В повестке дня - создание «Белой книги» о злодеяниях бандеровцев

telegram
Более 60 000 подписчиков!
Подпишитесь на наш Телеграм
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться
dzen
Более 120 000 подписчиков!
Подпишитесь на Яндекс Дзен
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться

По настойчиво формируемому в последние два десятилетия на Украине «героическому» образу Организации украинских националистов и ее вооруженного формирования – Украинской повстанческой армии нанесён новый ощутимый удар: Министерство обороны России опубликовало рассекреченные документы, содержащие неопровержимые факты сотрудничества ОУН–УПА с гитлеровским вермахтом и нацистским оккупационным режимом, ведения этой преступной организацией вооруженной борьбы с Красной армией и осуществления жесточайших репрессий против мирного населения Украины…

Выслуживаясь перед носителями немецкого «нового порядка», бандеровцы шли на любые провокации, нередко переодеваясь в красноармейскую форму и выдавая себя за советские воинские подразделения. Входя таким образом в доверие людей, жадно ждавших избавления от оккупации, выявив партизан, подпольщиков, партийно-комсомольский актив, каратели затем беспощадно расправлялись с ними. Одно из таких злодеяний зафиксировано в акте, подписанном 11 апреля 1944 г. членами специальной комиссии 1-го дивизиона 206-го гвардейского легкого артиллерийского полка заместителем командира дивизиона лейтенантом Серикбаевым, фельдшером лейтенантом медслужбы Присевком, комсоргом старшим сержантом Папушкиным и несколькими оставшимися в живых жителями села Нова-Брикула Струсовского района Тернопольской области. Здесь от рук мнимых красноармейцев в один день погибли 115 местных жителей, собранных за околицей якобы для производства работ в интересах Красной армии и там расстрелянных. 

Из докладной записки начальника Украинского штаба партизанского движения Т.А. Строкача командующему 1-м Украинским фронтом маршалу Г.К. Жукову от 10 мая 1944 г. можно судить, насколько широко расплодилось под покровительством гитлеровцев бандеровское движение на Волыни. Части вермахта, германские спецслужбы координировали с оуновцами совместные действия против наступавшей Красной армии, снабжали их оружием, боеприпасами, продовольствием. Как следует из перехваченного партизанами приказа краевого проводника ОУН на северо-западных территориях Д. Клячкивского (Клима Савура), прекращалась даже видимость борьбы с «мадьярами, словаками, литовцами и другими союзными войсками Гитлера» и все усилия направлялись против РККА и советских партизан. 

Террор против мирного населения, нападения на небольшие гарнизоны и отдельных военнослужащих, резко шедшие на спад, когда на территории Западной Украины находились регулярные советские войска, активизировались, стоило действующей армии уйти на запад. Воевать с тыловыми подразделениями, небольшими военкоматовскими командами, находившимися в командировке или отпуске отдельными военнослужащими, а то и вовсе с безоружным населением было, безусловно, проще. Распространители «интегрального национализма» поднимали оружие не только против «москалей, ляхов и жидов», но и против своих соплеменников, не глядя на то, кто попался под пулю или топор – старик, женщина или грудной ребенок. 

О таком случае говорится в донесении начальника политотдела Киевского военного округа полковника Лукашука начальнику ГлавПУ РККА А.С. Щербакову от 6 февраля 1945 г., в котором приводятся подробности налета банды из 200 боевиков ОУН–УПА на районный центр Городницы Житомирской области. Вооруженные пулеметами и даже минометами бандеровцы убили около десяти человек, в том числе зверски – жену и малолетнего ребенка местного военкома, сожгли здания, в которых размещались административные учреждения, освободили десяток задержанных ранее соучастников. Оперативно высланная на место действия часть из состава войск НКВД сумела задержать около 30 бандитов, в том числе участвовавших в налете на Городницы.

Некоторые опубликованные на сайте Минобороны РФ документы уникальны. Так, сообщение наркома внутренних дел СССР Л.П. Берии начальнику Главного политуправления РККА Л.З. Мехлису от 19 января 1942 г. опровергает тезисы адвокатов ОУН–УПА о том, что последняя воевала за «независимую Украину» одинаково и с Красной армией, и с вермахтом. О какой независимости от немцев могла идти речь, если германское командование – заметим, всего через полгода после начала войны – приступило к созданию «украинской армии». В Новоград-Волынске Житомирской области из пленных командиров РККА комплектовалась специальная школа. Оккупационные власти формировали также карательные отряды из лиц украинской национальности, включая дезертиров из Красной армии и военнопленных. Перед такими отрядами ставилась задача бороться с нарастающим партизанским движением в тылу немецких войск, «вылавливать и уничтожать лиц, нежелательных германским властям». 

