Российско-сербские отношения выходят на новый уровень. Расширяется круг связывающих две страны инвестиционных проектов, ключевое значение среди которых имеет строительство газопровода «Южный поток». В ходе визита премьер-министра Сербии Ивицы Дачича в Москву 9-11 апреля стороны подписали большой пакет документов, включая Соглашение между правительством Российской Федерации и правительством Республики Сербия о предоставлении Сербии государственного финансового кредита. Россия выступила с предложением взять на себя финансирование строительства участка газопровода, проходящего через Сербию, с тем чтобы Сербия впоследствии погасила свою долю инвестиций из тарифов за транзит газа по её территории (1).
Затрагивался на переговорах в Москве и косовский вопрос. Для сербского руководства, отметил И.Дачич, приоритетом является вступление в ЕС, учитывая, что географическое положение страны не позволяет Сербии присоединиться к евразийским интеграционным процессам (2). Однако на пути к обретению Сербией членства в Евросоюзе главным препятствием является требование Брюсселя об установлении добрососедских (как с независимым государством. – А.Ф.) отношений Сербии с так называемой Республикой Косова. Причем в Евросоюзе настаивают на получении зримых результатов переговорного процесса в предельно сжатые сроки. В результате сербское руководство оказалось в жестких тисках, став заложником выбора курса на евроинтеграцию.
Движение в Евросоюз коренным образом расходится с национально-государственными интересами Сербии в том, что касается сохранения её территориальной целостности, суверенитета и Основного закона. Отсюда – двойственность, прозвучавшая и в словах сербского премьера: «С одной стороны, мы никогда не согласимся с провозглашением независимости Косова в одностороннем порядке»; с другой стороны – необходимо продолжать диалог с Приштиной, «конечно, не соглашаться со всем, что нам предлагают, – то, что было сейчас на столе, мы с этим не могли согласиться. Но мы готовы продолжать переговоры» (3).
По сути, итогом переговоров Белград – Приштина под эгидой ЕС стал тупик. Как посредник, так и косовская сторона, исходя из постулата о независимости Косова, были готовы принять лишь полную капитуляцию сербской стороны. Противостоять объединенным усилиям Брюсселя и Приштины было практически невозможно, учитывая и то, что международные позиции Сербии в своё время были подорваны варварскими бомбардировками НАТО. Переговоры под эгидой ЕС отчетливо показали: Сербию превращают в объект международной политики, лишая - в данном формате переговоров - инструментов защиты своих национальных интересов.
Давление Западного блока в части условий и сроков окончания переговоров с Приштиной побудило Белград задуматься о возможности поддержки в этом вопросе со стороны России, ранее отстранённой от переговорного процесса совместными действиями США, ЕС и режима Б.Тадича. В 2007 г. представители ЕС и США в одностороннем порядке заявили, что переговоры по статусу Косова в рамках Совета Безопасности ООН не увенчались успехом, в связи с чем косовский вопрос должен решаться исключительно под патронатом Евросоюза и НАТО.
Прямым следствием вывода переговоров за рамки ООН стало одностороннее провозглашение независимости Косова в 2008 г. Международный суд ООН в июле 2010 г. придал акту сецессии видимость легитимности, постановив, что «Декларация о независимости Косова» не противоречит нормам международного права. Политическое давление ЕС на Сербию (главы дипломатии Германии и Великобритании посетили тогда Белград) привело к согласию режима Б.Тадича закрепить достигнутый Приштиной успех: сербская резолюция в Генеральной ассамблее ООН была изменена. В результате ГА ООН в сентябре 2010 г. констатировала, что позиция Международного суда соответствует международно-правовым нормам, а диалог между Белградом и Приштиной приветствуется при посредничестве Европейского союза.
