С тяжестью на душе принимаюсь на этот раз за свои записки. Лента событий, вспыхивающих в памяти, видится безрадостной, бессмысленной, порой дикой. Некто, быть может, сложил бы другую картину, составил её из впечатлений более радостных. Познакомиться бы с этим «некто»…
Спрашиваю себя: откуда взялось такое неблаголепие украинского бытия, такое уродство? Откуда эти напряжённые, испуганные лица? Откуда искажённые подозрительностью и ненавистью сердца? Вроде понятно – националистическая пропаганда и националистическая власть искажают не только восприятие картины мира, но и уродуют сам этот мир. И вот недавно российский поэт Вадим Степанцов высказал ещё одну печальную и вполне серьёзную версию: Бог покинул Украину. Да, здесь присутствует ощущение, что Бога нет, что в Киеве, на Украине, по слову героя Достоевского, «всё позволено»...
Хотя сам я так не думаю. Бог не покинул Украину, Он лишь попустил совершаться беззаконию под названием украинский нацизм. Может быть, потому, что слишком многие этого захотели? И теперь эти многие должны увидеть плоды своих безумных дел, речей и помышлений? Увидеть, к чему приводит грех братоубийства, физического и морального. А ещё грех лжи - лжи о собственной истории, о вере отцов. И увидев, покаяться. Без покаяния нет новой жизни.
Однако с покаянием в Киеве трудно. Не так давно мы с товарищем получили приглашение на поэтический вечер. Три достаточно известных в Киеве барда проводили мероприятие, посвящённое «Революції Гідності» (Революции Достоинства). Все трое пишут, говорят и поют по-русски. У старшего дочь проживает в Москве и, как может, помогает папе выжить в тяжёлых материальных условиях, возникших как следствие воспеваемой им революции. Однако нелогичность такого положения папу с его друзьями не смущает. Годовщину переворота, который завёл страну в хаос, войну и нищету, решено было творчески отметить. И даже не ради выгоды или из чувства самосохранения, а в ослеплении. Из упорного нежелания покаяться и сказать: мы ошиблись.
Товарищ, поясняя отказ посетить подобный вечер, написал: «Мои понятия о достоинстве, свободе, чести и благородстве как-то уж сильно разнятся с национал-пропагандистскими клише. А лично мои честь и достоинство никогда в жизни не были так оскорблены, как год тому назад майданными событиями». Мне оставалось только присоединиться к этим словам.
Моя дочь тоже живёт в Киеве. И поёт в небольшом музыкальном коллективе. Аудитория – молодёжные джазовые клубы. На днях ей предложили выступить в одном из клубов в центре города, рядом с Крещатиком. Поразило оформление зала: стены «художественно» исписаны похабными речёвками в адрес Путина. Местный менеджер предупредил – в традиции заведения периодически вставать и петь вместе со зрителями гимн Украины. При этом смотрел напряжённо, испытующе. В общем, этот концерт не состоялся…
Среди киевской молодёжи русофобия считается хорошим тоном. И не только среди молодёжи. Знакомая семья. Сорокалетние. Глава семейства – бизнесмен средней руки. Милый, скромный человек с классической русской фамилией, похожей на «Смирнов», регулярно возит за свой счёт помощь в зону АТО. Жена, родом из российской глубинки, вздыхает со слезой: «Там наши мальчики, которых убивают русские».
Русофобия стала синонимом украинского патриотизма. Тот, кто отмалчивается и не поддерживает разговоров, в которых поносятся Россия и русские, вызывает подозрение. Многие действительно считают, что Украина находится в состоянии войны с Россией. Некоторые знают, что это ложь, но притворяются. Ведь без войны, без «русской агрессии» невозможно объяснить экономический и правовой хаос, накрывший Украину. Опять же нужно будет признать, что майдан стоял напрасно, что участников майдана надула кучка своих и зарубежных негодяев. Чувствовать себя обманутым и униженным не хочется. А тут и телевизионный агитпроп с утра до вечера передаёт вести с «российско-украинского фронта». И сердце успокаивается: мы - не обманутые глупцы, просто война всё рушит, а сама по себе идея революции хороша.
И пока эта пропагандистская гидра не уничтожена, помрачение останется состоянием миллионов. Эту проблему освободителям Украины от нацистского ига ещё предстоит решать.
Приведу несколько фактов из области быта.
Киевляне получили новые счета за коммунальные услуги. Они впечатляют. Скажем, вместе живут двое, мать и сын-школьник. В квитанции указана оплата, положенная теперь за отопление, – 700 гривен. Чтобы не утомлять переводом в другие валюты, поясню: с остальными услугами может набраться сумма больше 1000 гривен, а зарплата у мамы 1800. И это притом, что минимальная официальная зарплата 1200 и прожить на неё даже одному почти невозможно.
