Расстрел редакции журнала Charlie Hebdo в Париже, захваты заложников, убийства полицейских, приковавшие к себе внимание всего мира, стали шоком для Европы. Дискуссия в западной прессе по горячим следам терактов сосредоточилась, главным образом, на проблемах свободы слова и её границ в условиях провала попыток создать мультикультурную модель общества. Эмоции еще захлестывают участников дебатов, высказываются самые радикальные мнения, тогда как осмысление главного урока парижской трагедии 7 января пока даже не началось.
Смертоносная акция людей, оповестивших мир о своём намерении «отомстить за пророка Мухаммеда», продемонстрировала, что иерархия угроз, выстроенная лидерами и Франции, и других государств Западного мира, далека от реальности. Уже почти год на Западе слышен хор голосов, твердящих о том, какую большую опасность представляет для западной цивилизации Россия, сколько коварства содержит концепция гибридных войн, якобы принятая Россией на вооружение, как важно защитить прибалтийские страны, которые вот-вот падут следующими жертвами русского медведя. Россию делали виновной и за коррумпированность режима Януковича, и за сбитый малайзийский «Боинг», и за неспособность Украины вовремя оплачивать газовые долги. Обама во всеуслышание объявил, что Россия представляет большую угрозу миру, чем террористическая группировка «Исламское государство». А Сорос, который четыре года назад давал деньги на свержение Мубарака, зная, что победителями из этого переворота выйдет радикальная группировка «Братьев-мусульман», сегодня пугает Европу «возрождающейся Россией, превратившейся в стратегического противника, создавшей националистическую идеологию, замешанную на этнической солидарности, социальном консерватизме, религии, славянском братстве, гомофобии и святой Руси». Финансовый спекулянт, сделавший своё состояние игрой на понижение курса некоторых европейских валют, называет это идеологически несъедобное блюдо, которое он скармливает европейцам, защитой ценностей открытого общества.
Однако карикатуристов Charlie Hebdo, опрометчиво глумившихся над религией ислама, расстреливали не «вежливые люди», появившиеся весной прошлого года в Крыму. Во французской трагедии показали своё лицо те силы, которые со времён войны в Афганистане возвеличивались на Западе как борцы за свободу и союзники по борьбе с Советским Союзом. Сейчас в Париже и других европейских городах проходят массовые акции против террора, главы государств и правительств съезжаются во Францию для участия в Республиканском марше, весь мир выражает свои соболезнования жертвам, но приведёт ли «кровавая среда» в Париже к пересмотру Западом курса, под влиянием которого джихад пришёл на землю Европы?
Генеральный секретарь НАТО Йенс Столтенберг, находясь в Германии на съезде Христианско-социального союза, дал пресс-конференцию, на которой он сначала повторил дежурные обвинения России в дестабилизации Украины, в агрессии, а потом, отвечая на заданный ему вопрос, сказал, что НАТО стремится к более тесному и конструктивному сотрудничеству с Россией в области борьбы с терроризмом. Затем, отвечая на очередной вопрос, Столтенберг снова перешёл к обвинениям России в поддержке сепаратистов на востоке Украины, в срыве минских договоренностей и т.д. СМИ всё это преподнесли так, что НАТО предлагает России сотрудничество и Москве, мол, остаётся сделать только шаг – изменить свой курс в отношении Украины, как все признаки резкого похолодания в отношениях между Западом и Россией исчезнут.
В странном мире существует генеральный секретарь НАТО Йенс Столтенберг! Вернее, есть ощущение, что он живет сразу в двух параллельных мирах. В одном из миров «воины джихада», возымевшие свободу рук теперь уже не в пригородах Дамаска, а в центре Парижа, расстреливают французских журналистов, и в этом мире России предлагается вместе с НАТО бороться против общей угрозы. А в другом мире Россия выступает агрессором, НАТО сдерживает агрессора, угрозы же со стороны «Исламского государства», боевики которого сотнями съезжаются сейчас из Ирака и Сирии в европейские страны, не существует вообще. И Столтенберг умудряется в течение одной пресс-конференции перескакивать из одного мира в другой, а затем обратно!
Господам Столтенбергу, Меркель, Олланду, Юнкеру и другим европейским атлантистам следовало бы понять, по крайне мере, две простые вещи.
Россия, как и прежде, открыта к сотрудничеству с Западом, но готова сотрудничать только на равных и только на основе взаимного уважения интересов. Это подразумевает, во-первых, отказ от дестабилизирующего систему безопасности в Европе расширения НАТО на восток и от приближения военной инфраструктуры блока к российским границам.
Во-вторых, подписание в декабре 2014 года президентом Бараком Обамой закона США № 5859 «О поддержке свободы на Украине» - это неформальное объявление войны России. Хотелось бы, чтобы и в Берлине, и в Париже, и в Брюсселе взвесили всю тяжесть решения, которое предстоит принять европейским государствам в случае приглашения им присоединиться к этой войне.
Трансатлантическая солидарность не спасла европейцев от удара радикальных исламистов, которые с 70-х годов ХХ века пестуются американскими спецслужбами. Эта солидарность с каждым годом обходится Европе всё дороже. В Москве надеются, что у Европы достанет всё-таки политической воли взять свою судьбу из американских рук в собственные.