От партнёрства к союзу

telegram
Более 60 000 подписчиков!
Подпишитесь на наш Телеграм
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться
dzen
Более 120 000 подписчиков!
Подпишитесь на Яндекс Дзен
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться

Мне уже не раз уже приходилось писать об особом, исключительном значении Украины и для успешного развития межгосударственных отношений на постсоветском пространстве, и для геостратегического положения Российской Федерации. Я всегда подчеркивал, что для российско-украинских отношений недостаточен статус добрососедских отношений или даже статус стратегического партнерства. Идея проста: она состоит в том, чтобы как можно скорее и увереннее пройти путь от партнерства к союзу - такому же, скажем, как с Белоруссией, или даже к союзу более тесному и действенному…

И сторонники, и противники евразийской интеграции хорошо понимают, что и Евразийский экономический союз, планируемый к 2015 году, и тем более полноценный Евразийский союз без Украины не будут иметь того влияния, которое необходимо для одного из мировых центров силы в XXI веке.

Именно поэтому задержки в развитии и гармонизации российско-украинских отношений не могут не вызывать серьезную озабоченность. Как известно, рабочий визит президента Виктора Януковича в Москву, запланированный на 18 декабря 2012 г., не состоялся. Одной из главных причин могли быть газовые проблемы в отношениях между нашими странами. Идет сложная дипломатическая игра, включающая, с одной стороны, цену на поставляемый в Украину российский газ и проблемы транзита газа через Украину в Европу, с другой - участие Украины в схемах евразийской интеграции. Представляется, однако, что газовые проблемы при всей их важности не могут заслонить, тем более исчерпать главный вопрос – о выборе Украиной внешнеполитической стратегии на многие годы вперед. 

Конечно, украинские руководители хотели бы выстроить такую стратегию, которая даёт максимальный эффект и на Западе, и на Востоке. В этом их можно понять – подобные задачи стоят перед многими странами, в том числе перед Россией. Однако предстоящий Украине выбор намного важнее, чем выбор сравнительных выгод на западном и восточном направлениях интеграции; этот выбор из разряда культурно-исторических, или, как говорят, цивилизационных. Сделать его нелегко, принуждать к нему – неразумно, ибо это как принуждение к любви – возникающие отсюда чувства не бывают настоящими и прочными. Не принуждать, а способствовать принятию Киевом решения, подтверждающего единственно верный цивилизационный выбор – вот главная, но в то же время нелегкая и деликатная задача. И здесь вопросы тактического плана должны быть подчинены стратегии.

Как известно, в 2012 г. Украина стала полноправным членом зоны свободной торговли СНГ, которая наконец-то начала действовать. Однако это лишь первый интеграционный этап. Украина является наблюдателем, подписав и ратифицировав, согласно имеющейся информации, все 10 базовых соглашений о присоединении к Евро-Азиатскому экономическому сообществу (Евро-АзЭС), которое мало чем отличается от упомянутой зоны свободной торговли. Однако Украина пока так и не стала полноправным членом этой организации.

Качественно новым шагом является участие в Таможенном союзе (ТС), который создает единую таможенную территорию стран-участниц. В настоящее время в эту организацию входят только РФ, Белоруссия и Казахстан; Украина же, по оценкам некоторых украинских экспертов, вряд ли может подписать 22 из 51 соглашения, составляющего договорно-правовую базу ТС; эти соглашения, по их мнению, не во всём соответствуют украинскому законодательству.

Что касается следующего интеграционного этапа – создания единого экономического пространства (ЕЭП), Украине было предложено участие в его образовании. Однако она, как отмечалось, подписала 15 из 17 документов, относящихся к образованию ЕЭП; для украинских представителей под вопросом остается деятельность Евразийской экономической комиссии, которая является наднациональным регулирующим органом.

Такова картина отношения Украины к действующим на сегодняшний день интеграционным механизмам в постсоветской Евразии. Дальнейшее развитие интеграции без решения проблем предыдущих этапов будет затруднено. Поэтому базой создания Евразийского экономического союза к 2015 году видятся Единое экономическое пространство и решение всех интеграционных задач, которые остаются нерешенными.

Газовые проблемы существенно отягощают российско-украинские отношения. Новым фактом в этой области стало выставление Украине Газпромом значительного штрафа в 7 млрд. долларов за недобор в 2012 году газа, который должен был быть выбран в соответствии с договором 2009 года. Здесь снова на первый план в отношениях двух стран выходит договор, который украинская сторона открыто называет «кабальным соглашением». Те, кто знаком с историей заключения этого договора, не могут не согласиться, что подобное соглашение вряд ли возможно между стратегическими партнерами, тем более между союзниками. Прозвучавшее недавно высказывание посла Российской Федерации в Киеве о том, что газовые проблемы могут решаться и вне контекста Таможенного союза, куда для решения этих проблем российская сторона настойчиво приглашает Украину, свидетельствует о понимании Москвой значения данного вопроса. 

Cложившаяся ситуация подталкивает Украину в сторону Запада. Стратегическая задача Запада и, прежде всего, Соединённых Штатов, состоит в том, чтобы поставить надежные преграды на пути создания Евразийского союза, который без Украины теряет значительную часть своей силы. Для этого используется широкий набор инструментов: от вовлечения Украины в Евросоюз до предоставления планов разработки с помощью международных корпораций месторождений сланцевого газа на украинской территории c целью  «освобождения страны от тисков Газпрома».

Кстати, нынешняя ситуация в Болгарии, круто замешанная на энергетических проблемах, могла бы послужить предостережением Украине. Конечно, «Украина – это не Болгария», если использовать словесный прием одного бывшего украинского президента, размер имеет значение. Однако одна закономерность современной политической жизни в обоих случаях прослеживается четко. Еврофилия и американофилия практически всегда ведут к русофобии, которая не приносит счастья. Никогда и никому.

Стратегические интересы Российской Федерации и Украины требуют положительного решения газовых и иных проблем российско-украинских отношений. Это придаст новый импульс строительству полнокровного Евразийского союза, призванного стать одним из мировых центров силы в XXI столетии.