Черногория на очередном перевале

telegram
Более 60 000 подписчиков!
Подпишитесь на наш Телеграм
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться
dzen
Более 120 000 подписчиков!
Подпишитесь на Яндекс Дзен
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться

Менее чем через месяц – 7 апреля с.г. в Черногории, формально самом молодом, кстати, 13-м по счету славянском государстве, провозглашенном 3 июня 2006 года, должны пройти президентские выборы. И хотя в политической системе страны основные властные полномочия сосредоточены в руках премьер-министра, от президента, особенно если это будет независимая фигура, в выработке ее общего курса зависит немало… 

Предстоящее голосование притягивает к себе гораздо большее внимание, чем предыдущие, по двум основным причинам. Первая заключается в том, что в ближайшие год-два Черногории предстоит сделать окончательный выбор: растворится ли она в «евроатлантической семье», передав значительную часть своего недавно обретенного суверенитета в ЕС и НАТО, или сохранит собственную уникальную самобытность и привилегированные связи с цивилизационно близкими ей нациями – Россией и Сербией. Вторая причина повышенного интереса к предстоящим выборам определяется тем, что в республике после двадцати с лишним лет бессменного всевластия бывших коммунистов – ренегатов, переименовавшихся в Демократическую партию социалистов (ДПС), во главе с действующим премьером Мило Джукановичем наконец-то появилась реальная политическая альтернатива в лице лидера оппозиционного Демократического фронта Миодрага Лекича.

Людей все больше раздражают неприкрытые манипуляции со стороны режима, стремящегося любой ценой сохранить свое положение, в то время как в остальной Европе за подобные прегрешения уже ответило не одно поколение руководителей. Даже в нынешней кампании выдвижение кандидата от партии власти сопровождалось откровенным скандалом. Представляющий ДПС действующий президент Филип Вуянович, избранный на свой пост еще в 2003 году в рамках общего с Сербией государства, идет на выборы фактически в третий раз, невзирая на конституционное ограничение в два срока. «Демократические социалисты» при странном, но многозначащем молчании Европы провозгласили первый срок Вуяновича, истекший в 2008 г., когда проводились предыдущие президентские выборы, недействительным, поскольку он избирался до провозглашения независимости. Но тогда получается, что с 2006 г. по 2008 г. Вуянович занимал свой пост незаконно и его надо привлекать к ответственности за узурпацию власти. Подобного издевательства над здравым смыслом не мог даже вынести партнер ДПС по правящей коалиции лидер Социал-демократической партии (СДП) спикер парламента (Скупщины) Ранко Кривокапич. Он заявил, что будет голосовать против Вуяновича и призовет сделать то же самое членов СДП. Черногорское общество устало также от бесконечных афер и коррупционных скандалов, связанных с правящим семейством Джукановичей, от историй о спрятанных его членами в швейцарских банках миллиардах долларов. Черногорцам отнюдь не льстит идущая по Европе дурная слава об их государстве как о неком «мафиозном королевстве» на Балканах, испокон веков «промышлявшем разбоем», тем более что им есть чем по-настоящему гордиться в своей национальной истории. 

Вклад Черногории в развитие европейской цивилизации значительно превосходит численность ее населения (626 тыс.) и размеры территории (13812 кв.км). Это как раз тот случай, когда говорят: «Мал золотник, да дорог». Черногорская государственность последовательно развивалась с раннего средневековья в беспрестанных войнах за свободу с завоевателями, при этом черногорцам наряду с исключительными боевыми качествами были присущи черты философов и поэтов. Именно здесь еще в XV веке возникла, например, первая типография на кириллице. Со времен Петра Великого особые узы соединяют этот народ с Россией. А стратегическое положение в районе, где сталкивались интересы многих великих держав, Черногория сохраняет до сих пор. Особое внимание геополитики, например, обращают на жемчужину и «проклятие» Черногории – единственный на всем Средиземном море вдающийся в сушу почти на 30 км глубоководный фиорд Бока Которска. В свое время здесь, в частности, находилась главная морская база могущественной Австро-Венгерской империи, а в наши дни к нему откровенно присматриваются стратеги НАТО.

Черногория вполне определилась в отношении сближения с Евросоюзом, но весь вопрос в том, на каких условиях. Некоторые из ее соседей, например Болгария, подписали такие дискриминационные соглашения с ЕС, что ожидавшимся процветанием национальной экономики даже не пахнет, скорее, можно говорить о ее нарастающей деградации. С учетом известных финансовых проблем в южном европейском поясе (т.н. зона PIGS) ко всем новым кандидатам с похожими характеристиками Еврокомиссия предъявляет еще более жесткие требования. Перенасыщенность европейского рынка продукцией традиционного черногорского экспорта продуктов питания и легкой промышленности, крайне строгие стандарты ее производства, не терпящие национальных сортов, а подгоняющие их под вкусы евробюрократов, могут уничтожить даже те точки роста, которые имеются в экономике страны. (1) 

 В Брюсселе по-любому не рассматривают полное вступление Черногории в ЕС ранее 2020 года. В Европе любят порассуждать о торжестве законов, борьбе с коррупцией и честной конкуренции на выборах, однако подозрительно отмалчиваются по поводу «художеств» действующей власти в Черногории. Почему? Ответ прост: так удобнее держать ее под контролем и диктовать такие условия интеграции в европейские институты, которые будут максимально выгодны еврочиновникам и вряд ли ответят чаяниям самих черногорцев. Для страны подобные соглашения обернутся ущербом, но тех, кто их будет подписывать с черногорской стороны, избавят от дальнейших преследований. Вот и весь расчет. Исправить ситуацию в состоянии только совершенно новая команда не запятнавших себя коррупцией государственных руководителей и переговорщиков, которые смогут добиться более выгодных условий интеграции в ЕС. М. Лекич, например, будучи последовательным сторонником евроинтеграции, но не обремененный шлейфом коррупционных скандалов, никаких ультиматумов, идущих вразрез с интересами страны, принимать не намерен.