При этом большинство коммунальных плательщиков сообщают о своём «удивлении» шёпотом. Если недогадливый читатель спросит, почему шёпотом, ответим без обиняков: боятся. В государстве установлена праворадикальная диктатура национал-фашистского толка и ссориться с ней не рискуют. Поскольку она может убить, покалечить.
По той же причине киевляне молча взирают на курсы валют, выставленные в пунктах обмена. Даже плохо учившиеся в школе понимают: судя по растущему курсу доллара США (который напоминает подкрашенного покойника), они обеднели минимум в два раза. А если добавить взлетевшие цены и реформы Яценюка, то не в два, а три-четыре. Кстати, о реформах. Всё, что предлагает премьер для пополнения казны, задумано взять из кармана простых граждан. Однако сами граждане помалкивают. А когда начинают постанывать, им квалифицированно поясняют: все беды от России. И некоторые находят успокоение в непрестанном, как магическое заклинание, как камлание сектантов «если бы не Россия и Путин, всё было бы хорошо». Замкнутый круг.
В такой обстановке уже вполне «органичной» показалась прошедшая в Киеве в декабре выставка антироссийского и антирусского плаката. Главные объекты осмеяния и ненависти – «ватники», Донбасс, «совок», Россия и её святыни. Плакаты призывали: убить «колорада», разорвать «оковы братства», изгнать всё русское с Украины. Был один вызвавший особое отвращение: Христос Спаситель изображался восседающим на горе покрышек, поджигавшихся на майдане, и с коктейлем Молотова в руке. Братоубийственная ненависть всегда питает богохульство и питается им…
…«Корифей» украинской советской прозы Юрий Мушкетик призвал отказаться от любой печатной продукции на русском языке. Закрыть все издания на языке врага. Это, к слову, тот самый Мушкетик, который при советской власти был лауреатом всевозможных премий и партийным руководителем писательских масс. Теперь, как и прочие, подался в украинские «патриоты», то есть ненавистники России и всей великой русской культуры. Только заметим: если новая власть даже прикажет каждому гражданину под страхом наказания не читать ничего, кроме Мушкетика, всё равно читать не будут.
Или вот ещё. Группа молодых депутатов Верховной рады от «Свободы» зарегистрировали проект нового закона, предлагающий Украинскую Православную Церковь официально переименовать в Русскую, что позволит развязать «законные» гонения на священников и мирян как на «иностранцев» и «агентов врага». У власти ныне дьявольские силы, и Церковь Христова им ненавистна. Дикость: учреждённую Самим Спасителем Церковь собралась «реформировать» кучка полуграмотных юнцов. Помню, как один из них, некто Юрий Левченко, преданно смотрел в рот Тягнибоку на одной из выложенных в Интернете видеозаписей, где свободовцы обсуждают со «спонсором» размер оплаты массовых выступлений против «преступного режима Януковича». Что ж, мальчик вырос «при ноге» лидера социал-националистической партии, теперь вот взялся за Церковь.
Кстати, в минувшее воскресенье после службы в храме был у меня один разговор. Верующий молодой музыкант вместе с коллективом президентского оркестра побывал в зоне АТО. Они проезжали мимо разрушенных мостов, зданий, разбомблённых больниц. И практически все музыканты, люди с тонкой душевной организацией, образованные, высказались в том смысле, что русских надо изводить под корень. Пока они живы, Украине не быть благополучной.
Я предупреждал – эти записки будут безрадостные. А ведь я ещё многое не рассказал. Например, как узнал, что давний знакомый, лингвист и переводчик, стал заместителем командира одного из карательных батальонов. Как мне довелось увидеть горящую Федерацию футбола Украины, подожжённую правосеками, а когда-то я был болельщиком киевского «Динамо». Как шёл на днях с сыном по Крещатику и вдруг внезапно понял: этот город, в котором я родился и прожил жизнь, стал мне чужим.
Почему же я живу здесь? На что рассчитываю? Отвечу словами, какими отвечаю на этот вопрос сам себе. Я надеюсь, что Богородица, к которой взываю о помощи, защитит. Защитят Печерские святые. Защитит святой апостол Андрей Первозванный, чью память праздновали недавно, 13 декабря. Это он провидел и предсказал возникновение Киева как центра христианской веры. И это он, как написала историк и журналист Мирослава Бердник, «не допустит, чтобы фашистская нечисть царила в Киеве долго».
…Бог взывает к соработникам. Он спасает верных - тех, кто ревнует о спасении. Братоненавистнический фашизм сам собой не уйдёт, его потребуется уничтожить. И уничтожить его - в Божьих очах благое дело. Да свершится!