Расширение Евросоюза за счёт Шотландии?

telegram
Более 60 000 подписчиков!
Подпишитесь на наш Телеграм
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться
dzen
Более 120 000 подписчиков!
Подпишитесь на Яндекс Дзен
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться

Недавно назначенный новым председателем Еврокомиссии Жан-Клод Юнкер разжег страсти своим заявлением о пятилетней паузе на дальнейшее расширение ЕС. Канцлер Германии Ангела Меркель поспешила заявить, что процесс расширения не должен быть заморожен. А инициаторы предстоящего 18 сентября 2014 года референдума о независимости Шотландии считают, что за время паузы Евросоюз сможет расшириться за счёт их страны.

Новый глава Еврокомиссии пояснил, что «Евросоюзу необходимо сделать паузу в процессе расширения для того, чтобы консолидировать усилия имеющихся 28 стран-членов». А это означает, что пятилетний «простой» может и затянуться. Ведь нынешняя консолидация Евросоюза продолжается уже 10 лет – с момента масштабного расширения в 2004 году.

Первыми на программное заявление Юнкера отреагировали в Вильнюсе. Литовские власти традиционно болезненно воспринимают любые инициативы, которые могут трактоваться как отказ Евросоюза от поддержки Украины, Молдавии и Грузии. Министр иностранных дел Литвы Линас Линкявичюс призвал «не переоценивать такие заявления, которые могут подвести какую-то черту» и получил поддержку еврокомиссара по вопросам расширения Штефана Фюле. Последний выразил надежду на то, что слова нового главы Еврокомиссии «не будут интерпретироваться как пауза в процессе» расширения. 

А затем свое слово в развернувшейся дискуссии сказала Ангела Меркель. Она, правда, заступилась не за республики бывшего СССР, а за балканские страны - кандидаты на приём в Евросоюз. «Мы не намерены отказываться от процесса расширения ЕС за счет Балкан», - заявила Меркель во время балканского саммита в Хорватии. 

Сложившаяся ситуация говорит о нарастании внутри Евросоюза политических противоречий, накладывающихся на отсутствие четкой региональной политики данной организации. Против расширения выступают те силы и политики, которые убеждены, что Евросоюз должен прежде навести социально-экономический и финансовый порядок в собственных рядах.

Это течение и олицетворяет Жан-Клод Юнкер – бывший глава Еврогруппы (объединение государств-членов еврозоны внутри ЕС) и сторонник повышения эффективности центральных институтов Евросоюза. Он считает, что дальнейшее расширение ЕС чревато новыми политическими и экономическими рисками. И это притом, что сегодня перед Брюсселем по-прежнему стоят серьезные задачи, в особенности финансового характера. Ж.-К. Юнкер уже дал понять, что расширение ЕС в направлении республик бывшего СССР не входит в число приоритетов Еврокомиссии в ее новом формате. «С нашими восточными соседями, такими как Молдавия или Украина, нам необходимо активизировать тесное сотрудничество, ассоциацию и партнерство в целях дальнейшего укрепления наших экономических и политических связей», - говорится в программном докладе Юнкера, обнародованном уже после его избрания новым главой Еврокомиссии. Что же касается балканских кандидатов, то им, по словам Юнкера, уготована следующая судьба: «Под моим председательством в Комиссии нынешние переговоры продолжатся. Западные Балканы будут особенно нуждаться в том, чтобы сохранить европейскую перспективу. Однако дальнейшего расширения не будет в течение ближайших пяти лет».

Именно предыдущее масштабное расширение Евросоюза во многом и создало те проблемы, которые привели к нынешнему финансовому кризису в ЕС. Брюссель понадеялся на экономический рост и не предпринял реальных мер для реформирования организации. Так что скептицизм Юнкера видится более обоснованным и лучше отражающим настроения в Брюсселе, нежели аргументы сторонников дальнейшего расширения ЕС в его нынешнем виде.

«Балканы так и остались пороховой бочкой с переплетением самых чувствительных вопросов (этнических, религиозных и идеологических). Это все еще мост между восточным и западным блоком», - констатирует Huffington Post и продолжает: «Если раньше Европу здесь воспринимали как рай, то сейчас она выглядит чем-то парадоксальным. А у жителей зачастую складывается впечатление, что их дом стал полем для маневров великих держав, которые пришли с хорошими намерениями, но ставят на первое место личные интересы. Общая атмосфера смещения устоявшихся линий без сомнения окажет прямое воздействие на эту промежуточную зону. Поэтому формирование общей и согласованной европейской политики было бы мудрым шагом как с политической, так и гуманитарной точек зрения. В противном случае доверие может быть окончательно подорвано, а вышедший из-под контроля механизм разнесет все на своем пути»… 

Тем временем в наметившуюся брешь в рядах Евросоюза готовы войти шотландские сепаратисты. Бывший первый министр Шотландии Генри Маклейш считает, что жесткий курс Юнкера может быть даже выгоден сторонникам шотландской независимости… Маклейш полагает, что, говоря о паузе, глава Еврокомиссии «имел в виду группу стран, которая находится в стадии переговоров о присоединении к ЕС». К слову, сам Юнкер ранее заметил, что дальнейшее расширение Евросоюза и независимость Шотландии – «совершенно отдельные вопросы». Генри Маклейш исходит из того, что после замораживания заявок на вступление в ЕС Турции, Сербии, Черногории или края Косово, Брюссель уделит должное внимание чаяниям шотландцев. Разумеется, если те проголосуют в сентябре за независимость от Великобритании и при этом подтвердят желание остаться в ЕС.