Запад теряет остатки демократического облика

telegram
Более 60 000 подписчиков!
Подпишитесь на наш Телеграм
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться
dzen
Более 120 000 подписчиков!
Подпишитесь на Яндекс Дзен
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться

Как показывает развитие событий, череда разоблачений систематической практики нарушений прав человека в США, подобно взрывной волне поднятая Джулианом Асанджем и не менее громко продолженная Эдвардом Сноуденом, даже не думает затухать. Можно сказать больше: на этой волне образуется информационная воронка, которая засасывает всё новые пласты фактов, показывая, кто на самом деле является в нашем мире настоящей, а не выдуманной «империей Зла».

Очередной скандал разразился на днях в некогда Великой Британии. Сначала в цитадели демократии 18 августа в аэропорту Хитроу британскими властями был задержан и допрошен бразилец Дэвид Миранда, который сотрудничает с журналистом газеты Guardian Гленном Гринвальдом, одним из тех, кто начал публиковать переданные Сноуденом документы АНБ. По результатам беседы бразилец лишился всех электронных носителей, на которых была некая новая информация о преступной деятельности АНБ и других  американских спецслужб, способная заинтересовать широкую общественность.

Однако на этом приключения Гленна Гринвальда и его коллег не закончились. Уже на следующий день после задержания Дэвида Миранды власти Британии вынудили главного редактора газеты Guardian Алана Расбриджера уничтожить новые материалы, которые оказались в распоряжении редакции газеты. Такого, по словам Алана Расбриджера, в истории одной из старейших британских газет ещё не было.

Все эти действия властей Великобритании только укрепили Гринвальда в убеждении, что секретные документы о деятельности западных спецслужб, которые в настоящее время находятся в его распоряжении, необходимо публиковать и дальше. Так что теперь стоит ожидать новой порции скандальных разоблачений, которая не даст утихнуть поднявшемуся скандалу.

Действия британских властей вызвали закономерный протест не только в странах, где держава Её Величества особой любовью не пользуется, но и в Европе. 

Так, исполнительный директор правозащитной организации Index on Censorship Кёрсти Хьюз заявила, что власти Британии выходят за рамки закона, принуждая газету Guardian уничтожить документы об американских секретных программах слежки, переданные Эдвардом Сноуденом: «Угроза судебного преследования с целью заставить газету уничтожить данные, является прямой атакой на свободу прессы в Великобритании. Что касается задержания Дэвида Миранды, кажется, что британское правительство злоупотребляет законодательством, чтобы запугать журналистов и заставить замолчать всех своих критиков». 

Представитель ОБСЕ по вопросам свободы СМИ Дуня Миятович также озабочена давлением британских властей на газету Guardian и отмечает, что это является тревожным сигналом для членов медийного сообщества и их семей: «Меня беспокоит сложившаяся ситуация, и вчера я уже выразила свои эмоции в письме к британским властям. Люди, которые занимаются журналистикой, должны иметь возможность работать свободно и беспрепятственно. В этом заключается свобода выражения мнений. Я знаю, что борьба с терроризмом важна, однако она не должна мешать работе СМИ и подавлять критику… В целом инцидент является тревожным сигналом для всех членов медийного сообщества и их семей».

Это, так сказать, фактическая сторона дела. Но о чем нам это говорит с точки зрения прав человека и традиций правозащитной деятельности?

На мой взгляд, сегодня уже очевидно, что разоблачения западных журналистов и бывших сотрудников спецслужб вышли далеко за рамки шпионского контекста, в который все время пытаются загнать происходящее западные власти и подконтрольные им СМИ. Вскрытые Асанджем, Мэннингом и Сноуденом факты нарушений прав граждан не только США, но и многих других стран приобрели настолько всеобщий характер, что давно пора прекратить споры о том, насколько действия этих людей противоречили или противоречат американскому законодательству. 

Речь идет вовсе не о государственных или военных секретах. Речь идёт о тотальном нарушении властями Соединённых Штатов прав и свобод граждан многих стран мира… А прикрывающий эти нарушения гриф «секретно» только лишний раз говорит о том, что люди, которые эти нарушения совершают, прекрасно сознают противозаконный характер своих действий. Главное же нарушение, которое сейчас не видит разве что слепой, состоит в том, что США и другие страны НАТО распространили свою юрисдикцию далеко за пределы своих национальных территорий и взяли под контроль информационное и коммуникационное пространство других стран, практикуя настоящий шпионаж без границ. И тогда спрашивается: а на каком основании происходит сбор информации о контактах, коммуникациях и деятельности в информационном пространстве любого жителя Земли?

При таком понимании проблемы Асанджа, Мэннинга, Сноудена надлежит рассматривать не как похитителей неких государственных тайн, а как правозащитников, действовавших в интересах всех людей. Соответственно, после того как судебные власти США 21 августа окончательно приговорили Мэннинга к 35 годам тюрьмы,  международные правозащитные организации, можно не сомневаться, поставят вопрос о предоставлении Мэннингу статуса политзаключенного. И продолжат борьбу за его освобождение подобно тому, как во многих странах мира велась в своё время борьба за освобождение Нельсона Манделы.

Если рассматривать деятельность по разоблачению нарушений спецслужбами США прав и свобод граждан с точки зрения правозащитной практики, то вся картина происходящего предстаёт совершенно в ином свете – становится ясно, что в отношении лауреата Нобелевской премии мира Барака Обамы надо начинать новый уотергейтский процесс.

Действительно, кто такой правозащитник и что есть правозащитная деятельность? «Правозащитниками, - гласит один из документов «Международной Амнистии», - называют людей, которые в одиночку или совместно с другими пропагандируют или отстаивают права человека мирными средствами. Правозащитник отличается тем, что защищает права окружающих, и не важно, кем он является по профессии. Правозащитники отстаивают всеобщность и неделимость всех прав человека. Они не отдают предпочтение какой-то одной группе прав в ущерб другим…»

Есть и такое определение: «Правозащитники - это люди, занимающиеся общественной деятельностью, заключающейся в защите прав человека мирными средствами, как правило, от произвола государственных структур или должностных лиц». 

Соответственно, под основными задачами правозащитной деятельности понимают: защиту прав гражданина, защиту прав ребенка, защиту прав человека путем искоренения пыток, отмену смертной казни, работу по соблюдению прав беженцев, прав узников, а также - отстаивание основных прав, декларированных конституциями стран мира. 

Деятельность и Асанджа, и Мэннинга, и Сноудена по срыванию покрова секретности с программ слежки западных спецслужб за гражданами не только США, Британии или Германии, но и всех стран мира целиком и полностью подпадает под классическое определение правозащитной деятельности. 

* * *

Возвращаясь к скандалу с изъятием документов у Дэвида Миранды и в редакции газеты Guardian, стоит напомнить, что британская корона никогда не  чуралась грязных методов в политике, начиная от найма пиратов на государственную службу для борьбы с торговыми караванами конкурентов в Мировом океане, применения бактериологического оружия против индейцев Северной Америки, геноцида индийцев в Бенгалии, развращения наркотическим зельем народов Китая и стран Юго-Восточной Азии и кончая прямой военной интервенцией против  суверенных государств (Югославия, Ирак, Ливия, Сирия...).

Что ж, на войне как на войне. Любые действия США и НАТО надо расценивать исключительно с этих позиций. Мир хочет знать правду об опутавшей его паутине тотальной слежки, поэтому необходимо всячески поддерживать и защищать тех, кто пытается сказать человечеству правду о готовящемся установлении нового мирового цифрового тоталитарного режима.