Пакистан после выборов

telegram
Более 60 000 подписчиков!
Подпишитесь на наш Телеграм
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться
dzen
Более 120 000 подписчиков!
Подпишитесь на Яндекс Дзен
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться

Состоявшиеся в мае 2013 года всеобщие выборы в нижнюю палату парламента Пакистана - Национальную ассамблею и в провинциальные собрания Панджаба, Синда, Белуджистана, Хайбер-Пахтунхва (бывшая Северо-Западная пограничная провинция) внесли определённые перемены в жизнь этой крупной азиатской державы с населением около 200 миллионов человек, обладающей ядерным оружием и занимающей исключительно важное геополитическое положение на юге Евразии… 

Убедительную победу на выборах одержала Пакистанская мусульманская лига во главе с Навазом Шарифом – ПМЛ (Н), получившая в Национальной ассамблее 185 мест. Среди других парламентских партий - Пакистанская народная партия (ПНП) с 42 депутатами, партия Движение за справедливость Пакистана – 35 мест, Объединенное национальное движение – 23 места и Джамаат-улема-и ислам-Фазл – 14 мест (две первые из этих партий составили костяк оппозиции). Существенно, что в результате выборов праворелигиозные партии, такие, например, как Джамаат-и ислами, Джамаат-улема-и ислам-Фазл, были отодвинуты в политике страны на второй план. 

Впервые за всю историю выборов в Пакистане на избирательные участки пришли 60% избирателей; угрозы пакистанского движения "Талибан" сорвать выборы путем организации серии терактов не возымели действия. 

Примечательно, что военные не вмешивались в ход выборов; более того, они помогали их проведению, обеспечивая силами 70 тыс. военнослужащих порядок на избирательных участках (это первый такой случай в истории Пакистана).

В итоге правительство ПНП ушло в отставку. Наваз Шариф в третий раз возглавил федеральный кабинет министров, набрав в свою поддержку 244 голоса из общего числа 342 депутатов нижней палаты. Согласно Конституции, премьер-министр Пакистана имеет очень широкие полномочия: по всем вопросам внутренней и внешней политики президент (формальный глава исполнительной власти) обязан руководствоваться «советами» премьер-министра. Действующий президент Пакистана, сопредседатель ПНП Асиф Али Зардари и Наваз Шариф – давние политические противники, поэтому у экспертов нет сомнений в том, что новый премьер сделает всё для избрания на пост президента удобного ему кандидата.

Основные посты в центральном правительстве заняли кадры победившей ПМЛ (Н). Любопытно, что в составе нового кабинета нет пока министра иностранных дел: это министерство возглавил сам премьер-министр, а практическую работу на внешнеполитическом направлении ведет его советник по иностранным делам Сартадж Азиз. Это явно говорит о намерении Наваза Шарифа лично определять внешнюю политику. Ожидается, она будет ориентирована в первую очередь на укрепление отношений со странами-соседями.

Будет проводиться курс на улучшение отношений с Индией. Еще до формального объявления о результатах выборов Наваз Шариф заявил, что «приедет в Индию даже без приглашения», однако такое приглашение от индийской стороны поступило довольно быстро. Здесь особенно важна поддержка младшего брата премьера - Шахбаза Шарифа, занимавшего последние пять лет пост главного министра провинции Панджаб и летом сего года вновь избранного на этот пост. Шахбаза Шарифа считают главой проиндийского лобби в Пакистане. Он выражает неизменную заинтересованность в развитии экономических связей с Индией, ратует за расширение товарооборота между двумя странами с 3 млрд. долл. как минимум до 6 млрд. долл. В июне 2013 г. он организовал очередную поездку многочисленной группы пакистанских бизнесменов в Индию. В индийских и пакистанских СМИ регулярно публикуются заявления руководителей обеих стран о стремлении наладить добрососедские отношения. Не исключено, что в какой-то степени получит решение сложная Кашмирская проблема, а также другие проблемы двусторонних отношений – использование водных ресурсов реки Инд и ее притоков, принадлежность ледника Сиачин и побережья в районе залива Сир-Крик.

