Мне уже не раз уже приходилось писать об особом, исключительном значении Украины и для успешного развития межгосударственных отношений на постсоветском пространстве, и для геостратегического положения Российской Федерации. Я всегда подчеркивал, что для российско-украинских отношений недостаточен статус добрососедских отношений или даже статус стратегического партнерства. Идея проста: она состоит в том, чтобы как можно скорее и увереннее пройти путь от партнерства к союзу - такому же, скажем, как с Белоруссией, или даже к союзу более тесному и действенному…
И сторонники, и противники евразийской интеграции хорошо понимают, что и Евразийский экономический союз, планируемый к 2015 году, и тем более полноценный Евразийский союз без Украины не будут иметь того влияния, которое необходимо для одного из мировых центров силы в XXI веке.
Именно поэтому задержки в развитии и гармонизации российско-украинских отношений не могут не вызывать серьезную озабоченность. Как известно, рабочий визит президента Виктора Януковича в Москву, запланированный на 18 декабря 2012 г., не состоялся. Одной из главных причин могли быть газовые проблемы в отношениях между нашими странами. Идет сложная дипломатическая игра, включающая, с одной стороны, цену на поставляемый в Украину российский газ и проблемы транзита газа через Украину в Европу, с другой - участие Украины в схемах евразийской интеграции. Представляется, однако, что газовые проблемы при всей их важности не могут заслонить, тем более исчерпать главный вопрос – о выборе Украиной внешнеполитической стратегии на многие годы вперед.
Конечно, украинские руководители хотели бы выстроить такую стратегию, которая даёт максимальный эффект и на Западе, и на Востоке. В этом их можно понять – подобные задачи стоят перед многими странами, в том числе перед Россией. Однако предстоящий Украине выбор намного важнее, чем выбор сравнительных выгод на западном и восточном направлениях интеграции; этот выбор из разряда культурно-исторических, или, как говорят, цивилизационных. Сделать его нелегко, принуждать к нему – неразумно, ибо это как принуждение к любви – возникающие отсюда чувства не бывают настоящими и прочными. Не принуждать, а способствовать принятию Киевом решения, подтверждающего единственно верный цивилизационный выбор – вот главная, но в то же время нелегкая и деликатная задача. И здесь вопросы тактического плана должны быть подчинены стратегии.
Как известно, в 2012 г. Украина стала полноправным членом зоны свободной торговли СНГ, которая наконец-то начала действовать. Однако это лишь первый интеграционный этап. Украина является наблюдателем, подписав и ратифицировав, согласно имеющейся информации, все 10 базовых соглашений о присоединении к Евро-Азиатскому экономическому сообществу (Евро-АзЭС), которое мало чем отличается от упомянутой зоны свободной торговли. Однако Украина пока так и не стала полноправным членом этой организации.
Качественно новым шагом является участие в Таможенном союзе (ТС), который создает единую таможенную территорию стран-участниц. В настоящее время в эту организацию входят только РФ, Белоруссия и Казахстан; Украина же, по оценкам некоторых украинских экспертов, вряд ли может подписать 22 из 51 соглашения, составляющего договорно-правовую базу ТС; эти соглашения, по их мнению, не во всём соответствуют украинскому законодательству.
Что касается следующего интеграционного этапа – создания единого экономического пространства (ЕЭП), Украине было предложено участие в его образовании. Однако она, как отмечалось, подписала 15 из 17 документов, относящихся к образованию ЕЭП; для украинских представителей под вопросом остается деятельность Евразийской экономической комиссии, которая является наднациональным регулирующим органом.
Такова картина отношения Украины к действующим на сегодняшний день интеграционным механизмам в постсоветской Евразии. Дальнейшее развитие интеграции без решения проблем предыдущих этапов будет затруднено. Поэтому базой создания Евразийского экономического союза к 2015 году видятся Единое экономическое пространство и решение всех интеграционных задач, которые остаются нерешенными.
Газовые проблемы существенно отягощают российско-украинские отношения. Новым фактом в этой области стало выставление Украине Газпромом значительного штрафа в 7 млрд. долларов за недобор в 2012 году газа, который должен был быть выбран в соответствии с договором 2009 года. Здесь снова на первый план в отношениях двух стран выходит договор, который украинская сторона открыто называет «кабальным соглашением». Те, кто знаком с историей заключения этого договора, не могут не согласиться, что подобное соглашение вряд ли возможно между стратегическими партнерами, тем более между союзниками. Прозвучавшее недавно высказывание посла Российской Федерации в Киеве о том, что газовые проблемы могут решаться и вне контекста Таможенного союза, куда для решения этих проблем российская сторона настойчиво приглашает Украину, свидетельствует о понимании Москвой значения данного вопроса.
Cложившаяся ситуация подталкивает Украину в сторону Запада. Стратегическая задача Запада и, прежде всего, Соединённых Штатов, состоит в том, чтобы поставить надежные преграды на пути создания Евразийского союза, который без Украины теряет значительную часть своей силы. Для этого используется широкий набор инструментов: от вовлечения Украины в Евросоюз до предоставления планов разработки с помощью международных корпораций месторождений сланцевого газа на украинской территории c целью «освобождения страны от тисков Газпрома».
Кстати, нынешняя ситуация в Болгарии, круто замешанная на энергетических проблемах, могла бы послужить предостережением Украине. Конечно, «Украина – это не Болгария», если использовать словесный прием одного бывшего украинского президента, размер имеет значение. Однако одна закономерность современной политической жизни в обоих случаях прослеживается четко. Еврофилия и американофилия практически всегда ведут к русофобии, которая не приносит счастья. Никогда и никому.
Стратегические интересы Российской Федерации и Украины требуют положительного решения газовых и иных проблем российско-украинских отношений. Это придаст новый импульс строительству полнокровного Евразийского союза, призванного стать одним из мировых центров силы в XXI столетии.