Игра без правил: правовой империализм против России (I)

telegram
Более 60 000 подписчиков!
Подпишитесь на наш Телеграм
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться
dzen
Более 120 000 подписчиков!
Подпишитесь на Яндекс Дзен
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться

Термин «правовой империализм» возник в связи с событиями вокруг государственного долга Аргентины, когда суд Нью-Йорка по нескольким частным искам вынес решение в отношении этого государства и росчерком судейского пера долг Аргентины был увеличен, по оценкам экспертов, на 120 млрд. долл. Суть правового империализма состоит в поддержке англосаксонским правосудием финансовых стервятников.

Финансовые стервятники против Аргентины под прикрытием американской Фемиды

История восходит к 2001 году, когда Аргентина вынуждена была объявить дефолт по долгам государства на сумму около 130 млрд. долл.  Это был крупнейший в мировой финансовой истории суверенный дефолт. Начался процесс реструктуризации долга путем переговоров Аргентины с зарубежными держателями её долга. В результате большинство кредиторов пошло на списание значительной части долга (до 75%) и изменение условий погашения оставшейся суммы. Однако на такую реструктуризацию не согласилась часть инвесторов, на руках которых находились облигации аргентинского казначейства на сумму около 4 млрд. долл. Среди них выделялась кучка хедж-фондов во главе с Elliott Management Corp. Пола Сингера. Эти хедж-фонды имели пакет аргентинских бумаг на сумму немногим более 1,3 млрд. долл. За ними к тому времени уже закрепилась слава финансовых стервятников, которые покупали на рынке долговые обязательства государств, находившихся на пороге суверенного дефолта или уже объявивших о дефолте, а затем требовали 100-процентных выплат по бумагам и ни на какие компромиссы с должниками не шли. Наглость финансовых стервятников подкрепляется тем, что они подают иски в суды с требованием обеспечить им 100-процентную сатисфакцию по долговым бумагам, и суды такие иски удовлетворяют. 

В случае с Аргентиной стервятники обратились в суд Нью-Йорка с требованием заставить Аргентину выплачивать им по долговым бумагам суммы в полном объеме, т.е. без учета реструктуризации долга. В октябре 2012 года Апелляционный суд второго округа США в Нью-Йорке удовлетворил исковое требование стервятников. Более того, он запретил Аргентине обслуживать реструктурированные обязательства, пока она не рассчитается с фондами, подавшими исковое заявление. Буэнос-Айрес яростно сопротивлялся, понимая, что другие держатели долга почти наверняка потребовали бы таких же 100-процентных выплат. А заложником нью-йоркского суда Аргентина оказалась потому, что ее международные облигации выпущены по праву штата Нью-Йорк. Суд Нью-Йорка определил крайним сроком возможного внесудебного урегулирования проблемы между стервятниками и Аргентиной утро 31 июля 2014 года. К тому моменту урегулирование достигнуто не было, и ведущие рейтинговые агентства резко понизили инвестиционный рейтинг Аргентины. Платежи, которые Аргентина исправно осуществляла держателям реструктурированного долга, были судом заблокированы. Аргентина отказывается выполнять решение суда, а судейский «счетчик» каждый день теперь отсчитывает штрафы…

«Дело ЮКОСа» - первая крупная акция правового империализма против России

Понятие «правовой империализм» вполне подходит и к решению, которое почти в это же время вынес Международный арбитражный суд Гааги по иску иностранных акционеров российской нефтяной компании ЮКОС. 

В середине прошлого десятилетия упомянутая компания, входившая в империю олигарха Михаила Ходорковского, прекратила свое существование. На протяжении многих лет она уклонялась от уплаты налогов. А те суммы непогашенных налоговых обязательств, которые ей были выставлены десять лет назад судом, она не сумела выплатить. Большая часть активов ЮКОС отошла российской нефтяной компании «Роснефть». Недовольные иностранные держатели акций компании ЮКОС стали подавать иски в зарубежные суды, требуя сатисфакции. В конце концов, все эти иски были консолидированы и направлены в Гаагский международный суд. Общая сумма исковых требований первоначально составляла 114 млрд. долл. (что, между прочим, существенно превышает стоимость всех активов ЮКОС на момент его ликвидации). Суд несколько лет не удовлетворял и не отклонял претензии акционеров ЮКОС, он чего-то ждал. И дождался. Когда весной 2014 года Запад начал вводить экономические санкции против России, суд реанимировал дело ЮКОС и огласил свой вердикт: России предложили заплатить инвесторам почившей нефтяной компании 50 млрд. долл. Это крупнейшая компенсация, когда-либо назначенная Международным арбитражным судом. Суд посчитал, что в «деле ЮКОСа» Россия якобы нарушила Энергетическую хартию и экспроприировала нефтяную компанию у ее законных владельцев. Странное решение, учитывая, что Россия не ратифицировала упомянутую хартию. И также странно, что приобретение активов компании-банкрота другой компанией названо «экспроприацией». По сути, это неформальная санкция Запада против России, или правовой империализм в действии. 