Антиамериканские настроения в Пакистане весьма сильны, однако США останутся, как и прежде, основным партнером Исламабада. Заинтересованность Вашингтона в Пакистане велика, и она станет ещё больше после вывода из Афганистана к концу 2014 г. основной части войск США и НАТО. Заинтересован в расширении сотрудничества с Вашингтоном и Исламабад, рассчитывающий на получение американской экономической и военной помощи. Кстати, сразу после принятия Навазом Шарифом присяги в качестве премьер-министра США объявили о намерении помочь в решении самой серьезной проблемы пакистанской экономики – энергетической, пообещав выделить на это почти 1 млрд. долл.

Будут развиваться и отношения Пакистана с Китаем, здесь также имеет место обоюдная заинтересованность. В мае - начале июля с/г состоялись официальный визит китайского премьера Ли Кэцяна в Пакистан и 5 дневный (!) визит Наваза Шарифа в Китай. Стороны договорились расширять политические, экономические и военные связи. В ближайшие 2-3 года намечено увеличить товарооборот между Пакистаном и Китаем с 12 млрд. до 15 млрд. долл. Китайцы, как и американцы, готовы оказать помощь Пакистану в решении энергетической проблемы, а также в расширении многофункционального порта Гвадар.

Важное значение имеют отношения с Афганистаном. Пока что состоявшаяся передача афганским силам безопасности ответственности за обеспечение безопасности на территории Афганистана носит чисто символический характер, теракты в Афганистане не прекращаются. Надо ожидать, что к 2014 году Пакистан выдвинется на острие борьбы с талибами.

Эксперты ожидают, что Пакистан будет также расширять связи с государствами Центральной Азии и Ираном. Здесь на первом месте стоит заинтересованность Исламабада в получении углеводородного сырья и электроэнергии. Однако, если проект строительства газопровода Иран – Пакистан – Индия кажется вполне реальным, то этого не скажешь о таких проектах, как ТАПИ (газ из Туркмении) и CASA-1000 (электроэнергия из Таджикистана). Здесь сказываются неясное будущее Афганистана и ряд других нерешенных проблем.

На направлении отношений с Россией быстрого прогресса эксперты не ожидают, хотя стремление Исламабада существенно расширить торгово-экономическое сотрудничество и установить более тесные политические контакты с Москвой - налицо. В своем Заявлении об основных направлениях внешней политики страны, сделанном в начале июня 2013 г., Наваз Шариф подчеркнул, что, учитывая многополярную структуру современного мира, он намерен развивать контакты не только с Западом и со странами региона, но также и с Россией. Здесь есть немало точек соприкосновения, включая такую острую проблему, как афганские наркотики, которые через территорию Таджикистана широким потоком идут в Россию. Есть перспективы у пакистано-российского сотрудничества и в таких областях, как металлургия (расширение построенного с помощью СССР металлургического комбината в Карачи), строительство ТЭС, линий электропередач, модернизации железных дорог и др.

В сфере экономики пакистанское руководство имеет дело с двумя главными проблемами – энергетический кризис и слабая собираемость налогов (результат массовых уклонений от их уплаты). В целом экономика страны, как и в предыдущие годы, находится в достаточно сложном состоянии. Для решения экономических проблем правительство намерено широко привлекать иностранный капитал, подготовка соответствующих регулирующих документов уже ведётся.

Вышедший в свет в июне 2013 г. официальный «Обзор экономики Пакистана за 2012-2013 гг.» показывает, что темпы экономического роста в завершившимся в июне финансовом году снизились (3.5% по сравнению с 3.7% в предыдущем финансовом году, притом что плановая цифра роста ВВП на 2012-2013 г. составляла 4%). Конечно, снижение не так велико, а с учётом средних темпов прироста населения в Пакистане около 2% в год это даже даёт рост дохода на душу населения на 1.5% (в абсолютном исчислении - примерно до 1400 долларов).

Сохраняются диспропорции в развитии отраслевой структуры экономики Пакистана. Так, крупная промышленность показывает крайне низкие темпы роста, едва превышающие 1%; рост индустрии обеспечивается в основном за счёт среднего и мелкого промышленного производства.

Усугубляет экономическое положение Пакистана то, что даже с учётом предоставленных стране в начале июля займов МВФ и Азиатского банка развития заметно снизить дефицит бюджета, достигающий 8% ВВП, и покрыть внешний долг государства, составивший 65 млрд. долл., не представляется возможным.