По мере приближения даты президентских выборов в Грузии, которые, судя по всему, поставят в карьере незадачливого Михаила Саакашвили жирную точку, в диалоге между Москвой и Тбилиси появляются признаки оживления. И дело здесь даже не только в так называемых Женевских консультациях – ожидать от них какого-либо политико-дипломатического прорыва было бы, наверное, преждевременно. Речь идёт, прежде всего, о частичном восстановлении торгово-экономических и транспортных связей между Россией и Грузией. На прилавки российских магазинов вернулась минеральная вода «Боржоми», некоторые другие виды сельскохозяйственной и пищевой продукции. Увеличился российский туристический поток в Грузию, чему способствует регулярное прямое авиасообщение между двумя странами. Согласно недавнему социологическому опросу граждан Грузии, проведённому по заказу американского NDI, почти две трети грузинских респондентов высказались за восстановление железнодорожного сообщения между двумя странами. (1)
Вместе с тем некоторое расширение российско-грузинских контактов по экономической линии и по линии общественных организаций вовсе не означает какого-либо отхода российской стороны от принятого в августе 2008 года принципиального решения о признании государственной независимости Южной Осетии и Абхазии.
Неуместные комментарии представителей Евросоюза по поводу начатой силами российских пограничников процедуры демаркации границ между Южной Осетией и Грузией (заявление ервокомиссара по интеграции Штефан Фюле) повлекли за собой ответный шаг со стороны МИД РФ, обратившего внимание на неправомерный характер попыток «перевести стрелки» на Россию в связи с демаркационными процедурами на грузино-юго-осетинской границе. Южная Осетия как независимое государство, заявили в Москве, предпринимает меры по «обустройству своей государственной границы». (2) Надо отметить, что сейчас пограничный контроль в республике Южная Осетия, осуществляемый российской стороной, носит во многом условный характер. По словам руководителя Погранслужбы КГБ Южной Осетии Сергея Колбина, граждане, которые в упрощенном порядке пересекают границу со стороны Южной Осетии, беспрепятственно перемещаются по всей территории Грузии, и общее количество нарушений постоянно растёт (3).
Уже очевидно, что Запад намерен использовать «пограничный вопрос» для поддержания «управляемой напряжённости» вокруг Южной Осетии и Абхазии. «Границы хороши тогда, когда они признаны обеими сторонами. Если… какая-либо из сторон решит передвинуть границу, а международное сообщество не отреагирует на это, то это не только поставит в опасное положение более слабое государство, но и создаст угрозу для миропорядка в Европе и во всем мире в целом» (4), - заявляет Ариэль Коэн из вашингтонского фонда «Наследие».
Отсюда ясно, значение безопасности Республики Южной Осетии (РЮО) для безопасности самой России по мере приближения сочинской Олимпиады 2014 года будет возрастать. Спецслужбы РЮО предоставляют России важную информацию по данному вопросу, заявил глава Совбеза РФ Николай Патрушев после церемонии подписания Меморандума о взаимодействии между советами безопасности России и Южной Осетии. (5)
Сотрудничество Москвы и Цхинвала в сфере безопасности сохранит своё значение и после 2014 года. В Южной Осетии с тревогой следят за процессами военного строительства в Грузии, за модернизацией грузинской армии по стандартам НАТО. Среди задач грузинских вооруженных сил по-прежнему значится «восстановление территориальной целостности страны».
Характерной чертой военного строительства в Грузии, идущего под плотной опекой США и НАТО, является усиление взаимодействия с армиями соседних Турции и Азербайджана. На 2014 год запланированы американо-грузинские военные учения, которые, вероятно, станут четырехсторонними. Продолжается процесс восстановления военно-морских и военно-воздушных сил Грузии, что не может не беспокоить и Абхазию, также связанную с Россией двусторонними соглашениями, в том числе военно-политического характера. На средства США в Западной Грузии началось строительство Центра управления морскими операциями. Согласно официальной информации посольства США в Тбилиси, центр в Супсе предназначен для содействия международному и межведомственному сотрудничеству в борьбе с трансграничной преступностью. Однако на практике это означает восстановление ВМС Грузии, почти полностью разгромленных в 2008 году (6). И здесь нельзя не учесть уроки событий на Ближнем Востоке, когда военно-морская инфраструктура ближайших региональных союзников США используется в целях агрессии против Сирии.
10 июля 2013 г. в нейтральных водах Черного моря грузинские пограничники захватили судно «Паша», направлявшееся из Сухума в один из турецких портов. С начала 2013 года это уже третий случай незаконного захвата турецких судов грузинскими пограничниками, в связи с чем МИД Абхазии выступил с соответствующим заявлением, осудив возобновление агрессивных акций, целью которых являются оказание давления на Абхазию и дестабилизация обстановки в регионе. (7)
Модернизируются военно-воздушные силы Грузии. Механизм пропагандистского прикрытия возможных провокаций на этом направлении до некоторой степени был раскрыт в недавно опубликованном докладе Госдепартамента США, отдельные фрагменты которого посвящены Грузии, Абхазии и Южной Осетии. Содержатся в докладе и прямые, в духе холодной войны, обвинения в адрес России. Отвечая на них, МИД России напомнил: «Абхазия и Южная Осетия являются суверенными государствами. Нежелание считаться с этим негативно скажется на перспективах контроля над обычными вооружениями в Европе (КОВЕ), а также функционировании действующего инструмента укрепления военной безопасности и доверия в Европе - Договора по открытому небу (ДОН)… Российская Федерация придерживается и будет придерживаться принципиальной позиции, что любые полеты в режиме открытого неба ближе 10 километров от границ государств, не участвующих в ДОН, к числу которых относятся Абхазия и Южная Осетия, являлись бы нарушением статьи VI этого договора».
