Венесуэла: президент Мадуро и тактика диалога с оппозицией

telegram
Более 60 000 подписчиков!
Подпишитесь на наш Телеграм
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться
dzen
Более 120 000 подписчиков!
Подпишитесь на Яндекс Дзен
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться

Оппозиционный депутат венесуэльского парламента Исмаэль Гарсия провёл 20 мая в Каракасе пресс-конференцию, на которой воспроизвёл запись беседы между известным телеведущим Марио Сильвой и Арамисом Паласио, предполагаемым сотрудником кубинской разведки. Гарсия не объяснил, каким образом запись продолжительностью в 65 минут, подлинность которой ещё требуется доказать, попала в его руки, но содержание беседы вызвало острую реакцию и у сторонников, и у противников режима. Что в действительности происходит в высших эшелонах власти в Венесуэле? Так ли монолитно государственное руководство, как стремится показать президент Николас Мадуро? Что предпримет Мадуро, чтобы нормализовать обстановку в условиях, когда половина избирателей проголосовала на президентских выборах 14 апреля за его оппонента Энрике Каприлеса

Если доверять записи, Марио Сильва рассказал Арамису Паласио о противоборствующих группировках в стане боливарианцев, возглавляемых, по его словам, президентом Мадуро и Дьосдадо Кабельо, председателем Национальной ассамблеи. Кабельо, якобы замешанный в коррупции на миллионы долларов, не смирился с тем, что Уго Чавес назначил своим преемником Николаса Мадуро, и пытается переломить ситуацию в свою пользу. Сейчас Кабельо укрепляет свои позиции в армии, в органах безопасности и полиции. Ближайшая его задача - назначение на пост министра обороны лично преданного ему человека. Для этого распространяются слухи, порочащие нынешнего министра Диего Молеро, которому Уго Чавес всецело доверял. Сильва указал также (опять-таки, если считать запись беседы подлинной) на «чрезмерное» влияние жены президента Силии Флорес на характер принимаемых главой государства решений. 

Современные технологии позволяют составить такую «беседу» с помощью фрагментов из сотен интервью и передач, которые Марио Сильва провёл в прошлом. В течение многих лет он занимался контрпропагандой в венесуэльском телеэфире, разоблачал активные мероприятия спецслужб США и Израиля, направленные против Чавеса и его правительства. Он нажил себе много врагов и в боливарианских рядах, указывая на мнимых союзников, членов «пятой колонны», коррупционеров. Журналисту пришлось пережить несколько покушений, обзавестись телохранителями, а в последнее время даже получить из армейского арсенала оружие для самообороны. Запись беседы с кубинцем Сильва назвал «подделкой, к которой имеет отношение Моссад», и признал, что план «ликвидации» его телепрограммы «Бритва» (La Hojilla) «был почти безукоризненным» и привёл к его отстранению от работы на государственном телеканале.

Некоторые аналитики связывают отстранение Марио Сильвы от работы на телеканале со сменой внутриполитического курса, которую шаг за шагом осуществляет правительство Мадуро. Этот процесс «наведения мостов», налаживания диалога с оппонентами носит вынужденный характер, но иного выхода у преемника Чавеса сейчас, пожалуй, нет. Курс на разрядку отношений, поиск потенциальных попутчиков в лагере тех, кто недавно воспринимался как противник, - выглядит политической необходимостью. Альтернатива диалогу – дестабилизация. В последние дни президент провёл встречи с владельцами телеканалов «Веневисьон», «Телевен» и «Глобовисьон». Последний из них, «новостной канал 24 часа в сутки», Уго Чавес считал «самой опасной политической партией» в Венесуэле. Накануне этих встреч Мадуро фактически повторил слова Чавеса: «Эти телеканалы представляют огромную коммуникационную мощь. И в прошлом воспользовались ею для организации государственного переворота. Их нельзя недооценивать. Я буду говорить с их владельцами с предельной откровенностью». 