Нельзя сказать, что факты такого рода были неизвестны историкам раньше, но документы, подобранные архивной службой МО РФ, дополняют картину борьбы, которую вели вооруженные банды националистов в тылу советских войск. 

К сожалению, достоянием общественности стала на этот раз подборка всего из пяти документов. Систематического представления о политике и кровавой практике оуновцев, об их покровителях и заказчиках они, естественно, дать не могут. Так что, приветствуя акцию Минобороны РФ по публикации новых документов о преступлениях ОУН–УПА, надо подчеркнуть необходимость дальнейшей работы на этом направлении. 

Известно, что военные архивы хранят значительный массив документов по данной теме. Сегодня вряд ли есть смысл оставлять такого рода документы на секретном хранении, а, кроме того, судя по штампам на документах, представленных на сайте Минобороны, они были рассекречены еще в 2007 г. Явно не следовало ждать 7 лет, чтобы ввести эти материалы в оборот в интересах борьбы с фальсификациями истории. 

Эту серьезную и пока не решенную проблему автору неоднократно доводилось обсуждать с коллегами из академических институтов, Российского военно-исторического общества, Ассоциации историков Второй мировой войны, Российского общества историков-архивистов, Общества изучения истории спецслужб. При наличии в стране значительных научных сил, большого числа государственных и общественных структур военно-исторического профиля, притом что в государственных и ведомственных архивах сконцентрирован большой массив документов, в России до сих нет исчерпывающих документальных публикаций о злодеяниях ОУН–УПА. От разовых информационных акций давно пора перейти к созданию «Белой книги» – систематического свода преступлений ОУН–УПА против собственного народа.

Чему-то должен учить и опыт прошлого. В 1970-е годы глава украинской компартии В.В. Щербицкий, узнав о том, что жителей белорусской деревни Хатынь, ставшей наряду с чешской Лидицей и французским Орадуром символом нечеловеческой жестокости нацистов, уничтожили не немцы, а вояки из 118-го украинского батальона вспомогательной полиции, обратился в Политбюро ЦК КПСС с просьбой не оглашать правду о случившемся в Хатыни 22 марта 1943 г. Руководитель Украины посчитал, что такой публикацией может быть брошена тень на дружбу украинцев и белорусов, и его коллеги по Политбюро согласились с такими доводами. Благие намерения обернулись тем, что от заслуженной расплаты ушли многие военные преступники. 

Такого рода замалчивания и породили, в конце концов, ситуацию, когда 70 лет спустя приходится еще кому-то доказывать, что преступники являются именно преступниками, а не «патриотами» и не «борцами за национальное освобождение». 

Есть у этой проблемы и международный аспект. В условиях, когда Запад все напористее демонтирует остатки Ялтинско-Потсдамской системы, отказывается от строгого следования вердикту Нюрнбергского трибунала, механизм международно-правового реагирования на факты обеления нацистских преступников очень ослаб. Для Запада деяния бандеровцев никогда не были тайной: в США, Канаде, Западной Германии осело после войны немало коллаборационистов. Однако даже в годы холодной войны западные страны не решались в открытую выступать в защиту убийц и извергов. Сейчас – иное дело, сейчас они решились! 

Явно в расчете на поддержку Запада представляющий нынешний украинский режим некто Сергеев заявил журналистам, освещавшим заседание Совбеза ООН, что лидер украинских националистов Степан Бандера и его сторонники – настоящие патриоты, которые были оклеветаны советскими властями: «Почему Нюрнбергский процесс не признал это? Потому что факты были сфальсифицированы, потому что позиция Советского Союза в то время была несправедливой… Российская, советская сторона в то время пыталась надавить на западных союзников, чтобы они признали бандеровцев и других убийцами». И этот бред адвокатов украинского нацизма уже многие в ООН выслушивают с сочувствием. Сергеевы могут не верить свидетельствам командования Красной армии, партизанских формирований и советских спецслужб, но не поверить документам ОУН–УПА, опубликованным на Западе, им сложно. 

Значит, нужно искать новых союзников на международной арене. Убежден, что при известных усилиях возможно сотрудничество по данной проблеме с поляками и израильтянами, не меньше русских заинтересованных в том, чтобы правда о преступлениях ОУН–УПА наконец-то была явлена миру во всей полноте и получила должную оценку в категориях международного права.