Миодраг Лекич – кандидат в президенты Черногории

telegram
Более 60 000 подписчиков!
Подпишитесь на наш Телеграм
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться
dzen
Более 120 000 подписчиков!
Подпишитесь на Яндекс Дзен
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться

7 апреля с.г. на президентских выборах Черногория столкнется с новым для себя явлением. Устоявшемуся порядку вещей, когда страной управляла более 20 лет одна и та же команда из ограниченного числа лиц, накопивших за это время многомилионные и миллипардные состояния, брошен серьезный вызов. Представителю партии власти, действующему президенту Ф. Вуяновичу будет противостоять лидер Демократического фронта - профессор Миодраг Лекич, сумевший объединить разрозненные оппозиционные силы в рамках единого движения. По многим оценкам, у оппозиции впервые есть реальный шанс повлиять на ход развития Черногории…

Миодраг Лекич – опытный, состоявшийся политик,  ранее работавший, главным образом, на дипломатической службе. Родился 21 ноября 1947 года в Баре - одном из старинных городов черногорского приморья, в семье директора гимназии. Первоначально место это называлось Антибари, поскольку было расположено точно на противоположном берегу от известного итальянского города Бари. Эта незримая связь во многом предопредила и судьбу Миодрага Лекича. Прекрасно владея итальянским языком (а помимо него еще и французским, английским и португальским), он на дипломатической службе бывшей Союзной Республики Югославии в роли посла в Риме (1995 – 1999 гг. и 2001 – 2003 гг.) был одной из самых заметных фигур в дипкорпусе не только в интеллектуальном плане, но и, например, в качестве чемпиона по теннису. Следуя лучшим традициям культуры своего народа, он написал и издал в Италии серьезные труды по ее истории и о прошлом черногорско-итальянских связей. В условиях продолжавшегося тогда кризиса на постюгославском пространстве Лекич не скрывал, что по национальному мироощущению чувствует себя черногорцем. При этом он никогда не ставил под сомнение тесную переплетенность национально-исторических судеб черногорцев и сербов. В Белграде Лекича высоко ценили за способности и высокий уровень связей в итальянском обществе, но не вполне доверяли из-за «чрезмерного черногорства». Между тем, когда наступил драматический 1999 год и в небе над Белградом и другими городами СРЮ закружили натовские самолеты, Лекич в Риме день за днем стучался в самые высокие двери, требуя прекратить эти варварские акты (а бомбардировщики в основном летели с натовской базы в итальянском Авиано), мобилизовывал общественность на акции протеста, без конца выступал в печати и на телевидении, разоблачая агрессию и донося информацию о страданиях мирного населения. Этот опыт он потом обобщил в книге «Моя война против войны»,  написанной по-итальянски.  Когда книга появилась на родине, Лекич в качестве символического акта солидарности посетил место гибели группы черногорских школьников, убитых во время натовской бомбардировки в местечке Мурино.

В 1992 – 1995 гг. Лекич работал министром иностранных дел в правительстве тогдашнего и нынешнего премьера Черногории М. Джукановича. Так что нравы и приемы сегодняшних оппонентов известны ему не понаслышке. Именно в Италии проворачивали они свои основные махинации, там же с размахом проматывали присвоенные в период «дикой» приватизации средства. Лекич тогда категорически отказался предоставлять этим «новым князьям» Черногории дипломатическую крышу или покрывать их в итальянских правоохранительных органах, как, например, в ситуации с уголовным делом, впоследствии замятом, открытом в прокуратуре г. Бари против М. Джукановича по поводу крупномасштабной контрабанды сигарет. С того момента дороги М. Лекича и ныне действующей власти полностью разошлись. На Западе и, прежде всего, в США были прекрасно информированы о всех перипетиях «великой криминальной революции» в Черногории. Из телеграмм американского посольства в Риме, размещенных на сайте Wikileaks, можно видеть, что советник президента Италии С. Стефанини называл, например, в беседах с американцами Черногорию «нелегальной Швейцарией посреди Балкан», существующей почти исключительнно на доходы от контрабанды.(1)  Советник-посланник США в Риме Джери Роббинс сообщал в Вашингтон, что у итальянцев есть конкретные и убедительные доказательства вовлеченности Джукановича в контрабандные сделки. Он отмечал также, что закончивший свою миссию посла в Италии Миодраг Лекич «не был другом Джукановича», а попытки обелить последнего от обвинений предпринимал специально направленный представитель Черногории Любомир Перович.(2) Вообще на Западе в период перед референдумом о независимости Черногории, как свидетельствует эта переписка, поначалу и слышать не хотели о ее самостоятельности именно из-за криминального характера установившегося  режима, а потом вдруг дружно заняли противоположную позицию, хотя в самой республике ничего не изменилось. Всё объясняется просто: коррумпированные руководители Черногории выразили полную готовность, не считаясь с национальным суверенитетом, следовать в фарватере западной политики.

В этих условиях Миодраг Лекич повел себя в полном соответствии с представлением о достоинстве черногорцев. Он не боялся высказываться в пользу независимости Черногории в начале 90-х гг. в эпоху всесилия С. Милошевича, когда нынешние лидеры этой страны «не поднимали головы». Однако не считал достойным «пинать раненного льва» и не принял участия в референдуме 2006 г. по вопросу о выходе Черногории из государственного союза с Сербией, оставшись в Италии, где преподовал курс международных отношений в престижных университетах страны, включая ее дипломатическую акдемию. На родине из-за обструкции властей для него места не нашлось. Много писал по актуальным проблемам мировой политики, в том числе для известного геополитического журнала «Limes». По его мнению, нельзя было отделять вопрос о государственности от того, кто и в каком направлении будет заниматься ее построением. Опасения М. Лекича во многом оправдались. За независимость на референдуме проголосовали 55,5% избирателей, всего лишь на 0.5% больше от установленного порога международного признания его результатов, 45,5% проголосовали против. Общество, таким образом, оказалось разделенным. Не консолидировано оно и до сих пор. Пятна коррупции и злоупотреблений не дают Черногории двигаться вперед.