Переговоры команды Борко Стефановича (2011 год) неуклонно вели к признанию независимости Косова де-факто. Связав себя данными при Б.Тадиче обязательствами по переговорам в отношении выполнения парафированных Б.Стефановичем, но не подписанных соглашений, а также посредничества ЕС, правительство Сербии оказалась в ситуации, когда надо было либо отвергнуть «европейское решение», диктуемое Брюсселем, либо отказаться от Косова.
Потребовались годы, чтобы с неумолимой ясностью пришло осознание того, что аппетиты Запада только растут (от ультиматума Ангелы Меркель Б.Тадичу до германского же ультиматума из «семи пунктов», предъявленного нынешним властям Сербии) - и ничего другого здесь быть не может. Аргументы сербской стороны Запад не слышит. Интересы сербов не учитываются даже в минимальном объеме. У Сербии нет шансов самостоятельно выбраться из ситуации дипломатического и политического тупика, иначе как приняв условия капитуляции. Это острый рецидив политики силового давления.
О непростой ситуации, в которой оказалось сербское руководство, могут свидетельствовать несколько заявлений, сделанных в последнее время.
10 апреля 2013 года в ходе переговоров с председателем правительства РФ И. Дачич признал: «Если мы хотим, чтобы Россия более активно участвовала в этом процессе, мы должны консультироваться относительно каждого нашего шага, которые мы делаем по этому вопросу, и не делать каких-то односторонних движений, которые потом очень трудно исправить, как, например, сделанное без консультаций предложение Генеральной ассамблее ООН о переносе переговоров в Европейский союз. И они сейчас находятся на уровне Европейского союза. А сейчас Сербия просит Россию, чтобы ей помогли вернуть эти переговоры в рамки ООН» (4).
А уже 11 апреля 2013 года в эксклюзивном интервью «Голосу России» он заявляет: «Сейчас, когда у нас имеются проблемы с Евросоюзом, ожидать, что Россия как-то исправит это решение, было бы некорректно и нереально. К тому же очень сложно предсказать последствия такого шага. В любом случае мы рассмотрим все возможности» (5).
14 апреля вице-премьер правительства Сербии А.Вучич отметил стремление Белграда достигнуть соглашения с «международным сообществом» и Приштиной, если оно будет удовлетворять «нашим (сербским. – А.Ф.) элементарным государственным и национальным интересам» (6). В тот же день И.Дачич выразил готовность вести переговоры с Приштиной напрямую, без посредников (7), но эту идею отверг «косовский премьер» Хашим Тачи.
Решение косовского вопроса, как многократно указывала российская сторона, должно стать универсальным для всех подобных случаев - а таких «замороженных конфликтов» в Европе довольно много. Косово как возможный прецедент не должно стать опасным для мира и европейской безопасности, учитывая, что рисков в этом плане больше чем достаточно: наркотрафик глобального уровня, разнообразная криминальная активность косовских кланов, американская база «Бонстил», тяготение к созданию Великой Албании с формированием мощного центра исламского радикализма и терроризма, непрекращающееся насилие в отношении сербского населения.
Возвращение переговоров Белграда и Приштины в ООН – единственно возможный путь к решению косовского вопроса на основе равноправия, баланса интересов и взаимного уважения.
(1) Российско-сербские межправительственные переговоры 10 апреля 2013 // http://government.ru/special/docs/23846/
(2) http://www.ruserbia.com/politics/1143-ivitsa-dachich-rossiya-na-nas-zli…
(3) http://www.b92.net/info/vesti/index.php?yyyy=2013&mm=04&dd=11&nav_categ…
(4) Российско-сербские межправительственные переговоры 10 апреля 2013 // http://government.ru/special/docs/23846/
(5) http://rus.ruvr.ru/2013_04_11/Ivica-Dachich-Mi-hotim-maksimalnogo-sbliz…
(6) http://srb.fondsk.ru/news/2013/04/14/srbiia-zheli-da-postigne-sporazum-…
(7) http://fakti.org/serbian-point/dacic-rusija-je-kljucni-faktor-razvoja-i…