Начало осени ознаменовалось новым обострением военных действий в центральной части Африки. В начале сентября произошло нападение войск повстанческой группировки М23 на расположение войск Миссии ООН в Конго в Кибати. Власти Демократической Республики Конго (ДРК) направили письмо в Совет Безопасности ООН с просьбой срочного вмешательства. Правительство Конго потребовало от СБ ООН заставить, наконец, Руанду вывести свои войска из восточной части ДРК и просить Международный уголовный суд квалифицировать действия М23 в качестве преступлений против человечности. (1)
Последствиями вооружённого конфликта в ДРК на сегодняшний день являются 2,6 миллиона перемещённых лиц (в 2012 году их было 1,8 миллиона) (2), более полумиллиона беженцев и 6,4 миллиона голодающих. (3) Что же касается жертв за весь период конфликта, то, по разным оценкам, их число колеблется от 3,5 до 5 миллионов погибших.
Ситуация в Конго является одной из самых сложных в Африке: в вооружённом конфликте участвуют десятки различных вооружённых групп, поддерживаемых сразу несколькими государствами. Среди основных военных группировок следует выделить М23, Демократические силы освобождения Руанды (ДСОР), Альянс демократических сил и Национальной армии освобождения Уганды (АДС-НДОУ), «Майи-Майи» и «Ката Катанга».
Главной проблемой Конго является «Движение 23 марта» (М23). Пользуясь иностранной поддержкой, оно поставило грабёж природных ресурсов ДРК на широкую ногу. В то же время 2013 год принёс существенные изменения в положение М23. В марте был свергнут лидер группировки генерал Боско Нтаганда, которого немедленно препроводили в Международный уголовный суд в Гааге. (4) До сих пор Нтаганда и его М23 пользовались поддержкой Руанды. Однако, как оказалось, свержение Нтаганды было также организовано руандийскими властями, которые ранее снабжали Нтаганду боеприпасами, но затем поддержали оружием и солдатами мятежного генерала Макенгу. В итоге Руанда сохранила свой контроль над М23, и большая часть ракетных ударов при новой вспышке войны была нанесена с руандийской территории. Этому сопутствовала провокация: контролируя территорию восточного Конго, боевики М23 обстреляли территорию Руанды, чем обеспечили «ответный удар» ракетами руандийской армии по территории Конго. Аналогичная провокация была организована перед вторжением Руанды в Гому в ноябре 2012 года.
В подвергшемся нападению Кибати находятся не только войска Миссии ООН в Конго, но и уникальное ооновское подразделение – специальная Бригада оперативного вмешательства (далее – БОВ). Ни одна другая миссия ООН не имеет такого подразделения с такими полномочиями. Данная бригада была создана 28 марта 2013 года резолюцией СБ ООН № 2098 (2013) в составе Миссии ООН по стабилизации в Демократической Республике Конго (МООНСДРК). Резолюция продлила мандат МООНСДРК до 31 марта 2014 года. В состав бригады должны войти три пехотных батальона, одна артиллерийская батарея и одна рота специального назначения. Целью БОВ объявлено «содействие снижению угрозы, создаваемой вооруженными группами для государственной власти и безопасности гражданских лиц в восточной части ДРК, и создание условий для деятельности по стабилизации». Задачей БОВ определена «нейтрализация» вооруженных групп. Под необычным для резолюций СБ ООН термином «нейтрализация» понимается «проведение целевых наступательных (выделено нами. – А.М.) операций». Такие операции предписано проводить либо самостоятельно, либо совместно с вооружёнными силами ДРК. (5)
Россия поддержала развёртывание БОВ, (6) заявив, что это должно помочь добиться качественного перелома в борьбе c антиправительственными группировками. В целом же позиция России по конголезскому кризису заключается в требовании скорейшего и полного прекращения насилия в регионе. Россия решительно осудила незаконные вооруженные группировки, возобновившие боевые действия на востоке ДРК, а также их поддержку со стороны. Российский представитель подчеркнул, что первоочередную ответственность за установление мира в ДРК несут сами страны региона при содействии Африканского союза и субрегиональных организаций.
