Китай – Европа: новый альянс? (II)

telegram
Более 60 000 подписчиков!
Подпишитесь на наш Телеграм
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться
dzen
Более 120 000 подписчиков!
Подпишитесь на Яндекс Дзен
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться

Часть I

За прошедший год финансово-экономическая ситуация Евросоюза не улучшилась. Кто-то называет это «негативным экономическим фоном», но точнее было бы сказать, что объединённая Европа подошла к некой грани. В Великобритании, как свидетельствуют результаты опроса, проведенного компанией WIN/GIA, более половины граждан (51%) выступают за выход страны из Европейского союза. Великобритания - первая западноевропейская страна, в которой противники членства в ЕС уже составили большинство. Во Франции, Италии и Германии за выход из Европейского союза высказываются более четверти опрошенных, в Греции - треть участников опроса, в Нидерландах – 42%. Характерно, что в экономических проблемах Европы большинство опрошенных обвиняет банки и банкиров.

Лондонская The Guardian предупреждает, что еврозона находится на пороге нового экономического кризиса. Наиболее вероятным сценарием редактор экономического раздела газеты Ларри Эллиотт считает возникновение новых проблем в Греции (там не исключён приход к власти леворадикальных сил), жители этой страны «устали от постоянной экономии». Не намного лучше, по выражению британского эксперта, обстоят дела в Португалии, Испании, Италии, Бельгии. Если ситуация не изменится, «доверие бизнеса и потребителей будет потеряно, а опасения по поводу неработающей кредитной политики будут усиливаться», пишет The Guardian. [1] О том же говорит и последний доклад экспертов Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР). Данные за октябрь указывают на замедление экономического роста в странах еврозоны и в Великобритании.

Серьезным негативным фактором для Евросоюза остается большой массив безработицы. В 2014 году она составила 10,5%, снизившись на 0,4% по сравнению с 2013 годом. Снижение незначительное, к тому же в целом ряде стран безработица растёт – в Бельгии, Финляндии, Франции, Италии, Люксембурге, Нидерландах, Болгарии, на Кипре, на Мальте.

А главный негативный фактор – начало «технической рецессии» Германии. В октябре 2014 года четыре ведущих немецких исследовательских института (Ifo, DIW, RWI и IWH) снизили прогноз по росту национальной экономики. Как указывает орган деловых кругов газета Handelsblatt, говорить о начале «технической рецессии» можно было уже во II-III кварталах 2014 года. В частности, был зарегистрирован спад числа промышленных заказов на 5,7%, а производство промышленной продукции сократилось на 4%. Одной из причин спада стала «санкционная война», развязанная Западом против России. При этом, считают германские эксперты, замедление экономического роста в стране носит не временный, а долгосрочный характер.

Рецессия в Германии не может не перекинуться на всю еврозону, а это, как утверждают эксперты Deutsche Bank, приведет к падению курса евро: в 2017 году европейская валюта может опуститься ниже уровня эквивалента в один доллар.

Неудивительно, что в этих условиях ряд государств-членов ЕС расширяют двустороннее сотрудничество с Китаем. Пекин идёт им в этом навстречу. Уже сегодня присутствие Китая во внешнеторговом обороте стран Европы довольно заметно. Так, в структуре импорта Чехии Китай занимает 4-е место - сразу после Словакии и впереди России. В структуре венгерского импорта Китай идет третьим (после России). Среди поставщиков продукции на польский и сербский рынки Китаю принадлежит 4-е место.

Если же говорить в общем, то объемы внешнеторгового оборота Китая с государствами Центральной и Восточной Европы (ЦВЕ) составили, по предварительным данным, за 2014 год 48 млрд евро – на 3,9 млрд евро больше, чем в 2013 году.

Важной вехой в укреплении позиций Китая в Европе стал состоявшийся в середине декабря в Белграде третий экономический саммит государств Центральной и Юго-Восточной Европы и КНР. Китайская делегация во главе с премьером Госсовета КНР Ли Кэцяном подчеркнула заинтересованность Пекина в «динамичном сотрудничестве» с центральноевропейскими государствами и выразила поддержку «сильной евровалюте». Визит китайского премьера в Белград стал первым событием такого уровня за последние 28 лет.

Среди подписанных в Белграде документов следует особо выделить соглашение о строительстве при финансовом содействии Китая высокоскоростной железнодорожной магистрали Белград - Будапешт, которая должна стать ключевым звеном трансграничного торгового пути, связывающего КНР и Европу. Другое ключевое звено этой магистрали - греческий порт Пирей, в котором два терминала переданы китайскому гиганту Cosco. К настоящему времени 80% китайской торговли с Европой осуществляются с использованием морских коммуникаций. Участвовавшие в саммите главы правительств Сербии, Венгрии и Китая Александар Вучич, Виктор Орбан и Ли Кэцян подчеркнули свое намерение «создать быстрый наземный и морской путь, опирающийся на высокоскоростную железнодорожную магистраль Будапешт - Белград (работы на этом участке должны быть завершены в 2017 году), а также на греческий порт в Пирее». По оценке главы сербского кабинета, данный железнодорожный путь «станет позвоночным хребтом транспортных магистралей, связывающих эту часть Европы с Китаем». [2]

Не обошли участники саммита вниманием и общие вопросы экономической политики Китая в отношении Европы. Китайский премьер отметил, что его страна располагает «достаточными резервами и в состоянии отреагировать на нужды стран восточной Европы». Конкретно речь шла о предоставлении государствам региона очередного китайского кредита на выгодных условиях в размере 7 млрд долларов. Ранее, в 2012 году, на аналогичном саммите в Варшаве уже была достигнута договоренность об открытии китайской кредитной линии в размере 10 млрд евро.

В настоящее время главными получателями китайских инвестиций в регионе Центральной и Восточной Европы выступают Венгрия и Сербия. Инвестиции КНР в их экономику оцениваются в несколько миллиардов евро. Для Польши в 2013 году они составили 300 млн евро, для Румынии в 2013 году – 114 млн евро, а за 2014 год, по неполным данным, 45 млн евро. Кроме того, в конце октября 2014 года Китай принял решение предоставить кредит Черногории в размере 687 млн евро в целях финансирования сооружения участка скоростной автомагистрали. Одновременно Пекин подписал предварительное соглашение с Боснией и Герцеговиной на предмет финансирования сооружения 62-километрового участка автотрассы на боснийской территории. Цель все та же – создание интегрированной общебалканской транспортной инфраструктуры. Помимо портовых терминалов в Пирее, ее уже важным звеном является торжественно открытый в дни саммита в Белграде новый мост через Дунай протяженностью 1,5 километра и стоимостью 136,5 млн евро. Это первый результат реализации китайских инфраструктурных проектов в Европе. Можно не сомневаться, что скоро за ним последует продолжение.

[1] The Guardian, 14.12.2014
[2] AFP 161951 GMT DEC 14
Другие материалы