Инициатива президента в заметной степени повлияла на информационную политику телеканалов. «Глобовисьон» отказался от привычно конфронтационной тональности передач. Объективное освещение событий, приглашение в программы сторонников боливарианского режима стали нововведениями, которые заметили все. Телеканал заметно сократил время вещания, посвящённое Энрике Каприлесу. Заявления Каприлеса о том, что он не признаёт Мадуро как президента, его призывы сопротивляться режиму, его лихорадочная активность по налаживанию контактов с экстремистскими элементами в США и Колумбии, чтобы привлечь их к операциям на территории Венесуэлы, - всё это вызывает серьёзные опасения у здравомыслящих оппонентов Мадуро. Они понимают, что Каприлес готов ввергнуть страну в гражданскую войну по причине своих неудовлетворённых президентских амбиций. 

Мадуро провёл серию встреч с предпринимателями, на которых обсуждалась острая проблема производства продуктов питания. Особенно значимым был обмен мнениями с Лоренсо Мендосой, председателем крупнейшей продовольственной компании «Polar», производящей широкий ассортимент товаров – от кукурузной муки и риса до мороженого и пива. По данным журнала «Форбс», состояние 47-летнего Мендосы превышает 4 миллиарда долларов. Свою карьеру в «Polar» Лоренцо начинал грузчиком: по настоянию отца он прошёл по всем служебным ступенькам, чтобы лучше понять, как функционирует семейный бизнес. Сейчас на предприятиях Мендосы трудится около 40 тысяч человек, высокий уровень социального обеспечения которых является для них своего рода «прививкой» от увлечения боливарианскими идеями. 

На встречу с Мендосой Мадуро пригласил министров экономического блока, чтобы наметить конкретные вопросы для будущих консультаций. Глава «Polar» заявил позднее, что беседа с президентом проходила в «очень сердечной обстановке, была откровенной, без политизации». Мадуро обещал Мендосе содействие государства, чтобы его предприятия производили больше продуктов питания первой необходимости и напитков тех марок, к которым привыкли венесуэльцы. Сам факт встречи Мадуро и Мендосы, предок которого был первым президентом независимой Венесуэлы (Кристобаль Мендоса, 1811–1812 гг.), интересен тем, что ещё Уго Чавес не исключал, что в перспективе предприниматель может стать кандидатом правых сил на президентский пост. Подобные примеры в Латинской Америке уже есть. В Чили на президентских выборах победил олигарх Пиньера, в Панаме – Мартинелли, в Колумбии – Сантос. 

Одновременно Мадуро предпринимает шаги по активизации социальной политики. Почти еженедельно сообщается о вручении ключей от новых квартир десяткам и сотням семей, хотя жилищное строительство по-прежнему остаётся приоритетной задачей. Большое внимание президент уделяет армии. Совсем недавно было объявлено об увеличении зарплаты военнослужащим на 40 %. За рубежом будет приобретено 20 тысяч автомобилей, чтобы распределить их по льготным ценам среди офицерского состава. 

Эти меры правительства заметно понизили градус полемики с оппозицией. Президент Мадуро расценил оглашение беседы Сильвы и кубинца Паласио как попытку «политического убийства Дьосдадо Кабельо»: «Сначала они [правые силы в стране и за рубежом] хотят уничтожить его морально, а потом и физически». Между тем прокуратура начала проверку по делу о записи беседы Сильва - Паласио. Эксперты обратили внимание при прослушивании записи, что собеседник Сильвы не имеет типичного кубинского акцента, а сам тележурналист за время разговора, длившегося более часа, ни разу не кашлянул, хотя эта его привычка хорошо известна телезрителям. Настораживает и то, что «запись» предал гласности Исмаэль Гарсия, который до 2007 года сотрудничал с Уго Чавесом, но потом перебежал к оппозиции. Чавес назвал его предателем, имея в виду, что Гарсия всегда выдавал себя за социалиста и даже прошёл курс обучения профсоюзных работников на Кубе. 

Сегодня Гарсия находится в первых рядах борьбы с боливарианским режимом. Он вхож в американское посольство, неоднократно посещал США с группами венесуэльских оппозиционеров. По словам Гарсии, он обладает «другими записями, хранящимися в надёжном месте», которые будут использованы оппозицией в подходящий момент. Курс президента Мадуро на разрядку отношений с оппозицией встретит сопротивление агентуры Соединённых Штатов и Израиля, но в нынешних условиях это, вероятно, наилучшая тактика для боливарианского правительства.