Война в ДРК не прекращается уже несколько десятилетий и возникает вопрос: кто подпитывает её? В недавно опубликованном докладе группы экспертов ООН по ДРК утверждается, что деятельность М23 финансируется «за счет сети частных спонсоров и деловых контактов». (7) Утверждается, что основным источником дохода для этого движения являются поборы с грузовиков, проезжающих через блокпосты в районах, контролируемых М23. (8) Однако сомнительно, чтобы «поборы с грузовиков» могли обеспечивать финансирование многолетних военных операций нескольких десятков тысяч хорошо вооружённых боевиков. На самом деле финансирование конголезской войны осуществляется за счёт грабежа природных ресурсов страны, прежде всего золота. Грабёж ведётся на территории восточной части ДРК через Уганду и Бурунди. Объектом грабежа становятся также олово, тантал, вольфрам и др.
На одном из заседаний СБ ООН, на котором рассматривалась ситуация в ДРК, президент Всемирного банка объявил о выделении 1 миллиарда долларов на программы развития ДРК. (9) Однако доходы от грабежа ДРК намного превосходят эту сумму, и если грабёж не остановить, никакие «гуманитарные» программы не помогут. Война в Демократической Республике Конго – это война за ресурсы. Новая вспышка военных действий связана с попыткой многочисленных военных группировок обеспечить себе максимально выгодные позиции в связи с началом формирования Бригады оперативного вмешательства ООН с её новыми военными полномочиями не только по оборонительным, но и наступательным операциям.
Примечания
(1) Письмо Постоянного представителя Демократической Республики Конго при ООН от 23 августа 2013 года на имя Председателя Совета Безопасности // Документ ООН: S/2013/512 от 28 августа 2013 года.
(2) Доклад Генерального секретаря об осуществлении Рамочного соглашения о мире, безопасности и сотрудничестве для Демократической Республики Конго и региона // Документ ООН: S/2013/387 от 28 июня 2013 года.
(3) Заявление Председателя Совета Безопасности 25 июля 2013 года // Документ ООН: S/PRST/2013/11 от 25 июля 2013 года.
(4) 18 марта Боско Нтаганда неожиданно сдался сотрудникам посольства США в Кигали и просил доставить его в распоряжение Международного уголовного суда. 22 марта при содействии правительств Руанды, Нидерландов, Великобритании и США Боско Нтаганда был доставлен в Гаагу. (Материалы дела «Прокурор против Нтаганды» см. на официальном сайте Международного уголовного суда: http://www.icc-cpi.int /en_menus /icc/situations% 20and%20cases/ situations/situation%20icc %200104 /related% 20cases/icc% 200104% 200206 /Pages/ icc%200104 %200206.aspx).
(5) Резолюция 2098 (2013), принятая Советом Безопасности на его 6943-м заседании 28 марта 2013 года http://daccess-dds-ny.un.org/doc/UNDOC/GEN/N13/273/83/PDF/N1327383.pdf?….
(6) См. стенограмму заседания СБ ООН 28 марта 2013 г., Документ ООН: S/PV.6943 .
(7) Среднесрочный доклад Группы экспертов по Демократической Республике Конго // Документ ООН: S/2013/433 от 19 июля 2013 года.
(8) Группа экспертов по ДРК утверждает, что побор за грузовик составляет от 200 до 1000 долл. США в зависимости от перевозимого груза. По словам членов Движения, эти сборы приносят ему в среднем 6000 долл. США в день, или 180 000 долл. США в месяц. (См. приложение 22 к Докладу, указанному в сноске 5).
(9) Во время своего выступления на заседании Совета Безопасности ООН по обсуждению ситуации в ДРК 25 июля 2013 г. президент Всемирного банка заявил: «Я могу также объявить, что в течение последующих двух лет Группа Всемирного банка выделит дополнительно 1 млрд. долл. США для решения трансграничных вопросов развития. Из них около 500 млн. долл. США пойдут на осуществление проектов в области гидроэнергетики для расширения доступа к электроэнергии в ряде стран района Великих озер и около 350 млн. долл. США будут выделены на развитие транспортного сообщения и пограничной службы, а около 100 млн. долл. США — на развитие сельского хозяйства и восстановление источников средств к существованию в сельских районах, ориентированное на беженцев и внутренне перемещенных лиц». (См. документ ООН: S/PV.7011 от 25 июля 2013 года).