Россию, как говорят в таких случаях, «поставили на счетчик». После оглашения вердикта суда ей предоставили 180 дней для исполнения решения суда. Поскольку Россия платить так и не начала, с 16 января 2015 года начали начисляться проценты, соответствующие доходности 10-летних казначейских бумаг США. По состоянию на середину января уровень доходности этих бумаг составлял 1,91%. Это значит, что в первый год сумма долга увеличится на 956,6 млн. долларов. Доходность казначейских бумаг США в текущем году, как ожидается, заметно вырастет. Поэтому к 50 миллиардам в 2015 году наверняка будет приплюсовано более 1 миллиарда. 

Решение Гаагского арбитражного суда: угрозы для России

Апелляции российских юристов по решению суда в Гааге успеха не возымели, при составлении бюджета РФ на 2015 год вопрос о выполнении решения Гаагского суда вообще не рассматривался, а вот противоположная сторона ведет себя очень активно. Сразу же после оглашения судебного приговора бывшие акционеры ЮКОС занялись увлекательным делом – поиском российских активов, которые могут быть использованы для погашения обязательств российской стороны. Арестам и последующим конфискациям могут подвергнуться, в первую очередь, государственные зарубежные активы. На первом месте, по мнению экспертов, находятся активы «Роснефти». На втором месте - активы других компаний с государственным участием (ВТБ, Газпром, Аэрофлот, ВЭБ и др). На третьем месте находится имущество государственных учреждений и организаций. Правда, недвижимость посольств по международному праву имеет иммунитет от арестов и экспроприаций, но зато есть, например, российские суда, которые иногда заходят в иностранные порты.

При этом никого не смущает то, что российских компаний со 100-процентным участием государства очень мало. В большинстве государственных компаний присутствуют миноритарные негосударственные акционеры, в том числе иностранные, и экспроприация активов российских компаний с участием государства будет означать прямое нарушение их имущественных прав. Это классическая игра без правил. Впрочем, одно правило есть: во что бы то ни стало наказать Россию! 

Правовой империализм как эффективная неформальная санкция против России

Против России уже было введено три пакета санкций. Эксперты гадают: будет ли четвертый? По моим оценкам, четвертого пакета не будет - по той причине, что более эффективными являются неформальные санкции. Появятся исковые требования к России – государству, ее компаниям и банкам. Будут также составляться черные списки физических и юридических лиц РФ для вынесения западными судами решений об арестах и экспроприациях их зарубежного имущества. По всему миру начнет действовать «модель Ротенберга». Как известно, российский предприниматель Аркадий Ротенберг весной 2014 года попал в черные списки на первой волне санкций, и в сентябре итальянский суд вынес решение об аресте и конфискации недвижимого имущества Ротенберга на сумму 30 млн. евро. Мартовские санкции предусматривали запрет для фигурантов черных списков въезжать на территорию санкционирующих стран и арест их денежных средств на счетах западных банков. А в случае с Ротенбергом имеет место арест недвижимого имущества, причем часть этого имущества вообще не имеет отношения к бизнесу. Я об этом говорю для того, чтобы еще раз подчеркнуть, что правовой империализм – это война без правил, стремление пограбить. Алгоритм «правового» мародерства примерно таков: 

1) выбирается понравившийся западному хищнику объект имущества, принадлежащий российскому юридическому или физическому лицу; 

2) западный стервятник добивается включения российского собственника имущества в черные списки; 

3) западные суды выносят решения об аресте и экспроприации приглянувшегося стервятнику имущества; 

4) происходит исполнение решения суда, имущество переходит в собственность стервятника. 

Черные списки как инструмент правового империализма

Черные списки могут составляться по самым разным поводам: «подозрение в коррупции», «соучастие в аннексии Крыма и агрессии против Украины», «нарушение прав человека», «связи с терроризмом», «антиамериканская пропаганда», «неуважение прав сексуальных меньшинств» и т.д. Конгресс США уже принимает специальные законы на этот счёт, например «Акт Магнитского», предусматривающий составление списков российских граждан, виновных в смерти юриста Сергея Магнитского. Этот юрист работал в фонде Hermitage Capital и в 2008 году был арестован по делу об уклонении фонда от уплаты налогов на сумму в несколько миллиардов рублей. Магнитский умер в тюремном изоляторе, Запад представил его «мучеником» и решил ответить России своими черными списками. 

Сейчас в США подумывают о том, чтобы превратить «Акт Магнитского» в универсальное оружие борьбы с Россией под флагом защиты «прав человека». В чёрные списки предлагается включать «обидчиков» не только Сергея Магнитского, но и Алексея Навального, а также близких ему «борцов с тоталитаризмом». Вашингтон готовится убить сразу двух зайцев: а) оказать политическое давление на Россию; б) снять «урожай» в виде имущества фигурантов черных списков («Акт Магнитского» предусматривает как запрет на въезд фигурантов списков, так и арест их банковских счетов). Чтобы увеличить сбор «урожая», предлагается не ограничиваться счетами в банках, а распространить санкции на все имущество, включая ценные бумаги и недвижимость. 

(Окончание следует)

Другие материалы