Недавно назначенный новым председателем Еврокомиссии Жан-Клод Юнкер разжег страсти своим заявлением о пятилетней паузе на дальнейшее расширение ЕС. Канцлер Германии Ангела Меркель поспешила заявить, что процесс расширения не должен быть заморожен. А инициаторы предстоящего 18 сентября 2014 года референдума о независимости Шотландии считают, что за время паузы Евросоюз сможет расшириться за счёт их страны.
Новый глава Еврокомиссии пояснил, что «Евросоюзу необходимо сделать паузу в процессе расширения для того, чтобы консолидировать усилия имеющихся 28 стран-членов». А это означает, что пятилетний «простой» может и затянуться. Ведь нынешняя консолидация Евросоюза продолжается уже 10 лет – с момента масштабного расширения в 2004 году.
Первыми на программное заявление Юнкера отреагировали в Вильнюсе. Литовские власти традиционно болезненно воспринимают любые инициативы, которые могут трактоваться как отказ Евросоюза от поддержки Украины, Молдавии и Грузии. Министр иностранных дел Литвы Линас Линкявичюс призвал «не переоценивать такие заявления, которые могут подвести какую-то черту» и получил поддержку еврокомиссара по вопросам расширения Штефана Фюле. Последний выразил надежду на то, что слова нового главы Еврокомиссии «не будут интерпретироваться как пауза в процессе» расширения.
А затем свое слово в развернувшейся дискуссии сказала Ангела Меркель. Она, правда, заступилась не за республики бывшего СССР, а за балканские страны - кандидаты на приём в Евросоюз. «Мы не намерены отказываться от процесса расширения ЕС за счет Балкан», - заявила Меркель во время балканского саммита в Хорватии.
Сложившаяся ситуация говорит о нарастании внутри Евросоюза политических противоречий, накладывающихся на отсутствие четкой региональной политики данной организации. Против расширения выступают те силы и политики, которые убеждены, что Евросоюз должен прежде навести социально-экономический и финансовый порядок в собственных рядах.
Это течение и олицетворяет Жан-Клод Юнкер – бывший глава Еврогруппы (объединение государств-членов еврозоны внутри ЕС) и сторонник повышения эффективности центральных институтов Евросоюза. Он считает, что дальнейшее расширение ЕС чревато новыми политическими и экономическими рисками. И это притом, что сегодня перед Брюсселем по-прежнему стоят серьезные задачи, в особенности финансового характера. Ж.-К. Юнкер уже дал понять, что расширение ЕС в направлении республик бывшего СССР не входит в число приоритетов Еврокомиссии в ее новом формате. «С нашими восточными соседями, такими как Молдавия или Украина, нам необходимо активизировать тесное сотрудничество, ассоциацию и партнерство в целях дальнейшего укрепления наших экономических и политических связей», - говорится в программном докладе Юнкера, обнародованном уже после его избрания новым главой Еврокомиссии. Что же касается балканских кандидатов, то им, по словам Юнкера, уготована следующая судьба: «Под моим председательством в Комиссии нынешние переговоры продолжатся. Западные Балканы будут особенно нуждаться в том, чтобы сохранить европейскую перспективу. Однако дальнейшего расширения не будет в течение ближайших пяти лет».
Именно предыдущее масштабное расширение Евросоюза во многом и создало те проблемы, которые привели к нынешнему финансовому кризису в ЕС. Брюссель понадеялся на экономический рост и не предпринял реальных мер для реформирования организации. Так что скептицизм Юнкера видится более обоснованным и лучше отражающим настроения в Брюсселе, нежели аргументы сторонников дальнейшего расширения ЕС в его нынешнем виде.
«Балканы так и остались пороховой бочкой с переплетением самых чувствительных вопросов (этнических, религиозных и идеологических). Это все еще мост между восточным и западным блоком», - констатирует Huffington Post и продолжает: «Если раньше Европу здесь воспринимали как рай, то сейчас она выглядит чем-то парадоксальным. А у жителей зачастую складывается впечатление, что их дом стал полем для маневров великих держав, которые пришли с хорошими намерениями, но ставят на первое место личные интересы. Общая атмосфера смещения устоявшихся линий без сомнения окажет прямое воздействие на эту промежуточную зону. Поэтому формирование общей и согласованной европейской политики было бы мудрым шагом как с политической, так и гуманитарной точек зрения. В противном случае доверие может быть окончательно подорвано, а вышедший из-под контроля механизм разнесет все на своем пути»…
Тем временем в наметившуюся брешь в рядах Евросоюза готовы войти шотландские сепаратисты. Бывший первый министр Шотландии Генри Маклейш считает, что жесткий курс Юнкера может быть даже выгоден сторонникам шотландской независимости… Маклейш полагает, что, говоря о паузе, глава Еврокомиссии «имел в виду группу стран, которая находится в стадии переговоров о присоединении к ЕС». К слову, сам Юнкер ранее заметил, что дальнейшее расширение Евросоюза и независимость Шотландии – «совершенно отдельные вопросы». Генри Маклейш исходит из того, что после замораживания заявок на вступление в ЕС Турции, Сербии, Черногории или края Косово, Брюссель уделит должное внимание чаяниям шотландцев. Разумеется, если те проголосуют в сентябре за независимость от Великобритании и при этом подтвердят желание остаться в ЕС.