«Южный поток» и альтернатива Евросоюзу

telegram
Более 60 000 подписчиков!
Подпишитесь на наш Телеграм
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться
dzen
Более 120 000 подписчиков!
Подпишитесь на Яндекс Дзен
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться

После совместной пресс-конференции Путина и Эрдогана 1 декабря в Анкаре европейские СМИ буквально взорвались. Журналистам было трудно выбрать, что же из того, о чём договорились российский и турецкий президенты, вынести в заголовки своих статей. 

Отметим лишь основные результаты встречи, готовившейся в течение долгого времени. Во-первых, взаиморасчёты по торговле между Россией и Турцией в будущем станут осуществляться в национальной валюте, что быстро приведёт к трехкратному увеличению двустороннего товарооборота. Во-вторых, началось сближение позиций Москвы и Анкары по вопросу о Сирии. В-третьих, с 1 января 2015 года Турция будет покупать российский газ по цене, сниженной на 6 %, а из России в Турцию будет построен новый газопровод мощностью 63 млрд кубометров в год. Напомним, что «Южный поток» также проектировался под пропускную способность 63 млрд кубометров газа. Отправной точкой для новой трубы станет компрессорная станция «Русская», запроектированная для «Южного потока». Отвечая в Анкаре на вопрос о судьбе проекта «Южный поток», В.Путин сказал: «Если Европа не хочет его реализовывать, ну, значит, тогда он не будет реализован. Мы перенацелим потоки наших энергоресурсов на другие регионы мира, в том числе с помощью продвижения и ускоренной реализации проектов по сжиженному природному газу. Будем продвигать на другие рынки, и Европа не получит этих объёмов, во всяком случае из России». 

Итак, кто и что приобрёл, а кто потерял в связи с принятием Москвой решения об изменении маршрута транспортировки российского газа? Вне всяких сомнений, в выигрыше Россия и Турция. Теперь российский газ будет продаваться странам-членам ЕС не через Болгарию, Сербию, Венгрию и Австрию, а через Турцию. Одновременно блокируются все трубопроводные проекты, альтернативные российским. Россия вытесняет конкурентов с газового рынка Южной Европы гораздо успешнее, чем это могло бы быть сделано с помощью «Южного потока». Соответственно, Турция решает проблему своей энергетической безопасности. А строительство огромного подземного газохранилища на турецко-греческой границе закрепит за Турцией роль центра распределения энергоносителей на ближайшие десятилетия, усилив позиции Анкары в Восточном Средиземноморье и на Балканах. 

Болгарские политики, не сумевшее выдержать давление Вашингтона, своим отказом от строительства «Южного потока» широко распахнули двери для усиления турецкого влияния в регионе. Для Болгарии это будет иметь громадные последствия. 

Российско-турецкие соглашения упрочивают евразийскую матрицу международной политики. В наше время прогрессирующего евросклероза это чрезвычайно важно. 

Проблемы в российско-турецких отношениях, конечно, остаются, но они ничто по сравнению с чёрным облаком, нависшим над Европой. Евросоюз играл со своей судьбой, слепо следуя в украинском кризисе за Соединёнными Штатами, чем нанёс себе много вреда. Во вред себе действовал Евросоюз и тогда, когда устраивал обструкцию «Южного потока». В Брюсселе не хотели, чтобы страны-члены ЕС покупали газ непосредственно от производителя – России по более низкой цене, значит, теперь эти страны будут покупать газ через посредника – Турцию, но уже дороже. Получив низкую цену на газ, и при относительно дешевой рабочей силе Турция становится значительно более конкурентоспособной на мировом рынке, нежели большинство стран-членов Евросоюза. Теперь надо готовиться к тому времени, когда турецкие компании «отожмут» европейских конкурентов по всему миру. 

В Брюсселе должны понять, что, не захотев «чрезмерного усиления российского влияния на Балканах», Европа получила усиление на юго-востоке континента российского и турецкого влияния. А Балканы без стратегического газопровода и стабильного снабжения дешевыми энергоносителями превратятся в «слепую кишку» континентальной экономики. По сути, Евросоюз бросил жителей Балкан без какой бы то ни было перспективы развития, без планов на будущее. 

Если США в отместку за сближение Эрдогана с Москвой попытаются организовать «стамбульскую весну», захотят ли европейцы присоединиться в этом к Вашингтону, как в своё время они солидаризовались с американской политикой в отношении Ливии и Сирии? Слабый голос разума, еле различимый в Европе, подсказывает, что это было бы равносильно тушению пожара бензином. Однако этот голос могут и не услышать. 

Если бы разум у политиков из Брюсселя был в чести, «Южный поток» давно был бы уже построен. Всё говорит о том, что всерьёз продолжать думать о «европейском выборе» ныне невозможно. Евросоюзу должна быть альтернатива.