За прошедший год финансово-экономическая ситуация Евросоюза не улучшилась. Кто-то называет это «негативным экономическим фоном», но точнее было бы сказать, что объединённая Европа подошла к некой грани. В Великобритании, как свидетельствуют результаты опроса, проведенного компанией WIN/GIA, более половины граждан (51%) выступают за выход страны из Европейского союза. Великобритания - первая западноевропейская страна, в которой противники членства в ЕС уже составили большинство. Во Франции, Италии и Германии за выход из Европейского союза высказываются более четверти опрошенных, в Греции - треть участников опроса, в Нидерландах – 42%. Характерно, что в экономических проблемах Европы большинство опрошенных обвиняет банки и банкиров.
Лондонская The Guardian предупреждает, что еврозона находится на пороге нового экономического кризиса. Наиболее вероятным сценарием редактор экономического раздела газеты Ларри Эллиотт считает возникновение новых проблем в Греции (там не исключён приход к власти леворадикальных сил), жители этой страны «устали от постоянной экономии». Не намного лучше, по выражению британского эксперта, обстоят дела в Португалии, Испании, Италии, Бельгии. Если ситуация не изменится, «доверие бизнеса и потребителей будет потеряно, а опасения по поводу неработающей кредитной политики будут усиливаться», пишет The Guardian. [1] О том же говорит и последний доклад экспертов Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР). Данные за октябрь указывают на замедление экономического роста в странах еврозоны и в Великобритании.
Серьезным негативным фактором для Евросоюза остается большой массив безработицы. В 2014 году она составила 10,5%, снизившись на 0,4% по сравнению с 2013 годом. Снижение незначительное, к тому же в целом ряде стран безработица растёт – в Бельгии, Финляндии, Франции, Италии, Люксембурге, Нидерландах, Болгарии, на Кипре, на Мальте.
А главный негативный фактор – начало «технической рецессии» Германии. В октябре 2014 года четыре ведущих немецких исследовательских института (Ifo, DIW, RWI и IWH) снизили прогноз по росту национальной экономики. Как указывает орган деловых кругов газета Handelsblatt, говорить о начале «технической рецессии» можно было уже во II-III кварталах 2014 года. В частности, был зарегистрирован спад числа промышленных заказов на 5,7%, а производство промышленной продукции сократилось на 4%. Одной из причин спада стала «санкционная война», развязанная Западом против России. При этом, считают германские эксперты, замедление экономического роста в стране носит не временный, а долгосрочный характер.
Рецессия в Германии не может не перекинуться на всю еврозону, а это, как утверждают эксперты Deutsche Bank, приведет к падению курса евро: в 2017 году европейская валюта может опуститься ниже уровня эквивалента в один доллар.
Неудивительно, что в этих условиях ряд государств-членов ЕС расширяют двустороннее сотрудничество с Китаем. Пекин идёт им в этом навстречу. Уже сегодня присутствие Китая во внешнеторговом обороте стран Европы довольно заметно. Так, в структуре импорта Чехии Китай занимает 4-е место - сразу после Словакии и впереди России. В структуре венгерского импорта Китай идет третьим (после России). Среди поставщиков продукции на польский и сербский рынки Китаю принадлежит 4-е место.
Если же говорить в общем, то объемы внешнеторгового оборота Китая с государствами Центральной и Восточной Европы (ЦВЕ) составили, по предварительным данным, за 2014 год 48 млрд евро – на 3,9 млрд евро больше, чем в 2013 году.
Важной вехой в укреплении позиций Китая в Европе стал состоявшийся в середине декабря в Белграде третий экономический саммит государств Центральной и Юго-Восточной Европы и КНР. Китайская делегация во главе с премьером Госсовета КНР Ли Кэцяном подчеркнула заинтересованность Пекина в «динамичном сотрудничестве» с центральноевропейскими государствами и выразила поддержку «сильной евровалюте». Визит китайского премьера в Белград стал первым событием такого уровня за последние 28 лет.
Среди подписанных в Белграде документов следует особо выделить соглашение о строительстве при финансовом содействии Китая высокоскоростной железнодорожной магистрали Белград - Будапешт, которая должна стать ключевым звеном трансграничного торгового пути, связывающего КНР и Европу. Другое ключевое звено этой магистрали - греческий порт Пирей, в котором два терминала переданы китайскому гиганту Cosco. К настоящему времени 80% китайской торговли с Европой осуществляются с использованием морских коммуникаций. Участвовавшие в саммите главы правительств Сербии, Венгрии и Китая Александар Вучич, Виктор Орбан и Ли Кэцян подчеркнули свое намерение «создать быстрый наземный и морской путь, опирающийся на высокоскоростную железнодорожную магистраль Будапешт - Белград (работы на этом участке должны быть завершены в 2017 году), а также на греческий порт в Пирее». По оценке главы сербского кабинета, данный железнодорожный путь «станет позвоночным хребтом транспортных магистралей, связывающих эту часть Европы с Китаем». [2]
Не обошли участники саммита вниманием и общие вопросы экономической политики Китая в отношении Европы. Китайский премьер отметил, что его страна располагает «достаточными резервами и в состоянии отреагировать на нужды стран восточной Европы». Конкретно речь шла о предоставлении государствам региона очередного китайского кредита на выгодных условиях в размере 7 млрд долларов. Ранее, в 2012 году, на аналогичном саммите в Варшаве уже была достигнута договоренность об открытии китайской кредитной линии в размере 10 млрд евро.
В настоящее время главными получателями китайских инвестиций в регионе Центральной и Восточной Европы выступают Венгрия и Сербия. Инвестиции КНР в их экономику оцениваются в несколько миллиардов евро. Для Польши в 2013 году они составили 300 млн евро, для Румынии в 2013 году – 114 млн евро, а за 2014 год, по неполным данным, 45 млн евро. Кроме того, в конце октября 2014 года Китай принял решение предоставить кредит Черногории в размере 687 млн евро в целях финансирования сооружения участка скоростной автомагистрали. Одновременно Пекин подписал предварительное соглашение с Боснией и Герцеговиной на предмет финансирования сооружения 62-километрового участка автотрассы на боснийской территории. Цель все та же – создание интегрированной общебалканской транспортной инфраструктуры. Помимо портовых терминалов в Пирее, ее уже важным звеном является торжественно открытый в дни саммита в Белграде новый мост через Дунай протяженностью 1,5 километра и стоимостью 136,5 млн евро. Это первый результат реализации китайских инфраструктурных проектов в Европе. Можно не сомневаться, что скоро за ним последует продолжение.