19 ноября, накануне своего первого визита в Сербию в качестве комиссара ЕС по политике добрососедства и переговоров по расширению австриец Йоханнес Хан в интервью белградскому изданию «Вечерние новости» заявил: «Сербия юридически обязалась в рамках переговоров о вступлении в Евросоюз постепенно согласовать свою позицию с ЕС по трудным вопросам, таким как санкции в отношении России. Это очень важно, и мы ожидаем от Белграда соблюдения этого обязательства». Итак, Сербия – не член Евросоюза и неизвестно, станет ли им когда-нибудь, но в Брюсселе уверены, что уже могут диктовать Белграду его внешнюю политику.
Переговоры Хана с президентом Сербии Томиславом Николичем и премьер-министром Александаром Вучичем прошли в Белграде 20 ноября, после чего сербские руководители сделали заявление о том, что Сербия не поддержит антироссийские ограничительные меры. «Сегодня, в эти часы, в эти годы Сербия точно не введет санкции против России», - заявил Томислав Николич.
Значит ли это, что проблема снята и странный размен (присоединение Сербии к экономическим санкциям против России в качестве цены за возможность продолжать переговоры о вступлении в ЕС) Белграду больше не предлагается? Увы, не значит.
В день визита Хана в Белград министр по евроинтеграции Сербии Ядранка Йоксимович, выступая на государственном телевидении, пояснила, что «и премьер, и члены правительства стоят на той позиции, что отношения с Россией представляют для сербов «особый экономический интерес, который Сербия имеет право защищать», однако, добавила министр, по мере того как мы будем идти вперед, «мы должны будем постепенно (подчёркнуто мною. – А.П.) согласовывать свою внешнюю политику с политикой Европейского союза». А позиция Европейского союза, какой она выглядит к концу 2014 года, по всем основным вопросам международных отношений, включая вопрос о коллективных санкциях Запада против России, подравнивается под позицию США.
В интервью Хана «Вечерним новостям», как и в комментариях сторон, сделанных по завершении переговоров в Белграде, ключевым словом является слово «постепенно». Известно, что, если посадить жабу в кипяток, она сразу из него выскочит. А если температуру воды повышать постепенно, жаба разомлеет и не заметит, как сварится.
В Брюсселе отлично понимают, что сербское общественное мнение в большинстве своём является русофильским или, по крайней мере, доброжелательно настроенным к России. Запад до сих пор ничего не может с этим поделать. Поэтому задача евро-атлантических центров силы по отношению к Сербии заключается в том, чтобы постепенно и осторожно подвести Сербию к отходу от стратегического партнерства с Россией.
Тактика постепенности однажды уже была успешно применена Западом в косовском вопросе. Ещё в 2008 году тогдашние сербские власти клятвенно обещали, что «ни за что и никогда» не признают косовское псевдогосударство, а тем временем «нормализация отношений» с отторгнутым от Сербии Косовом постепенно шла своим чередом, и сегодня представители косовских сербов, избранные по законам Сербии, заменяются с согласия Белграда на тех, кого хочет видеть на их местах Приштина.
Здесь необходимо коснуться ещё одного вопроса. В сербское информационное пространство всячески внедряется мнение о «безальтернативности» для Сербии пути в Евросоюз (заметьте: никто не говорит о безальтернативности полноправного членства Сербии в ЕС - говорят о безальтернативности «пути», протяжённость и конечная точка которого искусно скрыты в тумане).
Однако альтернатива этому уходящему в неизвестность пути всё же есть.
В ноябре 2013 г. Комитет по внешним связям Народной скупщины Сербии организовал общественные слушания на тему „Интеграционные процессы на евразийском пространстве и перспективы сотрудничества с Сербией“. Среди участников конференции были послы России и Белоруссии в Сербии Александр Чепурин и Владимир Чушев, директор департамента Евразийской экономической комиссии по развитию интеграции Виктор Спасский, глава отделения Евразийской экономической комиссии по международному сотрудничеству Антон Азаров, заместитель директора Российского института стратегических исследований Тамара Гузенкова и другие. Выступая на конференции с докладом, посол А.Чепурин заявил, что для Сербии открыта возможность заключения «всеохватывающего соглашения» с будущим Евразийским союзом.
«Евразийское движение, - подчеркнул российский посол, - впредь рассчитано на расширение и сотрудничество с другими странами. Армения и Киргизия уже выразили желание присоединиться к Таможенному союзу. Интерес показывают Израиль и Индия: Тель-Авив и Дели готовы работать над вопросом подписания соглашения о создании зоны свободной торговли. Они уже сотрудничают с евразийскими наднациональными органами: согласовываются технические регламенты, таможенные тарифы, параметры качества продукции».
То, что Сербия - по крайней мере «в эти дни, в эти годы» - отклонила предложение присоединиться к антироссийским санкциям, можно только приветствовать. И здесь логичным было бы не откладывать начало работ по «Южному потоку», оправдывая эти отсрочки аргументами вроде того, что «пусть Болгария начнет». Полезнее взглянуть на других соседей-европейцев: Венгрия ускоряет начало работ по этому газопроводу, не дожидаясь ни Болгарии, ни Сербии.
Следует понимать, что в вопросе о присоединении Сербии к антироссийским санкциям Запад повторяет тактику, которая показала себя успешной в «нормализации отношений с Косовом». Другими словами, «жабу будут варить на медленном огне». Брюссель не хочет допустить, чтобы сербское общественное мнение, столкнувшись с требованием ввести санкции против России, «встало на дыбы». С этой точки зрения заявление еврокомиссара Хана – даже не ультиматум и не шантаж. Это разъяснение тем, кто ещё не понял, что если «Евросоюзу нет альтернативы», а политика ЕС подразумевает санкции против России, то рано или поздно (постепенно, конечно!) Сербии придётся к этим санкциям присоединяться.
Может быть, сталкиваясь с такой позицией, сербам стоит задуматься о том, что альтернативу «безальтернативному пути в ЕС» может предложить Россия?
Белград