Украина и беспомощность Европы

telegram
Более 60 000 подписчиков!
Подпишитесь на наш Телеграм
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться
dzen
Более 120 000 подписчиков!
Подпишитесь на Яндекс Дзен
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться

Приводя устрашающие цифры погибших и раненых в Киеве, немецкая пресса пишет о том, что ночь на 19 февраля стала самой кровавой в Европе после развала СССР. На интернет-сайтах ведущих немецких изданий новости из Украины лидируют как самые читаемые и собирающие максимальное количество комментариев. 

На 21 февраля назначена экстренная встреча министров иностранных дел стран-членов ЕС, которая будет проходить после возвращения из Киева министров иностранных дел Германии и Франции. Ф.-В. Штайнмайер и Л. Фабиус прибыли в украинскую столицу вслед за своим польским коллегой Р. Сикорским, которого командировала в Киев глава европейской дипломатии К. Эштон. «Германия и Польша несут в ЕС особую ответственность за Восточную Европу», - поясняет депутат бундестага К.-Г. Вельман, ответственный фракции христианских демократов по вопросам внешней политики, постоянный член комиссии бундестага по внешней политике, член парламентских групп по отношениям с США, Россией, Польшей и странами Центральной Азии. 

С заявлением по Украине перед представителями СМИ выступил президент Германии Й. Гаук, резко осудивший применение силы против мирных, как он сказал, демонстрантов. «Недопустимо… чтобы против мирных демонстрантов применялись такие жесткие меры, которые привели к жертвам… Мы на стороне тех, кто там борется за демократию и правовое государство… Наше послание к украинцам таково: мы, европейцы, не оставим там демократов в одиночестве», - цитирует Гаука агентство Reuters, подчеркивая экстраординарность самого факта, каким является публичное заявление президента Германии. Теперь становится понятно, почему в свое время федеральный канцлер не приветствовала назначение Гаука на пост президента: сама Ангела Меркель не склонна к резким, непродуманным и несогласованным с правительством жестам. Если же говорить об экстраординарных явлениях в немецком информационном пространстве, то надо отметить публикацию на русском языке в массовом издании Bild интервью В. Кличко с броским названием «В Киеве я стою среди трупов». В. Кличко описывает события в том же ключе, что и Й.Гаук, только вдобавок к этому называет В.Януковича «зачинщиком насилия». 

Изложенную Гауком трактовку событий в Киеве разделяют многие немецкие СМИ. Так, популярная среди бизнес-элиты Die Welt противопоставляет «мирную революцию» в Киеве французской революции 1789-го и революции в России 1917 г., утверждая, что украинские революционеры не имеют такого вооружения, как их противники, и идут на баррикады с голыми руками (?!). Далее немецкий автор утверждает, что в Киеве нет видимых разрушений, хотя, как известно, сгорели Дом профсоюзов, штаб-квартира Партии регионов, пострадали и немецкие представительства. Странно выглядит и стремление автора статьи в Die Welt представить главными участниками выступлений студенчество. Более точное описание «движущих сил революции» дает левая газета Junge Welt, которая выделяет парламентскую оппозицию, автономные правые группировки и толпу. Junge Welt озаглавила свой репортаж «Гражданская война в Киеве». Focus помещает подборку материалов по украинской тематике под рубрикой «Гражданская война на Украине». Spiegel, не решаясь назвать происходящее гражданской войной, пишет о том, что события похожи на гражданскую войну больше, чем на оранжевую революцию. 

Разночтения в трактовке событий имеют и практическую сторону. Министр иностранных дел Германии предупредил о введении санкций против тех, кто несет ответственность за кровопролитие в Киеве без уточнения, кого он считает ответственным. В свою очередь, те, кто говорят о «мирном» характере выступлений, выступают за односторонние санкции против правительства. Одним из первых такую позицию высказал вице-председатель фракции ХДС в бундестаге А. Шокенхоф, потребовавший принять санкции против тех, кто несет ответственность за применение украинскими властями насилия в отношении демонстрантов, журналистов и гражданского населения. 

«Мы не можем знать, получится ли у нас предотвратить худшее», - заявил перед вылетом в Киев министр иностранных дел Германии Ф.-В. Штайнмайер. Немецкий истеблишмент всегда относился к Виктору Януковичу по меньшей мере прохладно. А. Меркель, например, называла украинского президента диктатором. После отказа В.Януковича от подписания соглашения об ассоциации с ЕС недоверие переросло в открытую враждебность. 

С представителями украинской оппозиции у немецкой стороны имеется проблема иного рода. То, что партия УДАР была создана по проекту немецких политтехнологов, хорошо известно. Однако проблема даже не в том, как и кем была создана эта партия: сегодня немецкие СМИ широко обсуждают то обстоятельство, что Кличко и другие лидеры оппозиции не контролируют ситуацию на майдане. Глава Фонда Бёлля прямо называет иллюзией представление о том, будто Кличко - лидер. Ему и речи-то свои, чтобы произнести, не сбившись, приходится выучивать заранее. По окончании встречи с европейскими министрами иностранных дел 20 февраля В. Кличко признал, что у него нет контроля над ситуацией. Может быть, контроля никогда и не было, предполагает Spiegel. Тем не менее отказываться от поддержки оппозиции в её противостоянии официальным украинским властям Берлин не намерен. На 24-26 февраля запланирована поездка в Киев депутатов бундестага из фракции ХДС К.-Г. Вельмана и А. Шокенхофа, которые будут встречаться с представителями партий УДАР и «Батькивщина» в рамках однодневного семинара, организованного Фондом им. Конрада Аденауэра (фонд получает финансирование от ХДС). 

Введение санкций и привлечение посредников – этим фактически исчерпывается арсенал влияния на стороны конфликта со стороны ЕС. Кое-кто, правда, высказывает опасения, что под влиянием европейских санкций Украина ещё больше переориентируется на Россию. Как пишет Spiegel, Евросоюз до последнего тянул с принятием санкций, но Янукович, мол, вынуждает на это пойти. 

Что же касается вопроса о посредниках между украинскими властями и противостоящими им силами, то в ходе визита в Россию немецкий министр иностранных дел предлагал привлечь в этом качестве ОБСЕ. В Москве эту идею встретили холодно, но однопартийцы Штайнмайера от нее не отказались. В этом духе высказался, например, вице-председатель фракции социал-демократической партии в бундестаге Р. Мютцених, добавивший, что и частные лица, которые могли бы помочь в разрешении кризиса, должны внести свой вклад. Возможно, эта фраза адресована социал-демократу Г. Шрёдеру. Впрочем, решительный Г. Шрёдер не промедлил с ответом, категорически отказавшись от такой роли со страниц журнала Spiegel. 

Оказавшись в беспомощном положении, европейские политики продолжают призывать к примирению на Украине и рассуждать о «посредничестве» между государственной властью и теми, кто стреляет в её представителей. Европа решительно не хочет замечать действий тех, кто сделал ставку на свержение власти вооружённым путём. И чем дольше длится разыгрываемый европейцами «миротворческий» спектакль, в котором, увы, участвует и украинская власть, тем больше парализуется жизнь страны, тем сильнее всеобщая угроза жизни и безопасности её граждан…