Кто препятствует мирному урегулированию украинского кризиса?

telegram
Более 60 000 подписчиков!
Подпишитесь на наш Телеграм
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться
dzen
Более 120 000 подписчиков!
Подпишитесь на Яндекс Дзен
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться

Встреча в Женеве по урегулированию украинского кризиса завершилась относительным успехом. Россия, США, Евросоюз и представители киевских властей пришли к частичному компромиссу. Стороны одобрили соглашение, которое предполагает деэскалацию ситуации на юго-востоке страны и начало диалога по конституционной реформе с привлечением всех политических сил из всех регионов. Контролировать выполнение соглашения рекомендовано миссии ОБСЕ, находящейся на Украине. 

Главное сейчас состоит в том, чтобы киевский режим продемонстрировал готовность выполнять основные пункты женевских соглашений. Прежде всего, он должен прекратить антитеррористическую, а точнее, карательную операцию против населения юго-восточных областей. Захотят ли киевские власти это сделать?

До сих пор временное правительство в Киеве следовало курсу эскалации конфликта, противопоставившего ему Юго-Восток страны, требующий проведения референдума об изменении государственного устройства Украины и придания русскому языку статуса второго государственного.

С самого начала акций протеста на Юго-Востоке, где сосредоточена значительная украинского промышленного потенциала, киевские власти не сделали ни одной попытки начать диалог с целью урегулирования конфликта мирными средствами. Вместо этого по обвинению в разжигании «сепаратизма» были арестованы десятки лидеров и активистов движения, что в свою очередь увеличило возмущение населения. Репрессии привели к росту массовости демонстраций, демонстранты перешли к акциям прямого действия - захвату административных зданий, разоружению милиции и органов безопасности.

Для подавления протеста на Юго-Восток были направлены силы специального назначения и армейские подразделения с танками, артиллерией, ударными вертолетами и самолетами. Одновременно Киев начал вооружать и отправлять в Донецкую область группы украинских националистов, враждебно относящихся к русским и русскоязычным согражданам и способных стать силой, которая ввергнет страну в гражданскую войну

Нежелание киевских властей урегулировать конфликт путем переговоров привело к тому, что ряд городов Юго-Восточной Украины перешёл под контроль восставшего народа, а Киев не нашёл ничего лучшего, как сконцентрировать войска на севере Донецкой области и приготовиться к штурму областной столицы.

Переход к использованию армии для подавления народного протеста произошел сразу после тайного визита в Киев 12 сентября директора ЦРУ Джона Бреннана, который встречался с Арсением Яценюком и его первым заместителем Виталием Яремой, отвечающим за урегулирование конфликта. Это дало основание для подозрений в том, глава ЦРУ прямо подтолкнул киевские власти к использованию против народа военной силы.

Донецкая область – пограничная с Россией, а большинство жителей Донецкого региона - этнические русские и русскоязычные граждане других национальностей. Москва с самого начала убеждала Киев начать процесс переговоров с представителями протестующих, но Киев упорно настаивал на диалоге только с Вашингтоном, Брюсселем и Москвой, без участия второй стороны внутриполитического конфликта.

Нелепо пытаться урегулировать конфликт, не ведя переговоры с теми, кто в нем участвует. Поэтому, скорее всего, Киев попытается использовать начавшийся 17 апреля в Женеве переговорный процесс для решения задач, никак с конфликтом не связанных.

Что это за задачи?

Во-первых, киевский режим, придя к власти в результате вооруженного государственного переворота, нуждается в легитимации. Москва не признаёт нынешние киевские власти законными, что влечет за собой непризнание их и значительной частью граждан Украины, для которых точка зрения Москвы более авторитетна, чем точка зрения Вашингтона или Брюсселя. Поэтому Киев использует любые поводы для того, чтобы члены украинского правительства оказывались за столом переговоров вместе с российскими коллегами.

В Женеве Джон Керри, Кэтрин Эштон и Андрей Дещица всеми силами пытались преподнести четырёхстороннюю встречу как признание Россией законного характера киевской власти. Этого не произошло. Российская сторона категорически отказалась от предложения совместного выхода к прессе Лаврова и Дещицы.

Во-вторых, в Киеве рассчитывают, что появление исполняющего обязанности министра иностранных дел Украины в окружении глав внешнеполитических ведомств США и ЕС за столом переговоров, в которых российская делегация занимает противоположную позицию, должно продемонстрировать однозначную поддержку киевских властей Западом и создать выгодный для Киева пропагандистский эффект.

И, в-третьих, что самое важное, несогласие Киева, Вашингтона и Брюсселя на участие в международных переговорах представителей юго-восточных регионов превращает Москву в единственного защитника их интересов в переговорном процессе, что должно создать у мировой общественности впечатление, будто Россия является стороной внутреннего украинского конфликта. В Вашингтоне, видимо, полагают, что такое впечатление побудит европейцев вновь начать рассматривать Россию как угрозу. Только вряд Евросоюзу стоит следовать в этом за своим заокеанским союзником: возможный в сложившихся условиях распад Украины и раздел её территорий создаст исключительно опасный прецедент для всей Европы.

Выход из кризиса, в который погрузили Украину «управляемый хаос» майдана, а затем государственный переворот в Киеве, возможен только на основе широкого общеукраинского диалога, в котором жители Юго-Восточной Украины будут представлены теми, кому они доверяют. Без участия таких представителей переговоры в четырёхстороннем формате неизбежно начнут буксовать – особенно на фоне уже отчётливо проявившегося нежелания Киева выполнять соглашения, достигнутые в Женеве 17 апреля…