Отвечая на недавние адресованные России призывы генерального секретаря НАТО не применять силу в отношении Грузии, заместитель министра иностранных дел России Григорий Карасин призвал официальный Тбилиси предпринять соответствующие шаги в отношении Абхазии и Южной Осетии. Впрочем, надеяться на то, что эти шаги будут сделаны, не приходится. Видимо, вмешательство западных союзников Грузии будет и дальше оставаться главной помехой в диалоге между Тбилиси, Сухумом и Цхинвалом, с одной стороны, Тбилиси и Москвой – с другой. Проявляться это может по-разному.
Продолжается подготовка сил специального назначения Грузии под руководством «спецов» из американских частных военных компаний. Активизируется биологическая деятельности американцев по периметру границ России. «…Нет документального подтверждения, что все объекты, находящиеся под юрисдикцией или контролем США, ранее участвовавшие в военных биологических программах, уничтожены или перепрофилированы на мирные цели в соответствии со статьей II КБТО. Серьезную озабоченность у нас вызывает и биологическая деятельность Минобороны США вблизи российских границ», - говорится в заявлении МИД РФ. Ни для кого не секрет, в частности, работа так называемой Центральной реферальной лаборатории в Тбилиси. В свое время в правительстве Южной Осетии заявляли, что в Грузии с помощью американских специалистов ведутся работы по созданию вирусов, поражающих животных и способных нести угрозу человеку (8). Последняя вспышка заболеваний серозным менингитом берёт начало на юге Российской Федерации, в связи с чем главный санитарный врач России Геннадий Онищенко напомнил о функционировании на территории Грузии микробиологической лаборатории ВМС США. Именно с этим, по мнению главы Роспотребнадзора, связаны эпидемии африканской чумы свиней, ежегодно, начиная с 2007 года, бушующие в приграничных регионах России. В этом году вирус был обнаружен в 13 регионах, включая Краснодарский край, Ростовскую, Волгоградскую, Смоленскую, Белгородскую и другие области, а также Подмосковье (9). По оценке Г.Онищенко, на создание этой лаборатории в Грузии Соединённые Штаты затратили 350 миллионов долларов. Россия предпринимает необходимые меры, в том числе по закупке для Южной Осетии и Абхазии специального оборудования, позволяющего вести мониторинг ситуации и отражать соответствующие угрозы (10).
Всё это, безусловно, не создаёт предпосылок к дальнейшему потеплению отношений между Россией и Грузией. На пути даже к частичной нормализации отношений закладываются мины и создаются завалы, пусть не такие, как в августе 2008 года, а действующие тише, но от этого не менее опасные. «Начавшийся между Тбилиси и Москвой диалог не должен создать впечатления, что Грузия сумеет самостоятельно наладить отношения с РФ и не нуждается в поддержке партнеров», - откровенно признался грузинский премьер-министр Б.Иванишвили (11). Возглавляемое им правительство и он лично находятся сейчас в достаточно сложной и уязвимой ситуации. США, предоставившие Тбилиси в период с 1992 по 2011 г. помощь на общую сумму в 4,24 млрд. долларов, являются крупнейшим иностранным донором Грузии и самым влиятельным из её западных союзников. Это позволяет Вашингтону эффективно блокировать любые, даже робкие попытки расширения деловых связей грузинских компаний с «нежелательными» для США партнёрами, например с Ираном. (12) Вышеозначенные миллиарды, «точечно» расходуемые на военные программы, обслуживание коммуникационных проектов и «работу с элитами», не могут придать грузинский экономике импульс к развитию. Последовательное вытеснение функционеров бывшей правящей партии из властных структур, сужение полномочий президента, которого изберут вместо Саакашвили осенью текущего года, вовсе не означает их замену на приверженцев более сбалансированного внешнеполитического курса Грузии. Вместе с тем подготовка к выборам и сами выборы станут для грузинских властей серьёзным испытанием.
Уже сейчас необходимо понимать, что налаживание конструктивного диалога с Россией отвечает, прежде всего, интересам грузинского общества и государства. Надеяться здесь на поддержку «партнёров», поддерживавших Саакашвили в течение всего периода его безраздельного правления, по меньшей мере нерасчётливо.
Интересы России и новой Грузии «после Саакашвили» в том, что касается установления нормальных двусторонних отношений, свободных от деструктивного влияния внешних сил, совпадают. Да, может быть, произойдёт такая нормализация не скоро. Однако если Тбилиси будет и дальше соглашаться с превращением грузинской территории в источник проблем для России и её союзников, о каких-либо надеждах на позитивный диалог с Москвой ли, с Сухумом ли, с Цхинвалом придётся забыть всерьёз и надолго.
(1) http://times.am/?l=ru&p=28691
(2) http://www.golos-ameriki.ru/content/e-u/1700583.html
(3) http://cominf.org/node/1166498788
(4) http://russian.eurasianet.org/node/60148
(5) http://rus.ruvr.ru/news/2013_07_12/Specsluzhbi-JUzhnoj-Osetii-peredali-…
(6) http://cominf.org/node/1166498539
(7) http://kavpolit.com/mid-abxazii-trebuet-ot-tbilisi-prekrashheniya-zaxva…
(8) http://www.segodnia.ru/content/118713
(9) http://www.infox.ru/authority/state/2013/07/19/MID_obyespokoyen_voy.pht…
(10) http://svpressa.ru/society/news/71044/
(11) http://www.rosbalt.ru/exussr/2013/07/12/1152058.html
(12) http://russian.eurasianet.org/node/60210