Сложившаяся по итогам парламентских выборов в Грузии внутриполитическая ситуация представляется весьма интересной. Казалось, коалиция «Грузинская мечта», одержав убедительную победу и установив контроль над всеми министерствами, получит за короткий срок такое неоспоримое преимущество над своим главным соперником, что политическое существование «Единого национального движения» (ЕНД) можно считать уже оконченным. Целая серия уголовных дел против ряда представителей чиновничества и прежней правящей элиты в целом, нацеленных на расследование преступлений, имевших место при безраздельном правлении команды Саакашвили, однозначно свидетельствовали о том, что «Грузинская мечта» полна решимости окончательно разгромить своих противников. Арест И. Окруашвили, давно уже не являющегося членом правящей команды, был в этом отношении весьма показателен. Тем более что функционеры ЕНД за годы своего правления предоставили достаточно поводов для претензий. Деятельность ряда представителей самой команды Саакашвили давала для возбуждения уголовных дел вполне достаточные основания. С политической точки зрения данные акции объективно способствовали бы процессу дальнейшего укрепления власти коалиции.
И казалось бы, события начали развиваться именно в этом направлении. Так, был нанесен удар по ряду бывших ключевых чиновников в силовых ведомствах. В середине ноября стало известно об аресте бывшего начальника администрации МВД Грузии Шоты Хизанишвили. Параллельно был задержан бывший начальник Главной инспекции МВД Тенгиз Гудава. Посыпались обвинения на самого творца грузинского МВД и экс-премьера В.Мерабишвили. Еще ранее были задержаны Б.Ахалая, Г.Каландадзе и З.Шаматава. (1) В конце декабря были вызваны на допрос (в рамках расследования, которое, по заявлению МВД, касается скоординированных действий различных звеньев прежних властей по банкротству принадлежавшего Б. Иванишвили «Карту банка») несколько бывших высокопоставленных правительственных чиновников, в том числе экс-премьер Грузии Ника Гилаури. 21 декабря в течение почти четырех часов допрашивали бывшего министра экономики Веру Кобалия. И это - далеко не полная картина происходящего. (2) Наметилось, например, дезертирство из парламентских рядов. Так, фракцию ЕНД уже покинул ряд депутатов, перейдя в лагерь «Грузинской мечты». 26 декабря 2012 г. была зафиксирована очередная перебежка в стан противника. 9-м по счету парламентарием, покинувшим ЕНД за короткое время, стал мажоритарий Я.Шервашидзе. Ныне в парламентском меньшинстве остаются 56 депутатов из тех 65, которые прошли в парламент по результатам октябрьских выборов. А это уже свидетельствует о возможности утраты влияния в будущем на законодательную политику со стороны ЕНД. В парламентское же большинство «Грузинской мечты» в настоящее время официально объединены 83 депутата. В число потенциальных сторонников решений большинства входят также и шесть мажоритарных депутатов, покинувших меньшинство и создавших независимую фракцию, и еще двое депутатов. В результате у «Грузинской мечты» имеется серьезный шанс на получение 91 голоса в поддержку своих решений, чего достаточно для преодоления президентского вето (для этого нужно всего 89 голосов, однако большинству не достает 9 голосов для получения 100 голосов, необходимых для внесения изменений в Конституцию). (3) Несколько лучше пока ситуация у ЕНД в органах местного самоуправления (сакребуло).
По мнению Г. Нодия, «новый премьер и его сторонники не скрывают раздражения от того, что, победив в выборах, они не овладели всеми рычагами власти: президент Саакашвили по-прежнему не уступает право назначать начальника штаба вооруженных сил; муниципальные органы, в том числе столичная мэрия, в руках врага; руководителей Национального банка, Государственной службы аудита или Общественного вещателя тоже не сменишь на свое усмотрение. И что ты будешь делать? А вот что: использовать правовые рычаги. Ведь никто не безгрешен? Если президент не согласится с кандидатурой Аласания на командующего штабом вооруженных сил, что за проблема: арестуй нынешнего командующего. Если Георгий Чантурия упрямо отказывается уйти в отставку, впусти финансовую полицию в Общественный вещатель. И так далее, пока все, кто должен, не поймут: для них же лучше уйти вовремя». (4) Как представляется, такое объяснение довольно логично, и Б.Иванишвили, возглавляющему конгломерат разношерстных политических сил, соседство ослабленного, но в определенной мере консолидированного «Единого национального движения» может показаться достаточно опасным. Особенно в ситуации, когда многие функционеры ЕНД продолжают совмещать государственные посты с партийными. С другой стороны, как показывает практика, политические коалиции не очень устойчивы, и перед избирательными кампаниями всегда существует опасность раскола. Причём раскол этот может носить не идейный, а вполне прагматичный характер.
