Берлинская стена и «другая пара башмаков»

telegram
Более 60 000 подписчиков!
Подпишитесь на наш Телеграм
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться
dzen
Более 120 000 подписчиков!
Подпишитесь на Яндекс Дзен
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться

«Когда Россия и Германия дружат, всему миру спокойнее и нам хорошо…» - провозгласил 9 ноября на праздновании 25-летия падения Берлинской стены Михаил Горбачёв. Немецкому правительству в день падения стены было, безусловно, хорошо. И Западу было «хорошо». Свершилось «воссоединение» - поглощение ГДР.

Сейчас мало кто помнит, что в 1952 году канцлер ФРГ Конрад Аденауэр отклонил предложение Сталина об объединении Германии и превращении ее в нейтральное государство. За Аденауэром стояли его западные союзники, категорически не желавшие превращения Германии в нейтральное государство. Германия с её потенциалом должна была стать членом НАТО и послушным исполнителем воли Вашингтона, тогда как нейтральная Германия сделала бы расстановку сил в Европе совсем иной.

Американцы начали накачивать Германию деньгами и экономической помощью. С 1948-го по 1952 год США вложили в ФРГ 1,4 млрд. долларов – колоссальную по тогдашнему курсу доллара сумму. Какой стала бы ФРГ без «плана Маршалла», никто не знает. В то время как Маргарет Тэтчер доводила своих шахтеров и железнодорожников до голодных забастовок, Западная Германия процветала. Из нее сделали витрину капитализма и выставили напоказ перед населением социалистического лагеря, в первую очередь перед ГДР. Замысел удался. После тщательной подготовки к поглощению, длившейся 40 лет, Запад добился своего. Там понимали, что падение стены откроет шлюзы и вслед за ГДР обрушатся режимы во всех социалистических странах. Историческая победа обещала быть небывало масштабной. 

…Но было ли «хорошо» советскому послу В. Кочемасову, который в преддверии падения стены слал в Москву авральные телеграммы, а с ним не хотели разговаривать ни в родном МИД, ни в ЦК КПСС? Было ли хорошо подполковнику В.Путину, который в эти дни готовил к эвакуации резидентуру КГБ в Дрездене? Было ли хорошо полумиллиону солдат и офицеров Западной группы войск, которым предстояло покинуть ГДР и выехать вместе с семьями в голое поле? Как может быть хорошо людям, преданно служившим своей стране и обнаружившим ненужность своего служения?

А Горбачёву было хорошо. Его носили на руках граждане не своей страны, и он, видимо не понимал, что в этом есть что-то чудовищное. Он не понимал, что его собственная неподготовленность к большой политике, самонадеянность и безответственность, сложившись в одну смесь, превратили его в детонатор грандиозного проекта – разрушения сверхдержавной советской России. Он пришел на свой пост в момент, когда красная империя была заведена в тяжелейшее положение неповоротливостью геронтократии, но вместо того, чтобы напрячь интеллект страны в поисках выхода, он принялся действовать по формуле «ломать не строить, душа не болит».

Президент В.Путин не стал поздравлять руководство Германии с этим «славным» юбилеем. И вовсе не потому, что сегодня отношения между ним и канцлером А.Меркель напряжены. Падения стены не принесло радости народам России. 160 убитых за 40 лет граждан ГДР при попытке бегства через стену в Западный Берлин – это, конечно же, скорбная цифра. Но давайте посчитаем, сколько жертв было по всей Восточной Европе, особенно в разваливающемся Советском Союзе? 

До «воссоединения» ФРГ называли «экономическим гигантом и политическим карликом», она была связана послевоенными обязательствами и присутствием 500 тыс. советских войск на своих границах. Теперь она - политический «тяжеловес» и уверенно заправляет тайными делами на Украине. Разве от этого стало лучше?

Фраза «всему миру спокойнее» - это очередная иллюзия Горбачёва, который за прошедшие четверть века так и не понял простой истины, известной русским: «У немцев кто палку взял, тот и капрал». Сегодняшняя Германия на глазах превращается в авангард продвижения атлантических интересов на территорию бывшего СССР - и всему миру от этого не стало спокойнее.

Сегодня Горбачёв негромким голоском поддерживает возвращение Крыма и суверенизацию Новороссии, но делает это так, чтобы его голосок не услышали далеко за пределами его дома под Мюнхеном. Демонстрирует, так сказать, широту мысли. Всё-таки у великого мыслителя должна быть широта мысли. 

Остается заметить, что Берлинская стена не стала последней в истории. Новую стену возводят на Украине. С точки зрения Вашингтона, чем напряженнее российско-украинские отношения, тем лучше Соединённым Штатам. И президент Обама, так громко радовавшийся немецкому юбилею и заявлявший, что «стены не могут противостоять стремлению к свободе и человеческому достоинству», решил украинским властям не мешать. В украинском случае - пусть стена противостоит. Ведь это, как говорят англосаксы, «другая пара башмаков».