В НАТО Черногорию в надежде на использование ее географического положения готовы принять гораздо раньше, уже в 2014 г., что и вовсе сулит черногорцам лишь дополнительные затраты. В соответствии с действующими в альянсе нормами, делать из которых исключение для Черногории никто не собирается, страна должна будет повысить расходы на оборону до 2% ВВП, то есть практически в три раза с нынешних 50 млн. долл. до 150 млн. К этому прилагается и «дань кровью», или этакое современное янычарство, предполагающее посылку в горячие точки черногорских парней в рамках концепции «умной власти» президента Б. Обамы, направленной на постепенную замену в особо опасных местах американских военнослужащих союзниками по НАТО, прежде всего, из числа «вновь обращенных». Ожидаемое создание базы ВМС НАТО в Боке Которской вместе с загрязняющим окружающую среду ремонтным производством, которое уже жаждут перебросить со своих берегов расчетливые итальянцы, не оставит камня на камне от провозглашенного в Конституции страны статуса экологической державы. 

 В штаб-квартире НАТО в Брюсселе также внимательно изучают варианты использования главной воздушной гавани Черногории на побережье в Тивате. Гражданским перевозчикам, доставляющим туристов, здесь явно предстоит потесниться. Корабли НАТО у черногорских пляжей также могут смыть с них многочисленных туристов. Не случайно, опросы показывают, что всего лишь 30 % черногорцев хотели бы присоединиться к альянсу.

Целью ДПС поэтому является любой ценой избежать народного волеизъявления о вступлении страны в НАТО, протащив необходимое решение через парламент. Проблема состоит в том, как переманить на свою сторону недостающих у ДПС до конституционных двух третей несколько депутатов. Из переписки американских дипломатов, размещенной на сайте Wikileaks, видно, что посольство США в Подгорице также ведет работу в этом направлении, активно обрабатывая оппозицию, в частности Сербскую народную партию (СНП). Ее лидер Андрия Мандич откровенно заявил американскому послу об отсутствии поддержки данной идеи в рядах его соратников по СНП. (2) В Вашингтоне, кстати, уже отметили негативную реакцию черногорского общества на подписанное во время визита президента Вуяновича в США в 2007 г. Соглашение о статусе американских войск при их возможном пребывании в Черногории (SOFA). По этому соглашению американцам должны быть предоставлены права экстерриториальности и иммунитет от уголовного преследования за любые преступления. Власти в Подгорице заверили тогда посольство США, что данный шум вскоре утихнет в тени какого-нибудь «следующего скандала недели». (3) Тогда же Вуянович обещал направить в Афганистан «небольшую группу офицеров». (4) А ведь это только начало, еще до всякого присоединения к Черногории к НАТО.

Черногорцы народ гордый, и они не любят, когда им кто-то указывает, куда им следует вступать, а куда нет, даже из «дружественной России». Однако чрезмерные уступки в переговорах с ЕС и поспешное, без учета мнения собственного населения, «вбегание» в НАТО объективно приведут к очевидным негативным последствиям для страны. Прежде всего, именно в этом случае Черногория окажется в таком положении, когда ей будут постоянно указывать, как «правильно себя вести», не особенно прислушиваясь к ее словам и не вдаваясь в ее интересы, как это происходит со всеми малыми членами указанных глобальных структур. Смириться с этим обществу будет трудно. Черногорцы не случайно с энтузиазмом воспринимали самоуправленческие опыты и политику неприсоединения к блокам бывшей Югославии, ведь это отвечало их собственному историческому опыту и народному духу. Раздел СФРЮ закончился. Республиканские границы признаны, и реальная опасность для Черногории исходит не от соседей, а от неэффективного руководства и перспективы потеряться в огромном мире, попав в гораздо более плотную зависимость от внешнего управления, чем это было до сих пор. Нейтралитет - это не пассивность и не изоляция. Нейтральные Швейцария, Австрия, Финляндия, Швеция – это сверхпреуспевающие и весьма активные на международной арене страны. В хороших отношениях с нейтральным государством заинтересованы все, и тогда «малое превращается в великое». Кандидат в президенты страны от оппозиции Миодраг Лекич, проведший много лет на дипломатической службе, прекрасно понимает это, а потому последовательно выступает за проведение общенародного референдума по вопросу вступления Черногории в НАТО, подчеркивая, что «есть и другие варианты» обеспечения национальной безопасности. 

Черногория, как мы уже сказали, - 13-я по счету славянская держава, но для нее это число несчастливым не является. 13 июля 1878 г., например, на Берлинском конгрессе благодаря усилиям русской дипломатии и ее главы канцлера А. М. Горчакова была признана независимость Черногории. 13 июля 1941 г. своего рода историческим ответом Черногории на нападение Германии на Советский Союз, который черногорцы по привычке продолжали называть Россией, стало вспыхнувшее в этой стране первое в Европе антифашистское восстание. Говорят, что, освободив почти всю свою территорию от итальянцев, черногорцы тут и там разводили большие костры, ожидая «русских парашютистов». Однако совместная борьба до полной победы продолжалась потом еще четыре долгих года. Теперь выборы в 2013 году - и, согласно устоявшейся числовой символике, они также могут принести Черногории очень важные благоприятные перемены.