Со времени последнего, пятого по счёту, саммита группы БРИКС, состоявшегося в марте 2013 года в южноафриканском Дурбане, солидарное участие «пятёрки» (Бразилия, Россия, Индия, Катай, ЮАР) в международных делах стало ещё более заметным. При этом не будет преувеличением сказать, что Россия играет в БРИКС роль концептуального лидера. Об этом свидетельствует и подготовленная российской стороной к саммиту в Дурбане «Концепция участия Российской Федерации в объединении БРИКС», в которой, в частности, отмечается: «Становление БРИКС отражает объективную тенденцию мирового развития к формированию полицентричной системы международных отношений и усилению экономической взаимозависимости государств. В такой системе все более широкое применение находят неинституциональные структуры глобального управления и сетевая дипломатия. Основу влиятельности БРИКС на международной арене составляют растущая экономическая мощь государств-участников, значимость их деятельности как одной из главных движущих сил развития глобальной экономики, значительная численность населения, наличие богатых природных ресурсов».
Главным событием саммита БРИКС в ЮАР стало политическое решение о создании Банка развития БРИКС. Можно ожидать, что к следующей встрече стран-участниц БРИКС, которая пройдет в 2014 году в Бразилии, вопросы о том, где будет находиться штаб-квартира банка, какими будут принципы его управления, объем капитала и размер взносов стран-участников, будут решены уже в рабочем порядке. Как отмечал В.Путин перед саммитом в ЮАР, «БРИКС определяет свою работу на основе Планов действий, принимаемых ежегодными саммитами. Прошлогодний – Делийский план действий определил семнадцать направлений взаимодействия. В их числе – встречи министров иностранных дел «на полях» Генассамблеи ООН, совместные заседания министров финансов и управляющих центральными банками «на полях» совещаний «Группы двадцати», Всемирного банка, Международного валютного фонда, контакты по линии других ведомств».
А самое важное – страны БРИКС подтвердили свою общую стратегическую линию на изменение мировой финансовой системы и приведение ее в соответствие с реальным весом крупнейших национальных экономик в мировой табели о рангах.
Идея создания Банка развития БРИКС отталкивается от простого факта: Запад заблокировал перераспределение голосов (квот стран) в МВФ в соответствии с меняющимся экономическим удельным весом отдельных государств. Решение о перераспределении квот в рамках реформы МВФ к январю 2013 года было принято на саммите МВФ в Сеуле еще в 2010 году. В 2012 году в ходе консультаций должна была быть определена формула формирования квот, а в 2013 году - и сами квоты для тех стран, роль которых в мировой экономике выросла за последние годы. Однако этого не произошло. Если вопрос не сдвинется с места на саммитах G8 в июне и G20 в сентябре текущего года, это, надо полагать, лишь ускорит создание нового мирового финансового института силами объединения БРИКС.
По сути дела, взаимодействие стран группы БРИКС на направлениях поиска решений глобальных финансово-экономических проблем представляет собой становление нового экономического полюса мира. Можно также предположить, что в случае попыток Запада противодействовать выработке более справедливых правил игры в международных экономических отношениях консолидация внутри БРИКС начнёт принимать какие-то новые формы. Вполне возможно расширение состава этого объединения. Как заметил 2 мая в интервью французской газете Le Mond президент Венесуэлы Николас Мадуро, БРИКС - «это блок, который в глобальном масштабе может изменить баланс политических сил в мире».
Интересная статья о «новом банке развития Нового мира» как инициативе БРИКС появилась 3 мая на сайте Проект «Синдикат». Авторы статьи - Николас Стерн (президент Британской академии, профессор экономики и руководитель Центра азиатских исследований в Лондонской школе экономики и политических наук), Джозеф Стиглиц (лауреат Нобелевский премии и профессор экономики в Колумбийском университете), Амар Бхаттачария (директор G-24 (1)) и Маттиа Романи (заместитель генерального директора Института глобального зеленого роста - Global Green Growth Institute). Отмечая, что важность идеи создания Банка развития БРИКС «невозможно переоценить», они пишут: «Новый банк развития, безусловно, необходим. Требования к развитию инфраструктуры только в странах с формирующейся рыночной экономикой и странах с низким уровнем дохода огромны… В то же время, по некоторым оценкам, два миллиарда человек переедут в города в ближайшую четверть века…. Для решения этих и других проблем, стоящих перед развивающимся миром, затраты на инфраструктуру придется поднять примерно с 800 млрд. долларов до как минимум 2 трлн. долларов в год в ближайшие десять лет…. Новый банк может сделать существенный вклад в здоровье мировой экономики, облегчая переход к новым полюсам роста и спроса, помогая восстановить равновесие между мировыми сбережениями и инвестициями и направляя избыточную ликвидность на продуктивное использование. Он станет не только двигателем устойчивого экономического роста в развивающихся странах, но и окажет содействие реформам в существующих многосторонних финансовых институтах – изменения, от которых все мы, и развитые, и развивающиеся страны, только выиграем».
И эти оценки видных специалистов, и встреча в Дурбане, и последовавшие за ней переговоры В.Путина с президентом ЮАР Дж.Зумой в Москве в середине мая ещё раз подтверждают: у группы БРИКС есть на сегодняшний день всё, чтобы трансформироваться в полномасштабный механизм стратегического взаимодействия. Время для такого шага пришло, и время не ждёт.
(1) G24 (Группа 24) создана в 1971 г. для координации позиций развивающихся стран по вопросам международных финансов и развития