13 декабря на заседании российского общественного совета по международному сотрудничеству при Общественной палате РФ заместитель министра иностранных дел РФ Михаил Богданов заявил: «Режим и правительство в Сирии теряет все больше и больше контроля и все больше и больше территорий. К сожалению, нельзя исключать победы сирийской оппозиции». Западные наблюдатели поспешили интерпретировать слова Богданова как «огромный сдвиг» в российской позиции по Сирии, создавая впечатление, что для нынешних властей Дамаска прозвучал последний звонок.
Независимые эксперты, разбирающиеся в хитросплетениях происходящего на Ближнем Востоке, еще в конце 2010 года писали о том, что «народные волнения в Тунисе» - лишь отрежиссированное начало грандиозных перемен, а если говорить точнее, – подготовительный этап масштабной операции США по смене режимов в «проблемных странах», которые очень долго мешали реализации планов глобального доминирования единственной на сегодня сверхдержавы. Уже тогда было понятно: главными промежуточными целями являются Ливия и Сирия, а после выполнения поставленных задач там неизбежно наступит черед главной цели, главного препятствия и главной региональной угрозы глобальным притязаниям США – Исламской Республики Иран.
Египет, Йемен, Бахрейн и некоторые другие страны попали в список «реформируемых» не потому, что там «стихийно возникли протесты народа», а потому лишь, что в Египте власть могла реально попасть в руки Гамаля Мубарака (сына бывшего президента, вышедшего из доверия американцев), в Йемене было необходимо выбить почву из-под ног обосновавшихся там террористов из разных стран, в Бахрейне – показать местным властям, от кого они находятся в абсолютной зависимости (и одновременно послать Ирану еще одно предупреждение)…
Нередко слышишь, что «теория заговора» не работает здесь хотя бы потому, что американцы объективно не могут быть заинтересованы в приходе к власти в Египте, Ливии, а в ближайшем будущем и Сирии исламистов, поскольку для США исламисты якобы - синоним «Аль-Каиды». Однако практика показывает, что подобные утверждения являются либо глубоким заблуждением в силу полного незнания действительности, либо сознательным подыгрыванием в идущей «игре по-крупному». Следует напомнить, что «Аль-Каида» была создана по решению и при поддержке США, а «Братья-мусульмане», ХАМАС, «Аш-Шабаб» и прочие организации, именуемые на Западе террористическими, превратились из радикальных в управляемые и подконтрольные американским спецслужбам, причём они выказывают гораздо большие профессионализм и дисциплину, чем легальные спецслужбы откровенно прозападных арабских монархий и других стран региона. Поэтому все эти нескончаемые «стихийные протесты на площади Тахрир в революционном Каире» являются лишь косвенным отражением закулисных переговоров между «новым фараоном» и теми, кто его нарядил в эти одежды.
Обстановка в Сирии неуклонно, целенаправленно и управляемо нагнеталась с марта 2011 года. Страна должна была быть «переформатирована» еще к августу 2011-го, но всё испортил «последний романтик арабской мечты» - полковник Каддафи, который не убежал, не спрятался, не сдался (по плану - к маю 2011-го), а сражался до последнего, опираясь на поддержку как минимум половины страны, и был убит при непосредственном участии западных спецслужб после того, как его колонна была вычислена средствами космической и радиотехнической разведки. Шок, вызванный у нормальных людей кадрами звериной расправы с ливийским лидером в совокупности с радостными гримасами по этому же поводу главы американской дипломатии Х.Клинтон, не оставил сомнений – машина запущена на полную мощь и пощады не будет никому.
Между тем события в Сирии и в Ливии не просто схожи, но в некоторых деталях схожи до полного совпадения, и это неудивительно, ибо они являются составными частями единого плана. Например, как в Ливии в свое время, так и в Сирии в последнее время, как по команде, в «независимых СМИ» одновременно появились сообщения о том, что глава государства то ли готов уехать, то ли уже уехал, то ли ему предложили убежище. Угроза применения ОМП, несмотря на полное фиаско этой аферы в Ираке, вновь была использована в Ливии и сегодня используется в Сирии. И в Ливии, и в Сирии финансирование шло практически из одних источников, по одному лекалу формировались «правительства в изгнании». Были подготовлены и высажены группы спецназа ряда стран НАТО и Залива, организована подготовка «революционеров» - перечень «схожестей» можно продолжать долго …
На этом фоне Михаил Богданов сообщил, что у Москвы есть план эвакуации сотрудников посольства РФ в Дамаске и членов их семей в связи с угрозами боевиков. «У нас планы есть. Они готовы на все случаи жизни. Это факт. Но этот случай пока не наступил», – сказал Михаил Богданов журналистам. Пресс-атташе российского посольства в Дамаске Сергей Марков заявил, что «никакого резкого ухудшения обстановки не наблюдается… В данный момент о срочной эвакуации российских граждан из Сирии речи не идет». Впрочем, когда 23 февраля 2011 года МЧС официально доложило о том, что первые партии граждан РФ успешно вывезены, в российском посольстве в Триполи по-прежнему заявляли, что россиянам ничего не угрожает и никакой необходимости в эвакуации нет.
Складывается впечатление, что, как это было в Ливии в феврале 2011-го, так и в Сирии в декабре 2012-го, в российских дипучреждениях нет точного представления о том, сколько именно людей предстоит эвакуировать. Сейчас на консульском учете в посольстве РФ в Дамаске состоят 5 тыс. россиян, на практике их численность может превышать 25 тысяч, но эти оценки, по признанию МИД, очень приблизительны. Во втором крупнейшем городе Сирии Алеппо до середины 2000-х был Российский Культурный центр, объединявший десятки тысяч людей, связанных с Россией родством, но он был закрыт.
Вопрос о том, в чем состоят российские интересы в арабском мире, что нас связывает и объединяет, касается, собственно говоря, уже лишь Сирии, поскольку это последнее из арабских государств, где миллионы жителей смотрят на Россию с надеждой на спасение.