Твёрдая позиция Москвы

telegram
Более 60 000 подписчиков!
Подпишитесь на наш Телеграм
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться
dzen
Более 120 000 подписчиков!
Подпишитесь на Яндекс Дзен
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться

Договор с Приштиной, который премьер-министр Сербии Ивица Дачич парафировал в Брюсселе 19 апреля, стал в последние дни центральной темой балканских СМИ.

Голоса сербских парламентских партий в оценке договора разделились. Главным критиками договора выступила Демократическая партия Сербии и её лидер Воислав Коштуница. Партия провела митинг, бросив в лицо властям обвинение в предательстве национальных интересов, особенно интересов косовских сербов. В других партиях мнения разделились, но в целом большинство парламентариев договор одобрили. 

Заседание правительства по вопросу о парафировании договора 19 апреля было довольно бурным. Несколько министров во время обсуждения выразили сомнения в правильности принятых решений, а директор Канцелярии по Косову и Метохии Александр Вулин посчитал, что должен подать в отставку, так как он обещал сербам Косова, что соглашение будет учитывать все их права. Его твёрдое «нет» показало, что в правительстве нет единства по вопросу о Косове. Правда, директор Канцелярии по Косову и Метохии не является министром, поэтому в письме в Евросоюз Белград сообщил, что правительство приняло договор единогласно. 

Казалось бы, теперь остаётся лишь ожидать решения шефов дипломатии Евросоюза: согласятся ли они в июне определить для Сербии дату начала переговоров о вступлении в ЕС. 

Однако не всё так просто. В Евросоюзе есть страны, и прежде всего Германия, которые давно выдвигают Белграду дополнительные требования. Видимо, выполнением одного из таких требований стало неожиданное заявление президента Т. Николича телевидению Боснии и Герцеговины, в котором он извинился перед мусульманами и попросил «помилования для Сербии за преступления в Сребренице». Т.Николич пообещал также посетить Сребреницу и поклониться жертвам преступлений. При этом президент Сербии не пообещал посетить музей жертв сербского народа в окрестностях Сребреницы, а немецкая Schwäbische Zeitung 25 апреля внятно разъяснила: «Простое извинение за Сребреницу не может автоматически открыть дверь в ЕС». Так что сербам надо ждать предъявления новых требований.

Договор с Приштиной от 19 апреля встретил серьёзное сопротивление со стороны косовских сербов. Отвергнув официальную позицию, они вышли на улицы и заявили, что не допустят косовские власти в свои общины. Косовские сербы настаивают на сборе подписей для проведения референдума, а 7-9 мая готовятся прийти из Косова в Белград и провести массовый митинг. Ещё одним очагом сопротивления решению правительства стала Сербская Православная Церковь. Синод СПЦ осудил договор, считая, что он фактически признаёт существование в Косове и Метохии государственной власти, независимой от Белграда. Несогласие с договором выразила и внепарламентская оппозиция: организация «Двери Сербские» и Сербская Радикальная партия в знак протеста вывели своих сторонников на улицы.

Многие наблюдатели сомневаются в аутентичности появившегося в печати текста договора из 15 пунктов. Сомнения касаются создания Объединения сербских общин там, где сербы составляют большинство. В пункте 9 договора определено, что полиция сербских общин будет полностью интегрирована в структуры косовской полиции и зарплату будет получать из Приштины (правда, начальник полиции будет назначаться из сербов, а состав полиции должен отражать этнический состав общин). Данный пункт означает, что, когда откроют границы сербских общин, туда хлынут албанцы, которые вольются и в полицию сербских общин. 

В СМИ сообщалось, что Хашим Тачи пошёл на уступки по созданию Объединения сербских общин лишь потому, что Белград пообещал не возражать против места Косова в ООН. В тексте договора (пункт 14) сказано также, что «ни одна сторона не будет блокировать и не будет подбивать других саботировать продвижение обеих сторон по пути вступления в ЕС». Так вот, журналисты пишут о том, что пункты 9 (о полиции) и 14 (о вступлении в ЕС) до сих пор не согласованы до конца. А значит, эти пункты могут быть изменены не в пользу сербов, что делает обстановку в стране ещё более напряжённой. 

С 2007 года Москва твёрдо поддерживает Сербию в Совете Безопасности ООН в косовском вопросе. Она заблокировала принятие «плана Ахтисаари» по Косову, отрицательно отнеслась к размещению в крае миссии ЕУЛЕКС, возражала против создания Международной гражданской канцелярии и Международной руководящей группы. Однако сербские руководители согласились на переговоры под руководством ЕС (а не ООН), отклонив тем самым поддержку Москвы и приняв всю ответственность за отторжение Косова от Сербии на себя. Во время визита в Москву сербский премьер даже не ставил вопрос о возможности изменения формата переговоров с Приштиной и не просил поддержки в защите прав косовских сербов. 

Принципиальные основы внешней политики России не зависят от того, в какую сторону под влиянием обстоятельств склоняется международный курс той или иной страны. Как заявила 25 апреля «Российская газета» со ссылкой на высокопоставленный источник в Министерстве иностранных дел РФ, «Россия продолжит блокировать попытки Косова вступить в любые международные организации».