесткие условия: принять программу санирования и подвергнуться наднациональному контролю. Очень многим это не по вкусу. Премьер-министр Италии Монти заявил, что не допустит приезда представителей «тройки» (Еврокомиссия, МВФ и ЕЦБ) в Рим. Премьер-министр Испании Мариано Рахойя также заявил, что не потерпит никакого вмешательства в дела государства со стороны.
А события развиваются дальше. Выступая 12 сентября на сессии Европарламента в Страсбурге с речью о состоянии дел в Европе, президент Европейской комиссии (ЕК) Жозе Мануэль Баррозу заявил, что Европейский союз должен внести коррективы в Лиссабонский договор (базовый договор Евросоюза) для полного раскрытия финансового потенциала финансового союза еврозоны. Под этим подразумевается создание Федерации европейских государств. Национальным правительствам, заявил Баррозу, не под силу самостоятельно справиться со всеми негативными факторами, возникающими во время кризиса.
Напомним, что Лиссабонский договор о реформировании Европейского союза, вступивший в силу 1 декабря 2009 года, расширил полномочия Европейского парламента. Раньше все расходы ЕС распределяла Еврокомиссия. Теперь депутаты Европарламента (их больше 750) получили право совместно с Еврокомиссией обсуждать и утверждать бюджет Союза. А предлагаемая Федерация означает, что вопросы, входящие в сферу суверенитета отдельных европейских государств, будут уже решать не сами эти государства, а кто-то ещё. Не спрашивайте, кто эти «кто-то», – ответ не получите.
Всё более откровенное стремление подчинить государство в Европе «сверху» наднациональным структурам порождает рост недовольства государством и «снизу». Почему, спрашивают, например, баварцы, Бавария, самая богатая земля ФРГ, должна отдавать свои собранные в виде налогов деньги бедным землям? Кто-то припоминает, что Бавария долго была самостоятельным королевством (до 1871 года, пока не вошла в Северогерманский союз), а некий Вильфрид Шарнагль уже готовит к выходу в свет книгу, в которой обоснована необходимость отделения Баварии от Германии.
Что ждёт Европу? Состоится ли Федерация европейских государств? Вопрос, всё более грозно нависающий над европейцами…