Двухдневный саммит ЕС в конце июня прошел под знаком углубляющихся противоречий в рядах членов объединения. Этот факт не могло скрыть даже подписание Евросоюзом экономических соглашений об ассоциации с Украиной, Грузией и Молдавией. Вполне возможно, что к тому времени, когда данные документы будут воплощены в жизнь, сам Европейский союз очень изменится, что создаст качественно иную ситуацию по вопросу, например, о принятии в его состав ряда балканских государств.
«В этих соглашениях нет ничего, что может повредить России. Они направлены на создание общего будущего и процветания», - охарактеризовал подписанные документы председатель Совета ЕС Херман ван Ромпей. Он объявил это «самым амбициозным проектом сотрудничества ЕС с третьими странами» и «началом европейского пути Грузии, Украины и Молдавии».
Руководство ЕС вообще питает слабость к громким обобщениям и метафорам. Про «самые амбициозные проекты» говорилось и при введении в обращение евро, и накануне приема в ЕС в 2004 году десяти новых государств, и при презентации программы «Восточное партнерство». А что касается итогов последнего саммита, то в ряду не имеющих прецедента событий надо назвать еще два, определённо негативных для Евросоюза. Впервые на уровне Совета Европейского союза было проведено голосование по кандидатуре нового главы Еврокомиссии, и впервые Совет ЕС раскололся практически пополам по вопросу дальнейшего сотрудничества с Россией…
В настоящее время наиболее активным противником антироссийских санкций в ЕС является Италия. Схожую в целом позицию занимают Австрия, Испания, Кипр, Греция, Словакия, Венгрия и Болгария. Лагерь тех, кто выступает за введение против Москвы так называемого третьего пакета санкций, затрагивающего в том числе энергетику, возглавляет Великобритания. The Financial Times относит сюда также Германию, Швецию, Данию, Польшу, Румынию и страны Прибалтики. [1]
Острота данного противостояния и примерное равенство сил так и не позволили участникам саммита принять решение об ужесточении санкций против России: в политической и предпринимательской элите стран ЕС растет понимание пагубности таких мер для экономики Европы. Ведь в настоящее время Россия обеспечивает не менее трети поставок газа в Европу, а ее торговые связи с ЕС в 12 раз превышают объемы российского товарооборота с Соединёнными Штатами.
Умиротворяющее воздействие на умы европейцев в ближайшее время будет оказывать и политическая обстановка в самом Евросоюзе, которому предстоят серьезные изменения в руководящих органах. Конфликт между британским премьером Дэвидом Кэмероном и его коллегами на прошедшем саммите получил лишь временное разрешение. Кэмерону так и не удалось заблокировать номинацию на пост председателя Еврокомиссии бывшего премьера Люксембурга, бывшего председателя Еврогруппы Жана-Клода Юнкера, в котором Лондон видит сторонника угрожающей британским интересам жесткой централизации политических и финансовых институтов ЕС. Позицию Лондона поддержал Будапешт, что создает в рамках организации определенную ось противостояния Брюсселю. И хотя Дэвид Кэмерон, назвавший Юнкера «лицом из восьмидесятых, которое не сможет решить проблемы следующих пяти лет», пообещал работать с новым председателем Еврокомиссии, курс на обособление Великобритании и тех стран Центральной и Восточной Европы, а также Скандинавии, которые солидаризуются с Лондоном в вопросе о будущем ЕС, получил новый импульс.
При этом всем в Евросоюзе и особенно в еврозоне понятно, что в своем нынешнем виде организация нуждается в преобразованиях. А время для принятия решительных мер по реформированию ЕС и еврозоны уходит. Эксперты Всемирного банка обнародовали на днях доклад-прогноз Global Economic Prospects, в котором предупредили Брюссель об угрозе дефляции. «Инфляционные ожидания внутри валютного союза до сих пор оставались стабильными. Однако в случае снижения инфляционных ожиданий может возникнуть опасная спираль из долгов и дефляции», - отмечается в документе. А ведь суверенная задолженность и сегодня, несмотря на все антикризисные меры, продолжает оставаться на крайне высоком уровне. В еврозоне она составляет 96,2%, а по всему ЕС - 87,1% от ВВП. Подобная ситуация ограничивает антикризисные возможности Еврокомиссии и Европейского центрального банка. И даже приход к рычагам управления новых людей сам по себе вряд ли переломит ситуацию.
Как признает Еврокомиссия, сводный индекс делового и потребительского доверия к экономике еврозоны уменьшился в июне текущего года до 102 пунктов вместо прогнозировавшегося роста до 103 пунктов. Согласно скорректированным данным, в мае значение индикатора составляло 102,6 пункта, а не 102,7 пункта, как было объявлено ранее. Индикатор доверия европейских компаний уменьшился со скорректированных -3,1 пункта в мае до -4,3 пункта в июне при средневзвешенном прогнозировавшемся уменьшении в -3 пункта. Оценка индекса потребительского доверия за июнь ухудшилась до -7,5 пункта по сравнению с ранее объявленными -7,4 пункта. В мае данный индикатор составлял -7,1 пункта и был рекордным за последние 7 лет. Однако, как видим, даже этот негативный рекорд долго не продержался. Всё это предвещает Европейскому союзу ухудшение делового климата, что в свою очередь может стать предвестником нового банковского кризиса. Во всяком случае, паника среди вкладчиков ряда крупных болгарских банков уже началась…
[1] The Financial Times, 27.06.2014