Еврошантаж Армении и пределы реагирования на него

telegram
Более 60 000 подписчиков!
Подпишитесь на наш Телеграм
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться
dzen
Более 120 000 подписчиков!
Подпишитесь на Яндекс Дзен
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться

Премьер-министр Армении Тигран Саркисян в нескольких своих публичных выступлениях заявил о намерении подписать политическое соглашение с Европейским союзом. Выступая в ходе конференции Европейской народной партии в Брюсселе 21 марта, глава правительства Армении подчеркнул, что на данном этапе Ереван придает важное значение разработке новых рамок сотрудничества с Евросоюзом. В качестве же первого шага на этом пути рассматривается предложение о подписании политической части Соглашения об ассоциации (без его экономической составляющей в виде соглашения о создании глубокой и всеобъемлющей зоны свободной торговли)…

Тигран Саркисян считает это для Армении «лучшим путем». «Можно иметь отдельное большое политическое соглашение между Арменией и Евросоюзом, и в этом направлении мы ведем работу с нашими европейскими партнерами. Чрезвычайно важно, что все наши европейские друзья хорошо понимают позицию Армении, обоснованность решений Армении, ее аргументы и разделяют их с нами», - заявил он  в интервью армянской редакции «Радио "Свобода"». Ранее, в феврале, глава Совета национальной безопасности Армении Артур Багдасарян, отвечая европессимистам в ходе заседания межведомственной комиссии по координации сотрудничества госорганов Армении с европейскими структурами, рассказал о разработанной совместно с Брюсселем «амбициозной программе действий из 180 пунктов» по таким направлениям, как юстиция, свобода, безопасность, политическое сотрудничество, социально-экономические реформы, инфраструктурные реформы.

Напомним, что переговоры Еревана с Евросоюзом велись нескольких лет, и в ходе их выяснилась невозможность отделения политической части «евроассоциации» от экономической. Вместе с тем после начала процесса присоединения Армении к Таможенному союзу на Западе дали понять, что подписание соглашения о зоне свободной торговли с Брюсселем в повестке дня сейчас не стоит. На сегодняшний день ситуация выглядит неоднозначно. Глава постоянной комиссии парламента Армении по внешним сношениям, депутат от правящей Республиканской партии Армении Артак Закарян сообщил, что Ереван и Брюссель всё-таки работают над новым большим политическим соглашением. Между тем в сентябре 2013 года еврокомиссар Штефан Фюле в интервью агентству Медиамакс, озаглавленном «Мы не можем расчленить Соглашение об ассоциации», говорил: «Последовательная позиция ЕС заключается в том, что политическая ассоциация и экономическая интеграция должны идти рука об руку, и они являются неотъемлемыми частями Соглашения об ассоциации. Поэтому мы не можем разделить два этих важнейших составляющих соглашения».

О причинах, по которым некоторые представители руководства Армении вспомнили о политическом сближении с ЕС, догадаться нетрудно. После телефонного разговора президентов России и Армении официальный Ереван оказался под мощным прессингом со стороны Вашингтона, Лондона и Брюсселя, недовольных взвешенными и сбалансированными оценками армянского руководства событий в Крыму. Западу, безусловно, хотелось бы осуждения результатов крымского референдума  союзниками России по Таможенному союзу и ОДКБ. В случае с Минском и Астаной их ожидала по большому счёту неудача, однако попытки найти «слабое звено» потерпели провал в первую очередь в Армении. В ходе голосования на Генеральной Ассамблее ООН по резолюции, призвавшей признать крымский референдум «нелегитимным», Армения оказалась в числе стран, прямо поддержавших Россию. В этих условиях помимо дипломатического давления Запад может попытаться использовать против Армении и другие рычаги: например, в вопросе о неурегулированном нагорно-карабахском конфликте или судьбе армянской общины в Сирии (1).

И тем не менее гипотетическое «большое политическое соглашение» между Арменией и ЕС (если оно действительно обсуждается всерьёз) не может не противоречить договорённостям в рамках процесса присоединения к Таможенному союзу или российско-армянским двусторонним соглашениям. Соответствующий договор, как сообщалось, вроде бы должен быть подготовлен к концу апреля с выходом на подписание (по словам того же Тиграна Саркисяна) в мае.  Согласование необходимых документов, порой чрезвычайно быстрое, до сих пор связывалось именно с деятельностью Кабинета министров. При этом некоторые наблюдатели припоминали, как весной и летом 2013 года правительство Армении рапортовало об успешной подготовке к вильнюсскому саммиту «Восточного партнёрства», который должен был утвердить «европейскую интеграцию» южно-кавказской республики.

