Российская инициатива по сирийскому химическому оружию спасает президента США от провала

telegram
Более 60 000 подписчиков!
Подпишитесь на наш Телеграм
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться
dzen
Более 120 000 подписчиков!
Подпишитесь на Яндекс Дзен
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться

Неожиданный для большинства разворот событий вокруг Сирии, связанный с российской инициативой по сирийскому химическому разоружению и поддержкой этой инициативы Дамаском, может действительно явиться прорывом в решении затянувшегося кровавого конфликта, хотя на этом пути ещё слишком много проблем и сталкивающихся интересов. Принятие предложений России Вашингтоном и перенос голосования в конгрессе США по поводу атаки на Сирию во многом носят вынужденный характер и не означают, что гроза над этой страной миновала. В ближайшие дни Белый дом сделает всё, чтобы отыграть проигранное – теперь уже за столом переговоров.

На это указывает и обращение Обамы к нации, которое можно было понять как угодно: и так, что президент будет добиваться согласия на нанесение удара по Сирии, когда сочтет это нужным, и так, что отложенное голосование всё-таки состоится. (1) Бывший соперник Обамы сенатор-ветеран Джон Маккейн уже просто запутался. «Это такая степень непоследовательности, которую я никогда ранее в жизни не встречал», - заявил он. (2)

Политический редактор израильского Jewish Journal Шмуэль Роснер считает, что сирийская драма стараниями президента США обратилась в фарс. Израильские политики, которые с самого начала относились к Обаме с недоверием, окончательно убедились в том, что первые впечатления их не обманули. Израилю неизбежно придётся расплачиваться за «колебания Обамы».Теперь не приходится рассчитывать ни на его эффективное участие в достижении палестино-израильского урегулирования, ни на совместные с Израилем действия по силовому воздействию на Иран. Хорошо, что хоть «Путин предоставил ему дипломатическую лестницу, по которой он может спуститься с тех шатких деревянных помостков, которые сам воздвиг вокруг Сирии», - пишет Шмуэль Роснер. (3) 

Многих ставит в тупик разноголосица в заявлениях, звучащих из Белого дома. Госсекретарь Керри, высказавший идею размена химического разоружения Сирии на отказ от удара по ее территории, потом вдруг почему-то начал говорить о том, что его не так поняли. Помощник президента США по национальной безопасности Сьюзан Райт практически открестилась от данной инициативы, утверждая, что Дамаску верить нельзя, а посему отказа от бомбардировок быть не должно. С таким же резким мнением выступил и занимающий аналогичную должность при вице-президенте Томас Блинкен, вероятно, демонстрируя позицию самого Джозефа Байдена. По словам Блинкена, «США тщательно рассмотрят предложение Лаврова, однако нельзя ожидать, что эта мера станет решением проблемы». (4)  Все по своим местам расставил Б. Обама, принявший этот план и признавший, что он уже обсуждал его ранее с В. Путиным. Впечатление такое, что в замыслы американского президента полностью был посвящен только самый близкий к нему в настоящий момент политик, руководитель его администрации Денис Макдонаф, и что переговоры по ликвидации сирийского химоружия в качестве условия для отказа от нанесения военного удара по территории страны носили глубоко закрытый характер.

Дело в том, что со своими планами нанесения удара по Сирии президент США оказался на грани большого дипломатического и политического провала. Попытка создать коалицию сорвалась, в неё не вошёл даже ближайщий союзник – Великобритания, alter ego Америки. Попытка «триумфатора Тимбукту» Франсуа Оланда занять место Лондона выглядела, скорее, как фарс. А о готовности вооруженного содействия вообще заявила лишь одна Саудовская Аравия, чьи заслуги в подавлении всякой демократии, например в Бахрейне, и поддержке исламистов хорошо известны.

Голосование по резолюции о применении силы против Сирии в палате представителей конгресса, по всем опросам, обещало стать катастрофическим. Сенатор-республиканец Джон Баррассо отметил, что у Обамы не было иного выхода, кроме как попросить конгресс отложить голосование по поводу военных действий в Сирии. «Президент нажал на паузу, – сказал сенатор. – И я считаю это правильным, потому что при голосовании в палате представителей он вряд ли получил бы больше 100 голосов (из 435). В сенате этот план, я полагаю, также не прошел бы». (5) Оказалось, что у Белого дома нет никаких «неопровержимых доказательств» применения Дамаском химического оружия, о чем он громогласно трубил две недели, а лишь «логические умозаключения». Те тысячи фотографий с места событий в мировых СМИ, о которых по инерции продолжает твердить президент Обама, - это лишь копии одной и той же весьма сомнительной фотосессии, появившейся, как из-под земли, едва ли не до начала пресловутой химатаки. То же самое произошло и с видеозаписями. Общественное мнение в Америке всё это время было устойчиво отрицательным по отношению к планам удара по Сирии. Всё шло к тому, что конгресс последует примеру британского парламента и откажется санкционировать применение силы против Сирии. Как вдруг на помощь пришел Владимир Путин, и «нужда в этом волшебным образом надолго отпала». (6)

Однако не надо думать, что Москва так уж сильно озабочена спасением образа Обамы. Это, скорее, побочный результат, а главное для российского руководства - недопущение окончательного сползания сирийской ситуации в хаос. Согласно израильским источникам, переговоры о химическом разоружении между Сирией и Россией продолжались, по крайней мере, две последние недели, и в них участвовал Иран.

