Выборы президента в Иране: оправдаются ли надежды Запада?

telegram
Более 60 000 подписчиков!
Подпишитесь на наш Телеграм
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться
dzen
Более 120 000 подписчиков!
Подпишитесь на Яндекс Дзен
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться

Предстоящие президентские выборы в Иране привлекают пристальное внимание мировой общественности, в особенности западных политиков. 12 июня избирательная гонка закончилась, наступили 2 дня «спокойствия», после которых 14 июня иранцы пойдут к избирательным урнам.

Что произойдет в этой региональной сверхдержаве, бастионе антиамериканизма и неколебимой хранительнице исламских ценностей? Не появятся ли во время выборов новые трещины, которые уже дали себя знать 4 года назад, когда по итогам перевыборов М.Ахмадинежада имели место массовые протесты? Не всколыхнется ли иранская молодежь в новой, более серьезной волне антиклерикализма? Не появятся ли у западных идеологических центров шансы вбить клинья в виде НКО в достаточно гомогенное шиитское общество?

Иранский бастион давно стоит на пути « демократической экспансии» в этом важнейшем участке мира. Не взяв под контроль Иран, сложно дотянуться до Закавказья и Прикаспийского района. 

Если же в Тегеране наконец-то появится «либеральный» прозападный режим, то можно верстать новые стратегические планы «демократизации» Азербайджана и Туркмении с последующим установлением военного контроля над южным побережьем Каспия. 

Да и важнейшая духовная составляющая ислама – шиитская ветвь религии в таком случае получит оглушающий удар западной культурной дубинкой.

Впрочем, особо радужных надежд на серьезную дестабилизацию Ирана в результате выборов на Западе могут не испытывать. Весь набор кандидатов, который сформировался после отсева Советом Стражей 8 человек из более 600 претендентов, указывает на продолжение сложившейся политической традиции. Это неудивительно, так как Совет Стражей, состоящий из 6 влиятельных юристов и 6 высокопоставленных мулл, находится под патронажем духовного лидера страны Али Хаменеи.

Весьма очевидным указанием на продолжение прежней линии стало недопущение Советом Стражей к президентской гонке экс-президента Ирана Акбара Хашеми Рафсанджани, превратившегося после разрыва с духовным лидером в оппозиционера и реформиста. Этот сильный и популярный политик мог бы внести решительные перемены в сложившуюся ситуацию. Но это грозило бы потерей влияния духовного лидера и непредсказуемыми последствиями для страны, так как глубокие реформы не проходят гладко. 

Вместе с А.Рафсанджани к участию в выборах не был допущен и близкий действующему президенту М.Ахмадинежаду политик Эсфандиар Машаеи, который подобно уходящему шефу мог проявить нежелательную самостоятельность в принятии важнейших государственных решений и действовать вопреки воле духовного лидера. Это также рассматривается как покушение на авторитет Али Хаменеи.

Поэтому официальный Тегеран сделал все возможное, чтобы в сложной ситуации, в которой оказалась страна, исключить появление на посту президента человека, способного на политику «а-ля Горбачев».

По общему мнению наблюдателей, из восьми допущенных кандидатов два имеют предпочтительные шансы на победу и оба далеки от либерального мировоззрения. 

Наиболее перспективен, по их мнению, мэр Тегерана Мохаммад Галибаф. Американское агентство Information and Public Opinion Solutions сообщает, что он ведет в рейтинговых опросах населения.

Если верить данным агентства, 39% опрошенных по телефону граждан высказываются в поддержку мэра, а 57% еще не решили, за кого голосовать

У М. Галибафа имеется сильная поддержка со стороны 47,7% женщин. За него также высказывается 40% городского населения, хотя в сельской местности его рейтинг опускается до 18% 

The Washington Post характеризует этого кандидата следующим образом: «М. Галибаф считается одним из наиболее консервативных клерикальных политиков, который больше сосредоточен на прагматизме, чем на революционных идеях. Но едва ли этот прагматизм выйдет за устоявшиеся рамки сегодняшней политики иранского руководства». 

В прошлую субботу на иранской телевизионной программе, транслируемой для соотечественников за рубежом, М.Галибаф сказал: «Президент в одиночку не может решать проблемы внешней политики, потому что это сумма решений всей системы. В таких вопросах имеет слово наш духовный лидер и другие ветви власти. Поэтому смена президента немногое изменит в иранской внешней политике».

Являясь мэром города с 12-миллионным населением, он пользуется популярностью в этом качестве. Стоит вспомнить, что уходящий президент М.Ахмадинежад также был мэром Тегерана.