И вот сейчас, как видим, речь зашла о реанимации, по крайней мере, политической части диалога с европейскими структурами – в той мере, в которой она предусматривает постепенную интеграцию Армении в европейскую систему обороны и безопасности. А это в свою очередь не может не сказаться на экономических связях, включая реализацию крупных инфраструктурных проектов. Таких, например, как модернизация Армянской АЭС, чем готов заниматься Росатом (ЕС вместе с Турцией требует атомную электростанцию в Мецаморе закрыть), и многих других. Ранее президент республики Серж Саргсян заявлял, что на Армению уже начал распространяться ряд важнейших привилегий и преимуществ, существующих в рамках ТС. Позитивные последствия этого отметил даже глава миссии МВФ в Ереване Марк Хортон. По его оценке, евразийская интеграция Армении создает возможности для увеличения армянского экспорта в страны Таможенного союза, а также привлечет иностранных инвесторов, заинтересованных в выходе на рынки ТС через Армению. Членство Армении в ТС улучшит и положение армянских трудовых мигрантов в России, упорядочивающей свое миграционное законодательство. И это далеко не все примеры...

Некоторое время назад Тигран Саркисян высказывался по поводу ожидаемого снижения в течение семи лет таможенных ставок для Армении со стороны Таможенного союза, ссылаясь при этом на обязательства России в рамках ВТО. Об этом и о других ожиданиях много говорилось на состоявшемся 29 марта втором экономическом форуме Республиканской партии Армении на тему «Армения – Таможенный союз: возможности и задачи». По мнению премьер-министра, вступление в ТС негативно скажется на хозяйствующих субъектах, которые импортируют товары из третьих государств. Хотя отсутствие внятной промышленной политики, следствием чего является трехкратное превышение импорта в торговом балансе республики, ставится как раз в вину правительству и его председателю. Попытки «разделить ответственность» за создавшееся положение с Таможенным союзом, еще в полную силу не заработавшим, вполне понятны, но перекладывать вину за разбалансированность экономики на внешние обстоятельства можно лишь до определённого предела.

И еще одно замечание. Стоит ли так откровенно навязываться в «друзья» брюссельским чиновникам, которые видеть Армению в своей «политической лиге» не хотят? «Армения находится в другой лиге. Соглашение об ассоциации является своеобразным вариантом политической общности, которая существует в различных сферах. К примеру, мы видим армян, которые приезжают и защищают здесь политику России против Украины. Так что я не считаю, что они готовы быть с нами в одной лиге», - заявил министр иностранных дел Швеции и один из инициаторов «Восточного партнерства» Карл Бильдт.

По словам замминистра иностранных дел Армении Шаварша Кочаряна, Армения, вероятно, подпишет договор о вступлении в Таможенный союз уже в мае. Затем он будет представлен на обсуждение в Национальное Собрание республики, и начнется большая работа в области изменения законодательства. На этом фоне наверняка будут предприняты попытки объяснить сложное социально-экономическое положение большинства граждан республики поворотом в сторону евразийской интеграции с перехватом протестных настроений (включая уличную активность) некоторыми западными посольствами. Политика Запада в отношении России и её союзников на постсоветском пространстве приобретает все более непримиримый и вместе с тем иррациональный характер. В этих условиях будут использоваться самые разные средства давления, но интересы отдельных чиновников, склонных этому давлению поддаться, в любом случае не могут стоять выше интересов общества и государства.

(1) По странному совпадению именно в эти дни действующие с территории Турции боевики сирийских радикальных группировок при поддержке турецких военных напали на армянонаселённый сирийский городок Кесаб и окрестные деревни, жители которых вынуждены были бежать в Латакию. Армянский национальный комитет Америки обратился к президенту Обаме и конгрессу США с требованием заставить Турцию прекратить содействие боевикам, напавшим на Кесаб. Проармянские конгрессмены потребовали от Госдепа предотвратить нападение организаций, связанных с «Аль-Каидой», на армянские и другие христианские районы в Сирии, признавая, таким образом, связи между США и радикальными исламистами.