Частью сделки по передаче сирийского химического оружия под международный контроль стало якобы обещание Москвы поставить Сирии еще больше обычных современных вооружений. Неизвестно, что именно было обещано. В репортаже Второго канала израильского ТВ, однако, сообщается о том, что Асаду нужны боевые самолеты, запчасти к танкам и практически все виды вооружений и боеприпасов, дабы пополнить запасы, израсходованные за время гражданской войны. Возможно, что в Сирию будут направлены 24 истребителя Миг-29, поставка которых была отложена прошлым летом. (7) Таким образом, добровольный отказ Дамаска от химического оружия не только не ослабит, но даже усилит сирийский оборонительный потенциал. К тому же для защиты городов Сирии от бандформирований высвободятся не такие уж малые силы, занятые сейчас охраной складов с ОВ. Недаром новый поворот событий деморализовал сирийскую вооружённую оппозицию. Глава Сирийского Военного Совета Салим Идрисс заявил: "Мы заявляем о нашем резком неприятии российской инициативы по передаче сирийского арсенала химического оружия под международный контроль". (8)   

Вместе с тем в подходах западных стран к забрезжившему, казалось бы, свету в конце туннеля прослеживается тенденция тут же этот свет и погасить. В частности, США, Великобритания и Франция при особо активной роли последней пытаются провести в СБ ООН такую резолюцию по ликвидации сирийского химоружия, которая представляет из себя ультиматум, предусматривающий в случае невыполнения применение военной силы в соответствии с Главой VII Хартии ООН. Однако это явный нонсенс, поскольку данная глава посвящена мерам воздействия на агрессоров. Разве это Сирия на кого-то нападает, а не на неё собрались напасть? Никаких документов, возлагающих на Дамаск ответственность за нечто подобное, СБ ООН еще не принимал и, надо полагать, не примет. Напомним, что десятки государств присоединились к Конвенции о ликвидации химического оружия без всякого к тому принуждения, что хочет сделать и Сирия. Если уж и говорить о тех, кто до сих пор не расстался с химическим оружием, то надо указать на Израиль? На страницах Foreign Policy недавно были опубликованы данные ЦРУ о том, что в этой стране имеются внушительные запасы смертоносных отравляющих веществ (ОВ). Ещё в 1982 году спутниковая разведка США обнаружила место вероятного производства и хранения боевых ОВ в Димоне рядом с деревней Аль-Килаб, неподалеку от израильского ядерного центра.

По данным ЦРУ, израильтяне ускорили разработку химического оружия после окончания войны Судного дня в 1973 году. Американская разведка засекла испытания этого оружия в Негеве. В 1992 году Израиль подписал Конвенцию о запрете химического оружия, но так и не ратифицировал его. (9) Свою программу создания химического оружия Сирия объясняла ответом на действия Израиля. Сейчас своё согласие на ликвидацию химоружия она с мерами в отношении соседа даже не связывает. Так почему же из всех бывших и нынешних обладателей ОВ ультиматум выставляется одной только Сирии?

Торпедируя нормальный процесс принятия резолюции СБ ООН по Сирии, Запад пытается крайней сделать Москву. По поводу представленного абсолютно неправомерного проекта резолюции французская печать, например, пишет: «Действительно ли мы подходим к международному компромиссу по ситуации в Сирии? Ответ Москвы на французскую инициативу в ООН явно свидетельствует об обратном». (10)

В нынешнем виде западный проект резолюции СБ ООН по сирийскому химическому оружию смахивает на австро-венгерский ультиматум Сербии, ставший прологом мировой войны.Тогда Белград согласился со всеми требованиями ультиматума, кроме явно унизительных и незначительных. Однако смыслом того ультиматума и было не решить проблему, а использовать её как повод для нападения.

Специалисты разведывательно-аналитической компании Stratfor убеждены, что угроза войны против Сирии не снята, она лишь отодвинута за рамки нынешнего раунда международных переговоров. (11) В институте Брукингса также думают, что сирийский кризис далек от разрешения, возникла лишь «дипломатическая пауза». Под знаком этого кризиса, как там считают, пройдёт весь остаток президентства Обамы. (12)

В случае возобладания западного подхода к реализации российской инициативы ситуация в Сирии, вместо того чтобы приблизить страну к миру, ещё больше осложнится и может быть взорвана в результате малейшей провокации, например обстрела сирийскими мятежниками территории Израиля химическими снарядами. По сообщениям израильских СМИ, несколько мин, выпущенных с территории Сирии 12 сентября, уже взорвались на Южных Голанах. (13) Может быть, скоро будет объявлено, что эти мины оснащены зарином и что такие обстрелы носят «систематический характер»…


[2]Ibid.