В 2012 году Миодраг Лекич все же вернулся на родину и возглавил в качестве «внепартийного деятеля» широкую оппозиционную коалицию, названную Демократический фронт. Цель этого объединения – «донести правду до народа» о состоянии страны, сменить демократическим путем правящий режим, осуществить фундаментальные перемены, очистив страну от криминала и коррупции, утвердить моральные ценности, отвечающие «наилучшим черногорским традициям и достижениям современной европейской цивилизации». Общество должно стать «Трудовым, Умным, Богатым и Солидарным».(3)  Эта обширная и конкретная программа, состоящая из детально проработанных 595 мер, легла в основу тех намерений, с которыми пошел Миодраг Лекич и на нынешние президентские выборы.

Лозунг его кампании - «Подлинный президент». Смысл лозунга в том, что действующий ныне и идущий на третий срок президент Черногории Ф. Вуянович самостоятельной величиной не является, слепо следуя всему, что решает дергающий за ниточки глава правительства М. Джуканович. Лекич собирается воспользоваться всеми полномочиями, которые предоставляет пост президента, для того чтобы обеспечить эффективное разделение властей. Однако это только первый этап, на следующем он намерен способствовать проведению досрочных парламентских выборов, после которых можно будет сменить правительство. Именно этой перспективы Джуканович опасается больше всего, а поэтому пытается с помощью подконтрольных ему СМИ всячески опорочить своего противника. Любопытно, однако, что среди многих надуманных обвинений, звучащих с этой стороны по адресу Лекича, нет ни одного обвинения в коррупции или злоупотреблениях – им бы просто никто не поверил. А это дорогого стоит. Достаточно сказать, что вся избирательная кампания Лекича оценивается в скромную сумму 300 тыс. евро. Опасения все же вызывают сведения о готовящихся административной машиной крупномасштабных манипуляциях со списками избирателей и т.д.

Особый интерес представляет международная программа Миодрага Лекича.

Он разделяет идею интеграции Черногории с Евросоюзом, но не удовлетворен тем, что переговоры о втуплении в ЕС ведутся крайне непрофессионально и по существу капитулянтски. Власть озабочена на этих переговорах не столько защитой национальной экономики, сколько сохранением своих привилегий. Лекич считает, что Подгорице необходимо выработать новую переговорную платформу и проанализировать пункт за пунктом все положения будущего договора с ЕС с точки зрения того, насколько они выгодны самой Черногории. Будучи независимым от внешних факторов воздействия, хорошо владея предметом и придавая большое значение юридическим и другим деталям, вдаваться в которые многие политики не любят, он готов сражаться за каждую запятую и, судя по всему, в состоянии обеспечить наиболее выгодные для Черногории условия интеграции с ЕС.

Не ставя под сомнение заключенные ранее соглашения в области международной безопасности, Лекич полагает, что такой принципиальный вопрос, как вступление Черногории в НАТО, может быть решен только на общенародном референдуме. При этом должны быть изучены и другие варианты обеспечения национальной безопасности, например «оборонительная составляющая ЕС». По его словам, подход нынеших властей к данной проблеме напоминает 1948 год в бывшей Югославии, когда народ ставили перед идеологизированной дилеммой выбора между «Сталиным и Тито».

Лекич осуждает «слишком поспешное» признание Черногорией независимости Косова, полагая, что ей в этом вопросе не следовало бы опережать Сербию. Отношения с Белградом в целом, на его взгляд, должны носить приоритетный характер. «Антисербская политика, -  говорит Миодраг Лекич, - это античерногорская политика». (4)

Внимательно наблюдая за последними тенденциями в мире, Миодраг Лекич в одной из своих статей отмечает, что в условиях глобального финансового кризиса целые группы стран тем не менее демонстрируют уверенную динамику развития, например государства, входящие в BRICS. При этом он обращает внимание на заметный прогресс, который за последние годы проделала Россия, «возвращению» которой на прочные международные позиции в значительной степени способствовала «геополитика нефти и газа». (5)  Для укрепления отношений Черногории с Россией, по мнению Лекича, имеется еще много возможностей.

Вообще по масштабу личности, принципиальности и особенностям мировоззрения Миодраг Лекич напоминает знаменитого сингапурского государственного деятеля и реформатора Ли Куан Ю. Тот тоже начинал в своей маленькой стране с борьбы с коррупцией, а сделал, в конце концов, Сингапур «Трудовым, Умным, Богатым и Солидарным» - и авторитетным во всём мире.

(1)  http://wikileaks.org/cablegate.html/02ROME585.htm
(2)  http://wikileaks.org/cablegate.html/03ROME3381.htm
(3)  http://www.demokratskifront.me/index.php/program
(4)  http://srbin.info/2012/10/miodrag-lkic-opozicija-pred-velikom/
(5)  http://cemp.me/main/mne/vijesti-mne/26-rijec-direktora-centra-neizvjesn…
 

Статьи по теме