Его наиболее сильным соперником считается Саид Джалили, причисляемый к ставленникам духовного лидера Али Хаменеи. 

Этот 47-летний дипломат давно известен международной общественности как глава иранской делегации на переговорах по иранской ядерной программе (ИЯП). Своей неуступчивостью, гибкостью и искусством переговорщика он заслужил авторитет сильного политика.

Однако по содержанию своей предвыборной программы С.Джалили также остается в рамках традиционной политики иранского руководства. Он не допускает никаких уступок Западу по «ядерному вопросу», ставшему причиной усиления экономических санкций против страны. В результате этих санкций продажа иранской нефти снизилась с 2,2 млн. до 1,1 млн. баррелей в день в 2012 г., что привело к оскудению государственной казны. Выход из затруднительной ситуации С. Джалили видит в «опоре на собственные силы», тем более что в Иране велика армия безработных.

Он также тверд и по другой важнейшей международной теме – сирийскому конфликту: Иран будет стоять на стороне Б.Асада и оказывать ему необходимую помощь.

Во время телевизионной дискуссии с другими кандидатами С.Джалили внес весьма оригинальную формулу решения внутренних проблем: «Иранские исполнительные и бюрократические системы должны проектироваться таким образом, чтобы обеспечивать самое оптимальное использование материального и научного потенциала. А угрозы, исходящие от международных санкций, должны быть превращены в преимущества». То есть все поиски решения нарастающих проблем он обещает проводить в рамках «модернизации управления», что давно получило название бюрократических игр.

Касательно отношений с главным международным оппонентом – США, С.Джалили заявил в интервью The Christian Science Monitor: «У США нет надежды на успех, потому что иранская нация защищает свои права. Сегодня они видят бросающийся в глаза прогресс Ирана, достигаемый благодаря его сопротивлению».

По замерам того же агентства Information and Public Opinion Solutions, С.Джалили далеко отстает от своего основного соперника и имеет всего 13,9% голосов избирателей.

Но административные ресурсы мэра Тегерана и ставленника духовного лидера несопоставимы, особенно в области информационных кампаний. Не исключено, что во время выборов их позиции сравняются, а это – красная тряпка для оппозиции, которая не хочет видеть на президентском посту человека А.Хаменеи.

Между тем социально-экономическое положение в Иране имеет устойчивую тенденцию к ухудшению. Безработица достигла 13%, инфляция разогналась до 32% в год. По результатам 2013 года ожидается падение ВВП до 1,3%. Государственный доход сократится с 117 до 77 млрд. долларов, что не может не ударить по социальным программам правительства. 

Такая ситуация не располагает к благодушию. Выборы 2009 года показали, что в Иране есть силы, способные на широкий общественный протест. Эти силы никуда не исчезли и, скорее всего, готовятся к новой демонстрации своих требований. Сейчас в Тегеране и других городах появляются граффити, сделанные, без сомнения, молодыми людьми: «Я голосую за переворот». 

Источником программного протеста является эмигрантская оппозиционная организация «Национальный совет сопротивления Ирана» под руководством известной оппозиционерки Мэриам Раджави. НССИ объединяет тысячи эмигрантов, имеет хорошие связи с оппозиционно настроенными кругами внутри страны и оказывает на них системное влияние через СМИ и Интернет, а также через своих эмиссаров. Основная установка НССИ сегодня заключается в мирной смене власти без вооруженного насилия. Он планирует строительство секулярного государства, отказ от ядерной программы и широкое сотрудничество с Западом. 

В своем стремлении расширить ряды легальной зарубежной оппозиции США вычеркнули в 2102 г. из списков террористических организаций Организацию моджахедов иранского народа (МЕК), что ведет к ее официальному признанию на Западе и, соответственно, к усилению ее финансовых и иных позиций. Но как этот шаг скажется на влиянии МЕК внутри Ирана, сказать трудно. Во время ирано-иракской  войны МЕК выступала на стороне Саддама Хусейна и в Иране этого не забыли. Черная метка американской агентуры от такого признания станет только рельефнее и в целом бросит тень на всю зарубежную оппозицию.

Иранские власти уже сегодня сталкиваются с проникновением враждебного влияния через Интернет и через активно контактирующие с соотечественниками иранские диаспоры за рубежом. Эти каналы невозможно перекрыть силами спецслужб без последствий для авторитета правительства. Поэтому они остаются в большой степени открытыми. Запад активно использует их, чтобы настроить избирателей в свою пользу. Насколько это удастся, покажут скорые выборы.