Здесь уместно задать вопрос: насколько сильным окажется противостояние между двумя основными полюсами в современной грузинской политике и насколько «Грузинской мечте» удастся быстро разгромить своих противников? Выступление премьер-министра Б.Иванишвили на пресс-конференции 24 декабря 2012 г., когда он заявил, что сосуществование между его правительством и президентом Саакашвили не создаст угрозу «развитию страны ни внутри ее и ни за ее пределами», не совсем рассеяло опасения. (5) Кроме того, следует учитывать, что оставшаяся часть «Единого национального движения» легко сдаваться пока не намерена. Наоборот – его лидеры, да и сам действующий президент М.Саакашвили выражают решимость бороться.
И этому есть свои объяснения. Если учесть, что значительная часть административного аппарата до сих пор укомплектована лицами, рекрутированными туда во времена безраздельного господства М.Саакашвили, то следует признать, что надежды на сохранение потенциала его поддержки довольно основательны. Увольнение в массовом порядке либо добровольный уход с должностей значительного количества этих лиц может привести к определенному усилению ЕНД в будущем. Наряду с этим известно, что сопряжение явно завышенных социальных ожиданий со стороны населения с реальными возможностями нынешнего правительства – задача не из легких. И это также может быть тем камнем преткновения, на котором обычно спотыкаются руководители постсоветских стран, резко теряя былую популярность.
Конечно, пока что новая политическая сила объявляет о скорейшей необходимости решения ряда социальных проблем и этим также пытается выбить почву из-под ног президентской команды. Так, 26 декабря представители новоназначенного Министерства обороны объявили, что зарплаты грузинских солдат, служащих в Афганистане, будут увеличиваться, начиная с января 2013 года. Больше всего зарплаты возрастут у рядовых солдат, несущих службу в Афганистане, – на 40 %, и вместо 715 долл. будут получать 1001 долл. (6) Еще до этого, в ходе вышеупомянутой пресс-конференции премьер-министр Грузии Бидзина Иванишвили пообещал, что для жителей, потребляющих в месяц до 300 кВт*ч электроэнергии, а «это – около 90% населения», тарифы на электроэнергию снизятся. «Для группы, потребляющей менее 100 кВт*ч электроэнергии в месяц, оплата снизится на 27 процентов, для потребляющих менее 300 кВт*ч - на 21,5% процента». (7) Между тем на это заявление откликнулся экс-премьер В.Мерабишвили, охарактеризовав его как попытку «обмана» населения. По его словам, принятое «после двухмесячных расчетов» решение о снижении тарифов даст, например, семье, потребляющей в месяц менее 100 кВт*ч, ежемесячную экономию в 3,54 лари (около $2), тогда как обещанные бывшей правящей партией «Единое национальное движение», рассчитанные на четыре года ваучеры в 1000 лари ($600) дали бы экономию в 23 лари ($13) в месяц. «Сравните 23 лари с 3,54 лари. При этом снижение тарифов бюджетом не предусмотрено, и Иванишвили тоже не собирается платить за это – эти льготы осуществляются за счет будущего энергетики Грузии». (8)
Кроме того, некоторую надежду на возможность сохранения части влияния нынешней президентской команде может давать, как уже было отмечено, и сам коалиционный характер победившей на парламентских выборах «Грузинской мечты».
Время перед началом, а возможно, и после начала официальной президентской кампании в Грузии обещает быть весьма насыщенным событиями. Сила команды М.Саакашвили на сегодняшний день существенно подорвана. И вопрос о том, будет ли она окончательно выброшена на обочину политической жизни Грузии или же ей удастся сохраниться в качестве некой альтернативы «Грузинской мечте», пока не решён. Скорее всего, главную роль в решении этого вопроса сыграют внешние силы… Обращает внимание, что совместному согласованию кандидатуры нового начальника объединенных ВС Грузии предшествовали усиленные консультации с западными партнерами. Возможность «принуждения к миру» обеих соперничающих сил исключать нельзя.